Главные вкладки

    Программа по сенсорному развитию
    рабочая программа (4 класс)

    Программа предназначена для работы с учащимися 2 варианта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4a_sensornoe_1.docx71.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ОМСКОЙ ОБЛАСТИ  «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»

    Рассмотрено

    Руководитель МО

    Дринь О.В.

    _________________

    Протокол № ___ от

    «____»_______2019г.

    Согласовано

    Заместитель директора школы

    ___________________

    Утверждаю

    Директор

    Дринь Н.В.

    _________________

    Приказ № _____ от

    «___» ____2019 г.

      Рабочая программа

    по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

    для обучающихся4а класса

    на 2019- 2020 учебный год.

    Учитель:

    Бритун Е.К.

    Омск, 2019

    Пояснительная записка

            Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 4 классе разработана на основе следующих документов:

    • Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
    • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г.  № 1599.
    • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017.
    • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г.  № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования».
    • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
    • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.
    • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2019/2020 учебный год.
    • Учебный план КОУ «Адаптивная школа №6» на 2019/2020 учебный год, согласован с Министерством образования Омской области.

    Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса.  Обучающиеся этого класса разные по темпераменту, следовательно, с разным темпом усвоения учебного материала Ребята испытывают затруднения в способности общаться с окружающими людьми в различных ситуациях.  

    Цель коррекционного курса: развитие и коррекция нарушений психомоторики и сенсорных процессов у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

    Основными задачами коррекционного курса являются:

    Образовательные:

    • обогащать чувственный и познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
    • формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
    • формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

    Коррекционные:

    • исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
    • исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
    • совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
    • формировать точность и целенаправленность движений и действий.
    • способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).

    Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость;
    • воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
    • прививать чувства патриотизма; воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
    • вырабатывать положительную мотивацию к учению.

    Характеристика коррекционного курса.

    Курс «Сенсорное развитие» предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психологического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

    Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

    У детей с умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с умственной отсталостью наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Развитие сенсорной системы тесно связанно с развитием моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др., поэтому данные задачи также включены в содержание курса.

    В программе четко просматриваются два основных направления работы: 1) формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.); 2) обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

    Коррекционные занятия способствуют овладению учащимися основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). Особенности психофизического развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) затрагивают и сенсорную сферу психики, что определяет специфику их образовательных потребностей и содержание коррекционного курса.

    Обучающиеся, приступающие к изучению курса «Сенсорное развитие», имеют тяжелые нарушения двигательного, умственного, речевого развития. Вследствие этого они частично или полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Процесс общения затруднен  в связи с несформированностью языковых средств. Развитие обучающихся тем не менее благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у детей все же проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения. Способность выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.

    Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих учащимся с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.

    Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:

    • принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
    • индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;
    • интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития учащихся, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
    • активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т.е. обеспечение речевогоопосредования всех мыслительных действий и операций учащихся. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т.д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;
    • преемственность в работе учителя и педагога-психолога: решение в объеме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.

    Место коррекционного курсав учебном плане

    Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 102 час, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.        

    Количество часов, предусмотренных учебным планом

    Учебный предмет

    Часов в неделю

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    Часов в год

    Сенсорное развитие

    3

    24

    24

    30

    24

    102

    Примерные планируемые результаты освоения коррекционного курса

    Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

    Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:

    - личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

    -  предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

    Личностные результаты:

    • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
    • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
    • формирование уважительного отношения к окружающим;
    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных     ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

    Предметные результаты:

    • умение классифицировать предметы по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
    • знание основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
    • различение основных цветов спектра (красный, зеленый, синий, желтый, черный, белый);
    • знание основных размеров и величин (большой – маленький);
    • умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
    • умение составлять предмет из 2-3 частей;
    • умение соотносить звук с его источником;
    • уметь локализовывать неподвижный и перемещающийся источник звука;  умение ориентироваться в схеме собственного тела;
    • способность различать и узнавать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);
    • способность различать объект по запаху (приятный – неприятный);
    • умение определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре: гладкий – шершавый, холодный – теплый - горячий, тяжелый - легкий);
    • умение соотносить предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
    • умение составлять сериационные ряды предметов по разным признакам;  умение фиксировать взгляд на предмете (статичном и движущемся).

