научно- исследовательская работа на тему: "Влияние мультфильмов на развитие и психику детей.."
материал (4 класс)

Объектом исследования являются отечественные и зарубежные мультфильмы,  учащиеся 1-4 классов.

Предметом исследования является воздействие отечественных и зарубежных мультфильмов на поведение и мировоззрение детей.

Цель работы – изучить влияние российских и зарубежных мультфильмов на детей 7 - 10 лет.

Гипотеза : мультфильмы российского и зарубежного производства,  в которых больше добра,  будут способствовать гармоничному развитию ребенка,  а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность,   неуверенность в общении.

  Методы исследования:

  1. Подбор материала по теме,
  2.  изучение  специальной литературы,
  3.  анкетирование,
  4. эксперимент,
  5.  анализ полученных результатов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научно-исследовательская работа53.78 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение………………………………………………………………       3

Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику  детей        

1.1. Как появился жанр -  мультипликация…………………...               4

1.2 Особенности содержания отечественных мультфильмов. . .           5

1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов…….           6

1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы………..               8

1.5 Механизмы влияния мультфильмов……………………                   8

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учащихся ……………………………………….     .10

2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра

 разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений ……           10

Заключение……………………………….……………………………… 12

Литература………………………………………………………………   13

Приложения………………………………………………………………  14


Введение

     Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но моя мама не разрешают мне и моему брату смотреть все мультики подряд.  Она утверждает, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику.  А какие мультфильмы предпочитают смотреть дети? Какие мультфильмы нужно смотреть, а какие нет? Как сделать правильный выбор? Мне стало интересно получить ответы на эти вопросы. Я решил изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.

Объектом исследования являются отечественные и зарубежные мультфильмы,  учащиеся 1-4 классов.

Предметом исследования является воздействие отечественных и зарубежных мультфильмов на поведение и мировоззрение детей.

Цель работы – изучить влияние российских и зарубежных мультфильмов на детей 7 - 10 лет.

Гипотеза : мультфильмы российского и зарубежного производства,  в которых больше добра,  будут способствовать гармоничному развитию ребенка,  а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность,   неуверенность в общении.

  Методы исследования: 

  1. Подбор материала по теме,
  2.  изучение  специальной литературы,
  3.  анкетирование,
  4. эксперимент,
  5.  анализ полученных результатов.

Основная часть

Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей.

1.1.Как появился жанр -  мультипликация

   Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.  Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Анимация (animation) –   производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").

  Мультипликация возникла ещё в 17 веке.  И началась она с изобретения «волшебного фонаря». Это   изобретение принадлежит голландскому ученому Христиану Гюйгенсу, а датский математик  Томас Вальгенштайн впервые ввёл в обиход термин «латерна» магика» (искусство проекции) и стал главным распространителем аппарата, путешествуя с показами по разным городам Европы.  Устройство волшебного фонаря  очень простое: это деревянный или металлический корпус с отверстием и объективом, в корпусе которого был размещён источник света (в 17 веке – свеча или лампада, позднее – электрическая лампа).          Картины волшебного фонаря показывались всегда в совершенно темной комнате. На белой стене или на натянутом белом полотне. Волшебный фонарь помещался за экраном, так что зритель видел перед собой только экран, на котором появляются и исчезают разные картины. Век волшебных фонарей оказался довольно долог. Аппарат для проекции изображений широко был распространен в 17-20 вв.                                  

 В 1877 году — Эмилем Рейно (Франция) был создан оптический прибор Праксиноско́п . Прибор состоит из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 сантиметров. На внутренней стороне цилиндра размещена полоса с 8 или 12 миниатюрами. При вращении цилиндра возникает анимационный эффект плавного движения.

    Первые анимационные студии были созданы Барром и Бреем в 1915 году. Персонажи мультфильмов заимствовались из газетных комиксов либо придумывались на студиях. Самым популярным героем немой мультипликации был кот Феликс, созданный в 1917 году П.Салливаном, а в 1920-е годы усовершенствованный О.Месмером. Ранняя мультипликация была немой. Для передачи диалогов использовались либо "воздушные шары", как в комиксах, либо титры, как в кино. Молодой мультипликатор из Лос-Анджелеса У.Дисней поставил первый мультфильм с синхронным звуком "Пароход Вилли" (1928). Это одновременно был и первый мультфильм о Микки Маусе.

