конспект "откуда в семье берутся деньги "
план-конспект урока (4 класс)
Предварительный просмотр:
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия!
- Сегодня наше занятие немного необычное, к нам пришли гости. Посмотрите на гостей, улыбнитесь и настройтесь на рабочий лад.
- На каком занятии мы с вами находимся? (Финансовая грамотность)
- Верно. Наше занятие я хотела бы начать с эпиграфа.
«Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.»
Бертольд Авербах (немецкий писатель)
- Это слова известного немецкого писателя Бертольда Авербаха. Подумайте, о чём эти слова? (Они означают, что нужно уметь правильно распоряжаться деньгами. Только умное использование денег приведёт к обогащению, в то время как неразумное распоряжение может привести человека к обнищанию. )
Как вы думайте, почему наше занятие я решила начать с этих слов? (тема урока будет связана с финансами )
- Актуализация опорных знаний.
- На прошлом занятии мы с вами говорили о деньгах. Ответьте же на мои вопросы.
1. Что такое деньги?( Деньги — это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
2. Какими были первые деньги? (Первые деньги, были товарными. К ним относились скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)
3. Как называется обмен одних товаров на другие? (бартер)
4. Расскажите, как появились монеты? (В древнем мире, в таких государствах, как Египет и Междуречье, пользовались слитками металла различной формы. Металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении. Металл легко делился на части, и эти части использовались для мелких торговых операций.
Однако находились люди, которые жульничали: пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или серебра, или делали его облегчённым. Тогда приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес. Чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить (помечать). Так появились монеты.)
- Давайте проверим, знаете ли вы, как называются стороны монет. (Аверс — лицевая (то есть главная) сторона монеты. На ней изображён герб, портрет или какой-то другой рисунок. Реверс — оборотная сторона монеты. На ней указан её номинал, то есть достоинство. Гурт — ребро монеты.)
- Молодцы.
- Определение темы и цели занятия.
Не будем тратить время понапрасну. Как говорится: время – деньги!
- А как вы понимаете эту поговорку? (Не трать зря время, за
которое можно заработать деньги.)
-Для начала я предлагаю вам разгадать загадку об одном из героев сказки.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…-
Кто же это?.. (Буратино)
-Кто помнит в какой стране оказался Буратино? (в стране Дураков).
-А кто отправил Буратино в страну дураков и для чего? (лиса Алиса
и кот Базилио, хотели обмануть Буратино и украсть его деньги).
- Внимание на экран!
Дети просматривают отрывок из мультфильма .
(Сюжет 1мин.)
– В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.)
- Простачок Буратино поверил, что из нескольких золотых монет может вырасти денежное дерево и он сказочно разбогатеет.
- А вы, ребята, верите, что так можно получить деньги? (НЕТ)
- Ребята, а как вы думаете, где ваши родители берут деньги? (зарплата,....)
-А кто уже догадался, какова тема нашего занятия?
- Проверим ваши предположения. Для этого посмотрите на слайд. Ваша задача решить математические выражения и получившиеся числа нужно будет расположить в порядке возрастания. Какие ключевые слова у вас получились? Какая же тема нашего занятия?
64 : 8 | О |
30 * 10 | О |
100 : 25 | Д |
11 * 5 | Х |
560 - 240 | Д |
100 * 5 | М |
450 : 9 | С |
45000 : 10 | Я |
960 + 40 | Ь |
40 * 6 | Е |
-Тема нашего занятия: «Откуда в семье берутся деньги?»
-Какие цели мы поставим перед собой? Что мы хотим узнать, чему хотим научиться? (Хотим узнать откуда в семью поступают деньги).
- Буратино тоже решил не отставать, поэтому сегодня он будет учиться вместе с нами.
- Работать мы будем по следующему плану:
1. Что такое доход
2. Какие бывают источники дохода
3. Разделение доходов на запланированные и незапланированные.
4. Подсчитывание доход семьи
- Изучение нового материала.
Вы заметили, что мы разделились с вами с 3 группы.
- Каждая группа образует свою семью.
- На уроках православной культуры мы с вами изучили определение слову семья. Давайте вспомним: (Семья - это группа близких родственников, проживающая на общей территории, основанная на любви и взаимопонимании)
- Семья это ячейка общества. У каждой семьи есть своя фамилия.
Задача каждой группы отгадать загадку и преобразовать отгадку в Фамилию. 1 группа.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек в нем нет .(Солнце – Солнцевы)
2 группа.
По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает…(Мороз- Морозовы)
3 группа.
Кусты и деревья качает,
Воет как волк в трубе.
Сразу за дверью встречает
И дует в лицо тебе...(Ветер –Ветровы)
- В каждой группе (в вашей семье) будут действовать правила работы. Напомните, какие же это правила? (не перебивать, работать вместе, не шуметь)
- Молодцы! Определитесь, кто у вас будет главный в семье. Посовещайтесь между собой и выберете главу вашей семьи. Он сегодня будет следить за порядком в семье, будет командиром семьи, будет следить за тем, чтобы члены вашей семьи не нарушали правила работы в группе и правила поведения в семье.