    Возможные личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:

    • адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
    • способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
    • умение целенаправленно фиксировать взгляд (на говорящем взрослом, на предмете);
    • умение использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
    • умения выполнять задание в течение определенного периода времени;
    • умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.);
    • рост заинтересованности учащихся в учебной деятельности, повышение познавательного интереса к занятиям;
    • повышение самостоятельности и самоорганизации;
    • сформированность предпосылок учебной деятельности (умение принимать цель, следовать ей в процессе решения учебной задачи, взаимодействовать с педагогом в ходе выполнения задания, принимать и использовать помощь);
    • пропедевтика формирования основ общения, учебной коммуникации (с помощью жестов или карточек).

    Базовые учебные действия (БУД):

    1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

    - организовывать рабочее место;

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

    - следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    2. Формирование учебного поведения:

    1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

    - фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

    - фиксирует взгляд на яркой игрушке, предмете;

    - фиксирует взгляд на движущей игрушке;

    - переключает взгляд с одного предмета на другой;

    - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

    - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

    - фиксирует взгляд на изображении;

    - фиксирует взгляд на экране монитора.

    2) умение выполнять инструкции педагога:

    - понимает жестовую инструкцию;

    - понимает инструкцию по инструкционным картам;

    - понимает инструкцию по пиктограммам;

    - выполняет стереотипную инструкцию

    3) использование по назначению учебных материалов:

    - бумаги, пластилина, глины;

    4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

    - выполняет действие способом рука в руке;

    - подражает действиям, выполняемы педагогом;

    - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

    - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

    3. Формирование умения выполнять задание:

    1) в течение определенного периода времени:

    - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

    2) от начала до конца:

    - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

    3) с заданными качественными параметрами:

    - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

    - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

    - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

    Ожидаемые результаты у обучающихся 4 класса

    — Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.

    — Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

    — Пользоваться элементами расслабления.

    — Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

    — Смешивать цвета, называть их.

    — Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.

    — Находить нереальные элементы нелепых картинок.

    — Определять противоположные качества и свойства предметов.

    —Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

    — Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

    — Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

    — Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

    — Определять возраст людей.

    Примерные критерии оценки результатов освоения программы.

    Психодиагностические методики, применяемые для обследования детей, взяты нами из пособия Метиевой Л. А., Удаловой Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

    В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

    Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Это 1 шкала методики, которая включает в себя восприятие цвета, восприятие формы и величины, ориентацию в пространстве. Остальные шкалы (внимание, память, мышление, речь, представления о себе и т.д.) используют другие специалисты, работающие с данными детьми в школе. Эта диагностика помогает нам разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).

    Методы и средства оценки результативности программы

    (методы исследования и контроля)

    Диагностируемые

    характеристики

    Психодиагностические методики (см. Приложение 1)

    Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций

    -упражнения на оценку статистического и динамического равновесия;

    -упражнения на оценку моторики рук;

    -тесты зрительно-моторной координации.

    Зрительно восприятие

    -упражнения на оценку зрительного восприятия

    Слуховое восприятие

    -упражнения на оценку развития слухового восприятия

    Восприятие формы, величины, цвета

    -упражнения на оценку способности к различению формы;

    -упражнения на оценку способности воспринимать величину;

    -тесты цветоразделения.

    Тактильные ощущения

    -упражнения на оценку тактильных ощущений

    Пространственно-временное восприятие

    -упражнения на оценку пространственной ориентировки;

    -упражнения  на оценку восприятия времени

    Содержание коррекционного курса.

    Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:

    Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.

    Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
    Рабочая программа включает следующие
    разделы:

    1 Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие.

    2. Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.

    3. Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов.

    4. Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.

    5. Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений.

