Программа по сенсорному развитию
рабочая программа (4 класс)

Программа предназначена для работы с учащимися 2 варианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4a_sensornoe_1.docx71.62 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ  «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»

Рассмотрено

Руководитель МО

Дринь О.В.

_________________

Протокол № ___ от

«____»_______2019г.

Согласовано

Заместитель директора школы

___________________

Утверждаю

Директор

Дринь Н.В.

_________________

Приказ № _____ от

«___» ____2019 г.

  Рабочая программа

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

для обучающихся4а класса

на 2019- 2020 учебный год.

Учитель:

Бритун Е.К.

Омск, 2019

Пояснительная записка

        Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 4 классе разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г.  № 1599.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017.
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г.  № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2019/2020 учебный год.
  • Учебный план КОУ «Адаптивная школа №6» на 2019/2020 учебный год, согласован с Министерством образования Омской области.

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса.  Обучающиеся этого класса разные по темпераменту, следовательно, с разным темпом усвоения учебного материала Ребята испытывают затруднения в способности общаться с окружающими людьми в различных ситуациях.  

Цель коррекционного курса: развитие и коррекция нарушений психомоторики и сенсорных процессов у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Основными задачами коррекционного курса являются:

Образовательные:

  • обогащать чувственный и познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
  • формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Коррекционные:

  • исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
  • исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
  • формировать точность и целенаправленность движений и действий.
  • способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
  • прививать чувства патриотизма; воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • вырабатывать положительную мотивацию к учению.

Характеристика коррекционного курса.

Курс «Сенсорное развитие» предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психологического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

У детей с умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с умственной отсталостью наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Развитие сенсорной системы тесно связанно с развитием моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др., поэтому данные задачи также включены в содержание курса.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: 1) формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.); 2) обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Коррекционные занятия способствуют овладению учащимися основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). Особенности психофизического развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) затрагивают и сенсорную сферу психики, что определяет специфику их образовательных потребностей и содержание коррекционного курса.

Обучающиеся, приступающие к изучению курса «Сенсорное развитие», имеют тяжелые нарушения двигательного, умственного, речевого развития. Вследствие этого они частично или полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Процесс общения затруднен  в связи с несформированностью языковых средств. Развитие обучающихся тем не менее благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у детей все же проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения. Способность выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих учащимся с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.

Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:

  • принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
  • индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;
  • интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития учащихся, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
  • активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т.е. обеспечение речевогоопосредования всех мыслительных действий и операций учащихся. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т.д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;
  • преемственность в работе учителя и педагога-психолога: решение в объеме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.

Место коррекционного курсав учебном плане

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 102 час, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.        

Количество часов, предусмотренных учебным планом

Учебный предмет

Часов в неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Часов в год

Сенсорное развитие

3

24

24

30

24

102

Примерные планируемые результаты освоения коррекционного курса

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:

- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

-  предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных     ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

  • умение классифицировать предметы по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
  • знание основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • различение основных цветов спектра (красный, зеленый, синий, желтый, черный, белый);
  • знание основных размеров и величин (большой – маленький);
  • умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
  • умение составлять предмет из 2-3 частей;
  • умение соотносить звук с его источником;
  • уметь локализовывать неподвижный и перемещающийся источник звука;  умение ориентироваться в схеме собственного тела;
  • способность различать и узнавать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);
  • способность различать объект по запаху (приятный – неприятный);
  • умение определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре: гладкий – шершавый, холодный – теплый - горячий, тяжелый - легкий);
  • умение соотносить предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
  • умение составлять сериационные ряды предметов по разным признакам;  умение фиксировать взгляд на предмете (статичном и движущемся).

Возможные личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:

  • адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
  • способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • умение целенаправленно фиксировать взгляд (на говорящем взрослом, на предмете);
  • умение использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
  • умения выполнять задание в течение определенного периода времени;
  • умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.);
  • рост заинтересованности учащихся в учебной деятельности, повышение познавательного интереса к занятиям;
  • повышение самостоятельности и самоорганизации;
  • сформированность предпосылок учебной деятельности (умение принимать цель, следовать ей в процессе решения учебной задачи, взаимодействовать с педагогом в ходе выполнения задания, принимать и использовать помощь);
  • пропедевтика формирования основ общения, учебной коммуникации (с помощью жестов или карточек).

Базовые учебные действия (БУД):

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

2. Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке, предмете;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги, пластилина, глины;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука в руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

3. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Ожидаемые результаты у обучающихся 4 класса

— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.

— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

— Пользоваться элементами расслабления.

— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

— Смешивать цвета, называть их.

— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.

— Находить нереальные элементы нелепых картинок.

— Определять противоположные качества и свойства предметов.

—Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

— Определять возраст людей.

Примерные критерии оценки результатов освоения программы.

Психодиагностические методики, применяемые для обследования детей, взяты нами из пособия Метиевой Л. А., Удаловой Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Это 1 шкала методики, которая включает в себя восприятие цвета, восприятие формы и величины, ориентацию в пространстве. Остальные шкалы (внимание, память, мышление, речь, представления о себе и т.д.) используют другие специалисты, работающие с данными детьми в школе. Эта диагностика помогает нам разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).

Методы и средства оценки результативности программы

(методы исследования и контроля)

Диагностируемые

характеристики

Психодиагностические методики (см. Приложение 1)

Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций

-упражнения на оценку статистического и динамического равновесия;

-упражнения на оценку моторики рук;

-тесты зрительно-моторной координации.

Зрительно восприятие

-упражнения на оценку зрительного восприятия

Слуховое восприятие

-упражнения на оценку развития слухового восприятия

Восприятие формы, величины, цвета

-упражнения на оценку способности к различению формы;

-упражнения на оценку способности воспринимать величину;

-тесты цветоразделения.

Тактильные ощущения

-упражнения на оценку тактильных ощущений

Пространственно-временное восприятие

-упражнения на оценку пространственной ориентировки;

-упражнения  на оценку восприятия времени

Содержание коррекционного курса.

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:

Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.

Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Рабочая программа включает следующие
разделы:

1 Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие.

2. Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.

3. Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов.

4. Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.

5. Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений.

Следует отметить, что деление учебного материала на представленные разделы достаточно условно, так как на каждом занятии в течение учебного года мы будем работать одновременно над развитием различных видов восприятия, моторики и графомоторных навыков. За основу коррекционного занятия берется один, ведущий раздел изучаемой программы, определяются цели и задачи по данному разделу, но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее, прямо или косвенно связанные с основной темой.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Раздел «Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.

        Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.

        Раздел «Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.

» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

        Основной задачей раздела «Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

        Введение в программу раздела «Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.

        Решение задач раздела «Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.

        По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 раздел

Наименование разделов, тем программы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование/ ИКТ

Кол-во часов

Дата

план

факт

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

4

03.09

04.09 05.09

10.09

1

Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие.

1.1

В мире звуков

Знакомятся с окружающими звуками, звучанием различных предметов  «Откуда звук»

 «Найди пару»

 «Повтори»

«Танцуй – замри»

«Угадай инструмент»

Карточки с изображением предметов разной величины. Мультимедиа проектор, интерактивная доска

Прищепки. Смайлики с изображением эмоций.

4

11.09

12.09

17.09

18.09

1.2

В мире запахов

Исследуют  различные запахи «Определи предмет по запаху» «Баночки с сюрпризом» «Съедобное - несъедобное»

4

19.09

24.09

25.09

26.09

1.3

Игры с прищепками

Упражнения «Волшебные прищепки»

учимся прикреплять прищепки, прикреплять с их помощью недостающие детали к фигурам«Гнездо» «Фонарики» «Замок»     «Пальцеход»

«Олень здоровается» «Пальчики здороваются»

4

01.10

02.10

03.10

08.10

 1.4

Мое настроение

учимся понимать эмоции «Я злюсь…», «Я радуюсь…»

Дидактические игры «Пиктограммы», «Музыка и эмоции», «Лото настроений»,

«Что было бы, если бы…»

4

09.10

10.10

15.10

16.10

Всего часов:  16

2 раздел

Наименование разделов, тем программы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование/ ИКТ

Кол-во часов

план

факт

1

Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.

1.1

 Цветик-семицветик

Смешивают  краски, игры с разноцветной водой «Смешивание цветов», «Радуга», «Моя палитра»,     « Как краски подружились»

Карточки с изображением предметов разной величины. Мультимедиа проектор, интерактивная доска. Фасоль в коробке. Песок. Пинцет.

4

17.10

22.10

23.10

24.10

1.2

Покажи настроение

учатся с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение и определять их  «Разрезные картинки»

 «Что не так?»

 «Чего не хватает?»

Повтори за мной.