- Продолжим наше занятие.
- Ребята, вы и ваши члены семьи не бездельничают, каждый имеет своё дело. Вы и ваши братья, сестры учатся, родители работают.
-Скажите, для чего ваши родители каждый день ходят на работу? (для того, чтобы зарабатывать деньги)
- А для чего нужны деньги? (чтобы покупать продукты, одежду, мебель)
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, как называются деньги, которые приходят к нам в дом.
Коль трудился целый год,
Будет кругленьким …..(доход, крепят слово на доске)
-Вспомним, а что же такое доход? (ответ детей)
Доход — это все денежные поступления семьи из разных источников. Иными словами: доход – это деньги, которые поступают в семью.
-Что является основным источником дохода в семье? (заработная плата)
- Ребята, кто получает зарплату? (мамы, папы, дедушки, бабушки, студенты)
- С какого возраста человек в России может пойти на работу и получать зарплату? (В России человек, достигший 14-летнего возраста, уже может пойти работать, он будет получать зарплату.)
- Верно. Подумайте и обсудите в своей группе-семье: от чего зависит размер заработной платы? Приведите пример.
Время на выполнение задания: 1-2 минуты.
(она зависит от образования, квалификации, опыта и сложности работы).
-Верно. В зависимости от своих возможностей государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (сокращённо МРОТ).
(Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) –установленный законом минимум оплаты труда (заработной платы) в месяц.
-Т.е., меньше этой суммы работник получать не может.
-А что же еще может приносить семье доход? Предлагаю вам посмотреть видео, в котором говорится о доходах семьи. (видео «Откуда в семье деньги. История денег. Копилка. Семейный бюджет. НаучПок.).
-Во время просмотра будьте очень внимательными. Ваша задача запомнить все виды доходов семьи. После просмотра обсудим.
- А каких видах дохода говорится в этом видео? (прикрепляем на доску: заработная плата, пенсия, детское пособие, премия, стипендия, гонорар, лотерея, вклады в банках )
- Молодцы! Проверим, на сколько хорошо вы понимаете определение доходы семьи. Перед вами находится конверт №1.
Первое задание группам-семьям «Установить соответствие: член семьи и доход, который он может получить»
- В левой колонке указан состав вашей семьи, а в правой предполагаемый доход, который может приносить тот или иной член вашей семьи. Возьмите ручку или карандаш и с помощью стрелочки распределите эти доходы между членами вашей семьи. Не забываем правила работы в семье. После окончания работы, глава вашей семьи представит результат!
Член семьи | Вид дохода |
Мама | пенсия |
Папа | пенсия |
Бабушка | зарплата |
Дедушка | стипендия |
Сын 8 лет | зарплата |
Дочь 18 лет | Детское пособие |
-Молодцы! Ребята, возник вопрос, а может ли бабушка и дедушка получать заработную плату? (конечно, может. Если они работают, то получают заработную плату. Они могут еще и не получать пенсию, потому что пенсию получают люди, которые достигли определенного возраста или за выслугу лет)
- верно. А кто из вас знает, когда начинается пенсионный возраст? (от 55 до 60 лет для женщин;от 60 до 65 лет для мужчин.)
- Верно. Продолжаем нашу работу. В семье существует несколько видов доходов. Вспомните, как они называются? Что мы к ним отнесем? (Виды доходов:есть доходы, которые запланированы в семье, к ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. А есть незапланированные доходы: подарок, выигрыш, премия.)
- Как по другому мы можем назать эти виды доходов? (регулярные и нерегулярные)
- Умнички! Не будем терять время! Переходим к следующему заданию. Откройте конверт №2. Запишите из предложенного в рамочки запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:
Солнцевы
Доходы | |
Запланированные(регулярные) | |
Незапланированные(нерегулярные) | |
Доходы: зарплата, премия, пенсия, грант для ученых, приз, социальные пособия. | |
Морозовы
Доходы | |
Запланированные(регулярные) | |
Незапланированные(нерегулярные) | |
Доходы: стипендия, клад, прибыль от предпринимательской деятельности, социальные пособия, проценты за вклады, зарплата. | |
Ветровы
Доходы | |
Запланированные(регулярные) | |
Незапланированные(нерегулярные) | |
Доходы: Пенсия, выигрыш, наследство,доходы от сдачи мущества, помощь от родителей, детские пособия. | |
- Проверка.
- Все верно. А теперь давайте попробуем выполнить ключевое задание!
Третье задание группам-семьям
- Возьмите конверт под номером 3. Перед вами стоит важная задача: посчитать доходы своей семьи! Не забывайте правила работы в семье. После окончания работы, глава вашей семьи предоставит решение и результат!