    Следует отметить, что деление учебного материала на представленные разделы достаточно условно, так как на каждом занятии в течение учебного года мы будем работать одновременно над развитием различных видов восприятия, моторики и графомоторных навыков. За основу коррекционного занятия берется один, ведущий раздел изучаемой программы, определяются цели и задачи по данному разделу, но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее, прямо или косвенно связанные с основной темой.

    Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

    Раздел «Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.

            Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.

            Раздел «Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.

    » предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

            Основной задачей раздела «Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

            Введение в программу раздела «Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.

            Решение задач раздела «Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.

            По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1 раздел

    Наименование разделов, тем программы

    Основные виды учебной деятельности

    Оборудование/ ИКТ

    Кол-во часов

    Дата

    план

    факт

    Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

    4

    03.09

    04.09 05.09

    10.09

    1

    Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие.

    1.1

    В мире звуков

    Знакомятся с окружающими звуками, звучанием различных предметов  «Откуда звук»

     «Найди пару»

     «Повтори»

    «Танцуй – замри»

    «Угадай инструмент»

    Карточки с изображением предметов разной величины. Мультимедиа проектор, интерактивная доска

    Прищепки. Смайлики с изображением эмоций.

    4

    11.09

    12.09

    17.09

    18.09

    1.2

    В мире запахов

    Исследуют  различные запахи «Определи предмет по запаху» «Баночки с сюрпризом» «Съедобное - несъедобное»

    4

    19.09

    24.09

    25.09

    26.09

    1.3

    Игры с прищепками

    Упражнения «Волшебные прищепки»

    учимся прикреплять прищепки, прикреплять с их помощью недостающие детали к фигурам«Гнездо» «Фонарики» «Замок»     «Пальцеход»

    «Олень здоровается» «Пальчики здороваются»

    4

    01.10

    02.10

    03.10

    08.10

     1.4

    Мое настроение

    учимся понимать эмоции «Я злюсь…», «Я радуюсь…»

    Дидактические игры «Пиктограммы», «Музыка и эмоции», «Лото настроений»,

    «Что было бы, если бы…»

    4

    09.10

    10.10

    15.10

    16.10

    Всего часов:  16

    2 раздел

    Наименование разделов, тем программы

    Основные виды учебной деятельности

    Оборудование/ ИКТ

    Кол-во часов

    план

    факт

    1

    Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.

    1.1

     Цветик-семицветик

    Смешивают  краски, игры с разноцветной водой «Смешивание цветов», «Радуга», «Моя палитра»,     « Как краски подружились»

    Карточки с изображением предметов разной величины. Мультимедиа проектор, интерактивная доска. Фасоль в коробке. Песок. Пинцет.

    4

    17.10

    22.10

    23.10

    24.10

    1.2

    Покажи настроение

    учатся с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение и определять их  «Разрезные картинки»

     «Что не так?»

     «Чего не хватает?»

    Повтори за мной.

    4

    05.11

    06.11

    07.11

    12.11

    1.3

    Игры с песком, фасолью, кубиками

    Задания на развитие мелкой моторики «Дождик»

    «Дорожки»

    Заполняют формочки

    Игры с пинцетом

    4

    13.11

    11.11

    19.11

    20.11

    1.4

    Угощение для куклы

    Познают т вкусовые   ощущения : горький, солёный, сладкий

    Угощение куклы Ксюши.

    Что выросло на грядке.

    Попробуй, угадай.

    Накрывают праздничный стол.

    4

    21.11

    26.11

    27.11

    28.12

                                                                                                           Всего часов: 12

    3 раздел

    Наименование разделов, тем программы

    Основные виды учебной деятельности

    Оборудование/ ИКТ

    Кол-во часов

    план

    факт

    1

    Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности,

    освоение отдельных операций

    1.1

    Поиск волшебных предметов

    в коробке с фасолью ищут разные по форме и размеру фигуры

    Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы

    4

    03.12

    04.12

    05.12

    10.12

    1.2

    Волшебный мешок

    открывают «волшебный мешок» и достают разные по звучанию предметы

    4

    11.12

    12.12

    17.12

    18.12

    1.3

    Игры с кубиками

    собирают кубики в ряд, колонну, строят пирамиду

    4

    19.12

    24.12

    25.12

    26.12

    1.4

    Представление о величине

    выкладывают фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравнивают различные по величине предметы

    4

    14.01

    15.01

    16.01

    21.01

                                                                                                            Всего часов:  16

    4 раздел

    Наименование разделов, тем программы

    Основные виды учебной деятельности

    Оборудование/ ИКТ

    Кол-во часов

    план

    факт

    1

    Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов

    1.1

    Пуговицы

    застёгивают и расстёгивают пуговицы на тряпичных фигурах

    Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы. Кубики. Фрукты. Овощи.