4

05.11

06.11

07.11

12.11

1.3

Игры с песком, фасолью, кубиками

Задания на развитие мелкой моторики «Дождик»

«Дорожки»

Заполняют формочки

Игры с пинцетом

4

13.11

11.11

19.11

20.11

1.4

Угощение для куклы

Познают т вкусовые   ощущения : горький, солёный, сладкий

Угощение куклы Ксюши.

Что выросло на грядке.

Попробуй, угадай.

Накрывают праздничный стол.

4

21.11

26.11

27.11

28.12

                                                                                                       Всего часов: 12

3 раздел

Наименование разделов, тем программы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование/ ИКТ

Кол-во часов

план

факт

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности,

освоение отдельных операций

1.1

Поиск волшебных предметов

в коробке с фасолью ищут разные по форме и размеру фигуры

Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы

4

03.12

04.12

05.12

10.12

1.2

Волшебный мешок

открывают «волшебный мешок» и достают разные по звучанию предметы

4

11.12

12.12

17.12

18.12

1.3

Игры с кубиками

собирают кубики в ряд, колонну, строят пирамиду

4

19.12

24.12

25.12

26.12

1.4

Представление о величине

выкладывают фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравнивают различные по величине предметы

4

14.01

15.01

16.01

21.01

                                                                                                        Всего часов:  16

4 раздел

Наименование разделов, тем программы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование/ ИКТ

Кол-во часов

план

факт

1

Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов

1.1

Пуговицы

застёгивают и расстёгивают пуговицы на тряпичных фигурах

Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы. Кубики. Фрукты. Овощи.

3

22.01

23.01

28.01

1.2

Вкусные продукты пробуем,

находят и сравнивают различные по вкусу продукты

3

29.01

30.01

04.02

1.3

Строим дом

выкладывают деревянные кубики, строят из них башни

3

05.02

06.02

11.02

1.4

Повторяй за мной движения

учатся повторять позу , держать тело в определённой позе

3

12.02

13.02

18.02

1.5

Представление о размере

выбирают из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший

4

19.02

20.02

25.02

26.02

                                                                                                 Всего часов: 16

5 раздел

Наименование разделов, тем программы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование/ ИКТ

Кол-во часов

план

факт

1

Развитие моторных навыков ; развитие слуха и цветовосприятия.

1.1

Подарки для куклы

учатся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету, предметы

Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы

3

27.02

03.03

04.03

1.2

Повторяй за мной

учатся держать позу , повторять движения

3

05.03

10.03

11.03

1.3

Цветик-семицветик

учатся находить одинаковые по цвету предметы

2

12.03

17.03

1.4

В мире звуков

учатся находить одинаковые по звуку предметы

3

18.03

19.03

31.03

1.5

Морское приключение

отыскивают руками предметы разной формы, спрятанные в тазике с   подкрашенной водой

3

01.04

02.04

07.04

Всего часов:   14    

6 раздел

Наименование разделов, тем программы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование/ ИКТ

Кол-во часов

план

факт

1

Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений

1.1

Игры с прищепками

снимают и прикрепляют прищепки

Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы. Шнуровки

3

08.04

09.04

14.04

1.2

Волшебная коробочка

ищют в коробке разные по форме, затем разные по размеру предметы

3

15.04

16.04

21.04

1.3

Шнуровка

учатся выполнять шнуровку

3

22.04

23.04

28.04

1.4

Наши ладошки

Исследуют разные по тактильным ощущениям предметы мягкий, твёрдый, жидкий

3

29.04

30.04

06.05

1.5

Громкие и тихие звуки

определяют громкие и тихие звуки

3

07.05

12.05

13.05

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

5

14.05

19.05

20.05

21.05

Всего часов: 20

По программе:102

Материально-техническое оснащение учебного процесса.

Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:

  • оборудованная сенсорная комната: сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, мячи, кольцебросы, обручи, массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки), мозайки (крупные и мелкие), игры «Дартс», «ТИР», «Лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки, звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
  • Компьютер. Мультимедийные материалы.

Литература

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. -М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2014.
  2. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2015.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  4. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,1998.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 2016 .
  6. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей  старшего дошкольного возраста. – М.  2014.
  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь,2016.
  8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных  учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2013.
  9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2013.
  10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 2014.
  11. Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2015.
  12. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2016. - №1 – с. 66-75
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
  14. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Программа по сенсорному развитию

Данный материал пригодится педагогам-психологам, которые проводят коррекционные занятия с обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по сенсорному развитию

положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Сенсорное развитие данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигатель...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...