Главные вкладки

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
    методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

    Каждый педагог понимает, что сенсорный опыт, полученный в детстве, является фундаментом для всего дальнейшего развития, в первую очередь, умственного.

    Развитие восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью различной модальности (зрительного, слухоречевого, тактильного и др.) является основой их дальнейшего обучения. Поэтому так важно развивать у них перцептивные и предметноманипулятивные действия. На их основе формируются основные сенсорные эталоны как существенные признаки предметов окружающей действительности.

    В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,  сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

            Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др., - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать. Погладить, покатать, понюхать и т.д.

    Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

              1. Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

    2. Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

    У детей  с умеренной умственной отсталостью плохо сформированы сенсорные эталоны. Выполняя различные задания дети испытывают затруднения:

    • не усваивали инструкцию, приходилось несколько раз ее повторять и разъяснять задание;
    • не могли зрительно соотнести геометрические формы и фигуры;
    • большинство учащихся в силу грубого недоразвития речи не могли назвать и сказать ответ;
    • особенностью усвоения основных сенсорных эталонов связаны со своеобразием психофизического развития детей с нарушениями интеллекта.
    • дети  выделяли  и дифференцировали внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие являлось целью их деятельности (в игре) и т.д
    • узость объема, недифференцированность, общая пассивность процессов восприятия;
    • замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром;
    • поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью;
    • отсутствует планомерность в обследовании  объекта, какой бы канал не использовался (слуховой, зрительный, тактильный), а по результатам   проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации;
    • в зрительной сфере проявляются: бедность и недифференцированность зрительных образов, отсутствует адекватная связь слов со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет и явление, разобраться во всех его свойствах;
    • ошибки в распознавании предметов при осязании чаще обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью ребенка.
    • у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики рук. Слабое различение мышечных ощущений, что приводит к плохой координации.

    Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро утомляются и устают. Это проявляется в слабо выраженном интересе к окружающему. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Не было мотивации к выполнению заданий.

    Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

            Классификация игр, используемых в коррекционно-развивающем обучении:

    1. Ролевая игра

    2. Сюжетно-ролевая игра

    3. Театрализованные игры

    4. Подвижные игры с правилами

    5. Дидактические игры:

    • Игры с предметами.
    • Словесные дидактические игры
    • Настольно-печатные дидактические игры.

    Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.

    В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорного восприятия у ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.

    Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

    Цель коррекционно-развивающих занятий состоит в следующем: с помощью специально подобранных упражнений и заданий, учитывая психофизические возможности каждого ученика, активизировать компенсаторные механизмы, оптимизировать развитие младших школьников, помочь им овладеть определенными способами взаимодействия с окружающим миром и самим собой.

        Для достижения этой цели предусматривается ряд задач:

    • Формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
    • Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
    • Развитие слухоголосовых координаций;
    • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем его многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)
    • Совершенствование сенсорноперцептивной деятельности;

    Программа курса включает в себя следующие разделы:

    • Тактильно – двигательное восприятие
    • Кинестетическое и кинетическое развитие – ощущения движения, положения частей тела и производимых мышечных усилий.
    • Восприятие формы, величины, цвета
    • Зрительное восприятие
    • Восприятие осязанием, обонянием, вкусовыми качествами
    • Слуховое восприятие
    • Восприятие пространственных отношений
    • Восприятие временных отношений

    В результате коррекционной работы школьники  должны научиться:

    • Ориентироваться на сенсорные эталоны
    • Узнавать предметы по заданным признакам
    • Сравнивать предметы по внешним признакам
    • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению
    • Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам
    • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений
    • Давать полное описание объектов и явлений
    • Ориентироваться в пространстве
    • Целенаправленно выполнять действия по инструкции
    • Опосредовать свою деятельность речью

    В ходе коррекционной работы на занятиях обеспечивались специально созданные условия: учитывались познавательный интерес, психофизические особенности ребенка, эмоциональное состояние. Так же использовались игровые моменты, наглядность, материал преподносился небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр. Предусматривалось чередование различных видов деятельности на одном занятии для повышения интереса и мотивации учащихся.

    Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:

    • игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
    • игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).

    Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.

    Готовность педагога к проведению игры.

    Готовность педагога к проведению игры образуется совокупностью следующих умений:

    • определение места игры в системе коррекционно-развивающей работы;
    • четкая постановка задач воспитания и обучения в соответствии с программными требованиями;
    • владение методикой проведения игр с детьми с интеллектуальной недостаточностью:

    а) направленность на решение поставленных задач;

    б) доскональное знание содержания игры;

    в) правильный выбор приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;

    г) выбор и подготовка материала для игры;

    д) выбор места для игры;

    е) поощрение достижений детей;

    ж) способность к рефлексии собственной деятельности по проведению игр и самосовершенствованию.

    Выводы: Учитывая психофизические особенности своих воспитанников, занятия и внеклассные мероприятия  проводятся в игровой форме, используя различные дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые, сюжетно-ролевые и подвижные игры.

    Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир и, безусловно,  будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе

    Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...

    Формирование мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

    Особенности формирования мышления у младших школьников коррекционной школы....

    Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

    Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

    Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

    Урок построен в игровой форме.  Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...

    Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."

    Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

    Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

    Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

    Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...