Солнцевы В семье Солнцевых 6 человек. Папа работает водителем. Его заработная плата составляет 40000 рублей. Мама работает продавцом и получает 28000 рублей в месяц. В семье двое детей. Сын, учится в университете и получает стипендию в размере 12000 рублей, и дочь, ученица 2 класса, 8 лет. Совместно с ними проживают дедушка и бабушка, неработающие пенсионеры. Пенсия по старости дедушки 14470 рублей, а бабушки 18600 рублей. Просчитайте доход семьи Солнцевых в октябре 2024 года. ( рублей)
Морозовы В семье Морозовых 6 человек. Папаработает поваром. Его заработная плата составляет 45000 рублей. Мама работает администраторомсалонакрасотыиполучает 23000 рублей в месяц. В семье двое детей. Сын, дошкольник и дочь, студентка университета. Ее стипендия составляет10000 рублей. Совместно с ними проживают дедушка и бабушка, неработающие пенсионеры. Пенсия по старости дедушки 18600 рублей, а бабушки 14354 рубля. Просчитайте доход семьи Морозовых в октябре 2024 года.(#1088;убля)
Ветровы В семье Ветровых 6 человек. Папа работает полицейским. Его заработная плата составляет 35000 рублей. Мама работает учителемиполучает 28000 рублей в месяц. В семье двое детей. Сын, дошкольник и дочь студентка университета. Ее стипендия составляет4 000 рублей. Совместно с ними проживают дедушка и бабушка, неработающие пенсионеры. Пенсия по старости дедушки 23400 рублей, а бабушки 16281 рубль. Просчитайте доход семьи Ветровых в октябре 2024 года. (106 681 рубль)
Член семьи | Сумма дохода |
Папа | |
Мама | |
Ребенок, имеющий заработок | |
Бабушка | |
Дедушка | |
ИТОГО |
- Проверка результов. Скажите, у какой же семьи доход получился больше? А у кого меньше?
-Молодцы.
-Ребята, давайте вернемся к началу нашего занятия и вспомним, какие задачи мы ставили перед собой. Как вы считаете, нам удалось выполнить поставленные задачи?(поняли, что доход семье приносит не только заработная плата родителей, но еще пенсия, стипендия, бизнес, аренда;)
-А еще ребята, деньги зарабатываются очень большим трудом человека, поэтому их нужно считать и тратить с умом. А как это делать мы с вами обсудим на наших следующих занятиях.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
- Что было сложное в работе?
- С чем справились легко?
- Что вам понравилось?
- Как вы считаете, полученные знания пригодятся вам в жизни?
- Ребята, Буратино хочет вместе с вами закретить знания, полученные на нашем занятии. Давайте вспомним понятия, которые связаны с приходом денег в семью. В этом нам поможет игра «Закончи предложения»
Мама, папа, я наша дружная СЕМЬЯ
Дети получают ПОСОБИЕ
Родители получают на работе ЗАРПЛАТА
То, что тратит семья – РАСХОДЫ
Ее получают бабушки и дедушки - ПЕНСИЯ
Бывает государственный, бывает семейный- БЮДЖЕТ
ПОСОБИЕ, ЗАРПЛАТА,ПЕНСИЯ –это ДОХОДЫ
- Какое слово спряталось? Правильно! Спасибо за внимание.
- А теперь я хочу, чтобы вы оценили наше занятие.
- У меня есть 2 мешочка для денег: в зеленый положат монеты те ребята, которым было легко работать на нашем заняти, они узнали для себя что то новое и полученные знания им точно пригодятся в будущем, а в красный мешочек монетки положат те ребята, которым было трудно работать с нами, новой информации они сегодня не узнали. (конверт4)
- Спасибо, я рада, что это занятие вам было полезным. А вы помните, что сегодня с нами учился Буратино? Он бы тоже хотел вас поблагодарить за работу, примите же эти подарки. А также не забудьте угостить наших гостей!
- Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по финансовой грамотности по теме "Откуда в семье берутся деньги?"
Презентация к внеурочному занятию по финансовой грамотности по теме "Откуда в семье берутся деньги?" в 4 классе....
Учебное занятие №2 по финансовой грамотности для 4 класса "Откуда в семье берутся деньги"
Каждый член семьи своим посильным трудом вносит вклад в бюджет семьи. Поэтому необходимо уважать труд каждого члена семьи, так как все заботятся о пополнении семейного бюджета, чтобы росло благосостоя...

Технологическая карта урока финансовой грамотности “Откуда в семье берутся деньги ” (2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, откуда в семье берутся деньги.Дидактические: Дать представление о том, откуда в семье берутся деньги. Познакомить учащихся с...

Конспект урока Педагогика «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия» 3 класс
Тема урока: «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, откуда в...

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Название курса: «Функциональная грамотность».Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное «учение с увлечением».Тема: &laqu...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Откуда в семье берутся деньги?"
В данном документе представлена разработка занятия по функциональной грамотности (финансовая грамотность). Занятие было представлено на районном семинаре...
- Мне нравится (1)