  В России Владислав Старевич, родоначальник объемной мультипликации, начинает в фирме Ханжонкова работу над первым объемно-мультипликационным фильмом "Развитие головастика", осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков. 1911 год можно считать годом рождения русской анимации.

        В нашей стране большинство мультфильмов выпускается на  киностудии «Союзмультфильм», которая была открыта  в 1936году в Москве. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей.  Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.

Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые; отечественные и зарубежные.

1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов.

     Отечественный  мультик направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный. В нём четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет  побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.    Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. В  её основе  то, что зло - не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И, оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Поэтому мультфильмы эти полезны детям даже нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

 Смысл некоторых отечественных мультфильмов:

 «Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.

"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.

"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".

"Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все".

"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.

«Крошка Енот " – учиться быть смелым, преодоление своего страха.

Рассмотрим некоторые мультфильмы подробнее: "Самый маленький гном" Мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят... Есть в этом мультфильме замечательный образ одного "спасателя".

            "Волшебный мешочек" Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: "Раз тебе хочется озорничать - озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками". Ура! Да здравствуют проказы!

Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если сделаешь доброе дело. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.  

           "Самый большой друг" Из родных широт он переносит нас в загадочную Африку, где живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями - щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует, естественно, бегемот. Мультфильм (который кончается, конечно, хорошо) очень доходчив даже для самых маленьких. В конце девочка "на пальцах" объясняет бегемоту: "Посмотри, какие они маленькие, а все они мои большие друзья. Ну и бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато мы все поняли, кто здесь самый большой друг и как вообще нужно дружить. Ну, хорошо, с этим все понятно: друзьям надо помогать.

Понаблюдайте за крохой, который смотрит хороший мультфильм. На его лице – весь шквал эмоций и переживаний. Вот он смеется вместе с героем, вот хмурит бровки, сопереживая и жалея, вот -  повторяет слова знакомой песенки… Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.

 Рассмотрим также и современные отечественные мультфильмы. Например мультики про наших богатырей : «Алеша Попович и Тугарин змей», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и другие мультфильмы с этими персонажами. Они одинаково интересны как для детей, так и для взрослых. Эти мультики учат дружбе, патриотизму.  Хорошо рисованы.

1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов.

     Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.  Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором.       Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. За границей на кассетах с мультфильмом “Том и Джерри” часто ставят маркировку: “Для детей старше 6 лет». Еще бы! Малыш воспринимает как должное и естественное, что с кота можно содрать шкуру, а он будет при этом не только жив, но и весел. Или мышку можно ударить по голове, взорвать, отравить, а она останется неуязвимой, продолжая строить козни несчастному Тому. И наверняка, дети будут делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность - смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.

    Возьмем для примера еще мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Шредер в "Ниндзя- черепашках", все эти киборги - это современное воплощение зла. Для русского ребенка это не типично, в этом мультфильме постоянно идет противостояние плохому, и герои столько убивают, что порой задумываешься, а правда они такие хорошие?      

К чему это  приводит:

 1.Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.

2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.

3.В школьный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток  правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.

4.Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.

В американских сюжетах очень часто образ девушки тоже очень жестокий. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность и самое главное - материнство. Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг сознания. Таким образом, чужими людьми изменяется психика наших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это - пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать. Во всех мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных для моего мозга машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми не получается даже с натяжкой.

Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:

Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.

Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными.

Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.

Уродливые и страшные герои.

Герои мультфильмов только  развлекаются. Никакой полезной деятельности,  в отличии от отечественных мультфильмов.

Однако, могу заметить, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы  такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.

1.4  Какие опасности скрывают в себе мультфильмы

Я выяснил, что   выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей.

В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это,  сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При  многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии.

Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.

В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость   к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.

Большинство современных мультфильмов:

  • Яркие, действие происходит очень быстро.
  • Имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах.
  • Значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму.
  • Озвучены мультфильмы одинаковыми голосами переводчиков.
  • В них много агрессии

1.5. Механизмы влияния мультфильмов.

В том, что мультфильмы определенным образом воздействуют на психику и сознание ребенка, сомнений уже не осталось ни у кого. Как же именно осуществляется это влияние?

Исследователи выделяют три основных средства влияния мультипликационных фильмов на сознание человека. В первую очередь, это «заражение». Суть механизма в том, что ребенок эмоционально включается в происходящее на экране, начинает сопереживать героям, «заражаться» их чувствами и идеями.