    3

    22.01

    23.01

    28.01

    1.2

    Вкусные продукты пробуем,

    находят и сравнивают различные по вкусу продукты

    3

    29.01

    30.01

    04.02

    1.3

    Строим дом

    выкладывают деревянные кубики, строят из них башни

    3

    05.02

    06.02

    11.02

    1.4

    Повторяй за мной движения

    учатся повторять позу , держать тело в определённой позе

    3

    12.02

    13.02

    18.02

    1.5

    Представление о размере

    выбирают из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший

    4

    19.02

    20.02

    25.02

    26.02

                                                                                                     Всего часов: 16

    5 раздел

    Наименование разделов, тем программы

    Основные виды учебной деятельности

    Оборудование/ ИКТ

    Кол-во часов

    план

    факт

    1

    Развитие моторных навыков ; развитие слуха и цветовосприятия.

    1.1

    Подарки для куклы

    учатся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету, предметы

    Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы

    3

    27.02

    03.03

    04.03

    1.2

    Повторяй за мной

    учатся держать позу , повторять движения

    3

    05.03

    10.03

    11.03

    1.3

    Цветик-семицветик

    учатся находить одинаковые по цвету предметы

    2

    12.03

    17.03

    1.4

    В мире звуков

    учатся находить одинаковые по звуку предметы

    3

    18.03

    19.03

    31.03

    1.5

    Морское приключение

    отыскивают руками предметы разной формы, спрятанные в тазике с   подкрашенной водой

    3

    01.04

    02.04

    07.04

    Всего часов:   14    

    6 раздел

    Наименование разделов, тем программы

    Основные виды учебной деятельности

    Оборудование/ ИКТ

    Кол-во часов

    план

    факт

    1

    Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений

    1.1

    Игры с прищепками

    снимают и прикрепляют прищепки

    Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы. Шнуровки

    3

    08.04

    09.04

    14.04

    1.2

    Волшебная коробочка

    ищют в коробке разные по форме, затем разные по размеру предметы

    3

    15.04

    16.04

    21.04

    1.3

    Шнуровка

    учатся выполнять шнуровку

    3

    22.04

    23.04

    28.04

    1.4

    Наши ладошки

    Исследуют разные по тактильным ощущениям предметы мягкий, твёрдый, жидкий

    3

    29.04

    30.04

    06.05

    1.5

    Громкие и тихие звуки

    определяют громкие и тихие звуки

    3

    07.05

    12.05

    13.05

    Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

    5

    14.05

    19.05

    20.05

    21.05

    Всего часов: 20

    По программе:102

    Материально-техническое оснащение учебного процесса.

    Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:

    • оборудованная сенсорная комната: сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, мячи, кольцебросы, обручи, массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки), мозайки (крупные и мелкие), игры «Дартс», «ТИР», «Лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки, звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
    • Компьютер. Мультимедийные материалы.

    Литература

    1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. -М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2014.
    2. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2015.
    3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
    4. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,1998.
    5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 2016 .
    6. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей  старшего дошкольного возраста. – М.  2014.
    7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь,2016.
    8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных  учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2013.
    9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2013.
    10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 2014.
    11. Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2015.
    12. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2016. - №1 – с. 66-75
    13. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
    14. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2015.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

    Программа по сенсорному развитию

    Данный материал пригодится педагогам-психологам, которые проводят коррекционные занятия с обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

    Рабочая программа по сенсорному развитию

    положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Сенсорное развитие данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигатель...

    Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...