Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
тест (2 класс)

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тен- денция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в пове- дении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в

средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.

Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из показателей личностных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тен- денция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в пове- дении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в

средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.

Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из показателей личностных УУД.

Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и ва- рианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых от- ветов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы под-

черкни.

Анкета для учащегося

Дата _________________________ Ф.И. ______________________________________________________________________

Класс _________________________

  1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)        получить хорошую отметку; б)        наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии много денег; д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница; ж)        меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и)        меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

  1. Я не могу учиться лучше, так как...

а)        у меня есть более интересные дела;

б)        можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо; в)        мне мешают дома;

г)        в школе меня часто ругают;

д)        мне просто не хочется учиться;

е)        не могу заставить себя делать это;

ж)        мне трудно усвоить учебный материал; з)        я не успеваю работать вместе со всеми.

  1. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны; в)        я буду считаться хорошим учеником; г)        мама будет довольна;

д)        учительница будет рада;

е)        мне купят красивую вещь; ж)        меня не будут наказывать;

з)        я не буду тянуть класс назад.

  1. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а)        я плохо знаю учебный материал; б)        это получилось;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной; д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна; ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и)        мне не купят красивую вещь. Спасибо за ответы!

Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет оп- ределенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обра- ботки результатов).

Внешний мотив - 0 баллов. Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла. Позиционный мотив - 3 балла. Социальный мотив - 4 балла. Учебный мотив - 5 баллов.

Таблица обработки результатов

Варианты

Количество баллов по номерам предложений

ответов

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации уче- ния. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41-49

II

33-40

III

25-32

IV

15-24

V

5-14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из на- чальных классов в средние.

  1. - очень высокий уровень мотивации учения;
  2. - высокий уровень мотивации учения;
  3. - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  4. - сниженный уровень мотивации учения;
  5. - низкий уровень мотивации учения.

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  •         количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  •         количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  •         количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.