Вторым по степени значимости психологи называют внушение. Просмотр мультфильма может ввести ребенка в определенное состояние, причем воздействуя через подсознание. Например, так может быть внушено состояние тревоги, одиночества, паники, агрессии.

Но, конечно, это совершенно необязательно будут негативные состояния! Нередко мы по несколько раз пересматриваем любимые мультфильмы - потому что они внушают нам состояние покоя, радости, оптимизма или творческого воодушевления.

И только третьим выступает механизм подражания. Действительно, мы часто можем видеть, как ребенок после просмотра мультфильма воспроизводит в игре определенные действия персонажей, их реакции, или даже целые сюжетные линии увиденного на экране.

Это естественный процесс. Некоторые элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении (группа детского сада, класс), усвоятся и постепенно включатся в сложную поведенческую систему личности.


Глава 2. Практические исследования

2.1. Анкетирование учащихся

Я решил  исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники. Для этого я в течение месяца проводил опрос среди учащихся 1 - 4 классов.    Были предложены следующие вопросы:  

1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские?

Почему?

3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?

4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится?

5.Как часто ты смотришь мультфильм?

А) каждый день.

Б) иногда.

В) по выходным.

Г) редко.

6.Где ты смотришь мультфильм?

А) по телевизору.

Б) по компьютеру.

В) по DVD.

Г) в кинотеатре.

Д) по планшету

Е) в телефоне

На вопрос «Назови любимый мультфильм» были названы:

     Какие мультфильмы не нравятся?

 

2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра разных мультфильмов  на частоту сердечных сокращений».

Я решил на практике проверить влияние просмотра отечественных и зарубежных мультфильмов на состояние психики учащихся моего класса. Выбрал 5 мальчиков и 5 девочек из класса, включил для просмотра два мультфильма: один отечественный, а другой зарубежный. После просмотра каждого мультфильма ребята измеряли пульс сами, а с руководителем проекта измерили ещё и  датчиком частоты сердечных сокращений. (см. Приложение 2).

Результаты экспериментального исследования

Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75 - 80 ударов в минуту. А после просмотра зарубежного мультфильма частота сердечных сокращений у некоторых увеличилась до 129 ударов. Следовательно, можно сделать вывод, что при просмотре зарубежного мультфильма, ребята испытывали больше волнений, эмоций, переживаний.


Заключение.

Результаты исследования

Опрошено  83  учащихся 1- 4 классов

Анализ  анкет показал, что все учащиеся 100% любят смотреть мультфильмы. Причем 18 учащихся из опрошенных любят абсолютно все мультфильмы, будь то зарубежные или российские. 27 -  предпочитают зарубежные мультфильмы, т.к. они красочные. И 37  – российские мультфильмы, т.к. они веселые и добрые. Данные результата я представил в виде диаграммы (Приложение 1).

При выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло, веселый и забавный, смешной, познавательный. 

Почему мультфильм не нравится, ребята отвечали, потому что непонятный, страшный, неинтересный.

Результаты экспериментального исследования(приложение 2)

Выводы:

Я выяснил:

1. Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь,  а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.

2. Мультфильмы российского и иностранного производства,  в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей

3. Мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у детей тревожность, страхи,  неуверенность.

4. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания детей.

5.  В ходе исследовательской и экспериментальной работы, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие и психику детей, поставленная мною цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

 В целях просветительской работы, мною вместе с моим научным руководителем  были проведены беседы в 3В классе «Гимназии»Диалог» и беседа в ансамбле бального танца «Фантазия»: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».


Литература

1. Абраменкова  В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31

2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32

3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434

4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218


Приложение 1

Приложение 2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Коллективная исследовательская работа по теме: "Влияние предметов неживой природы на рост и развитие растений"

После  комплекса уроков  изучения предметов неживой природы: состава и свойств воды, воздуха, почвы, дети заинтересовались влиянием данных объектов на растительный мир и решили провести сери...

Исследовательская работа по теме: «Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями:  к...

Исследовательская работа по теме:«Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается  следующими приложениями: конспе...

Научно-исследовательская работа по теме «Влияние света, температуры воздуха и влаги на рост лука»

Научно-исследовательская работа по теме "Влияние света, температуры воздуха и влаги на рост растений"...

Исследовательская работа на тему:«Влияние видеоигр на работу головного мозга»

Практически все учёные считают, что видеоигры вредны для работы головного мозга. Допустим, что это правда. Тогда  нужно дать ответы на вопросы: «Почему видеоигры вредны?», «Как ...