Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Программа ДОЛ "Радужное лето"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

                                                                                     

Программа летнего лагеря

с дневным пребыванием детей «Радужное лето»

 

п.г.т. Излучинск, 2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Информационная карта программы

3

Пояснительная записка

4

Понятийный аппарат программы

5

Краткая характеристика участников программы

7

Педагогическая идея программы

7

Целевой блок программы

7

Критерии и способы оценки качества реализации программы

8

Содержание и средства реализации программы

8

Кадровое обеспечение программы

11

Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы

12

Материально-техническое обеспечение программы

12

Список литературы

13

Приложения

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММА

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «РАДУЖНОЕ ЛЕТО» МБОУ "Излучинская общеобразовательная начальная школа"

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Костеренко  К.С., Шихалёва Д.С., Магрупова Ю.Ф.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Директор МБОУ "Излучинская общеобразовательная начальная школа" Шагвалеева Е.В.

АДРЕС УЧРЕЖДЕНИЯ, КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ, ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС

628634, ХМАО – Югра , Тюменская обл., Нижневартовский р-н, п.г.т. Излучинск, пер. Строителей д.5

КОЛИЧЕСТВО СМЕН

1, 2 смена

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

Лагерь с дневным пребыванием детей в образовательном учреждении

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ

МБОУ "Излучинская общеобразовательная начальная школа"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ ЗА СЕЗОН 

1 смена – с 31 мая  по 21 июня 2019 года

2 смена – с

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

50 детей

СВЕДЕНИЯ О ГЕОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ

Дети п.г.т. Излучинск Нижневартовского района ХМАО - Югры

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Дети от 6,5 до 12 лет

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Содействовать максимальной включенности участников детского оздоровительного лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; решению коммуникативных проблем воспитанников через вовлечение в акции, мастер-классы, разнообразную трудовую деятельность.
  • Создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценный отдых детей, их оздоровление, творческое развитие и формирование толерантности;
  • Развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Духовно-нравственное
  • Гражданско-патриотическое
  • Оздоровительное 

ПРИНЦИПЫ:

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания;
  • Принцип ориентации на идеал;
  • Принцип идентификации;
  • Принцип диалогического общения;
  • Принцип творческого отношения к делу;
  • Принцип учета возрастных особенностей детей;

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Лагерь организуется на базе МБОУ "Излучинская общеобразовательная начальная школа". Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный зал, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, актовый зал, медицинский кабинет, зеленая зона)

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

  • Внешний контроль: состояние материально-технических и кадровых ресурсов лагеря, реализующего программу «Радужное лето»;
  • Периодический контроль: создание условий для деятельности специалистов, реализующих программу. Контроль за ведением необходимой документации, выполнением плана работы;
  • Текущий контроль: управление, контроль, реализация задач организации отдыха детей, отслеживание выполнения этапов реализации и выполнения плана работы программы.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Организация отдыха, оздоровления, воспитания и социализации детей в летний период – одна из приоритетных задач социальной и молодёжной политики Нижневартовского района и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целом.

Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в обществе, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Предлагаемая программа  летнего лагеря с дневным пребыванием детей опирается на систему духовно-нравственных и патриотических ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как толерантность, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

        Социальная значимость. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени младших школьников, однако в современных условиях организации быта родители не могут в полной мере предоставить своему ребёнку полноценный, продуктивно организованный отдых. В связи с этим всё большую актуальность приобретает организация отдыха детей в каникулярный период в районе.         Лето – это наиболее благоприятный период для развития коллективистского потенциала детей, совершенствования личностных возможностей, приобщения к духовно-нравственным ценностям и познания мира внешнего (социокультурная среда развития).

        Летний пришкольный лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Специфика воспитательной работы в летнее время позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка, включенного в деятельность художественно-эстетической направленности.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях поселения;
  • необходимостью завершения реализации групповых и индивидуальных воспитательных траекторий;
  • обеспечением преемственности в содержании работы лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Возможность практической реализации. Коллектив детского лагеря состоит из сотрудников МБОУ "Излучинская общеобразовательная начальная школа" Нижневартовского района, имеющих высшее и среднее профессиональное педагогическое образование с опытом работы в профессиональной деятельности.

Механизм реализации программы. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, позволяет привить детям определенную систему духовно-нравственных ценностей и развитие коммуникативных способностей и толерантности, с помощью индивидуальной и коллективной, творческой и трудовой деятельности, социальной активности. На протяжении двух смен, ребята посетят мастер-классы, станут активными соработниками в организации праздников, примут участие в конкурсах, играх и викторинах. По итогам реализации образовательной программы ребята приобщаться к возрождению первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве, научаться соотносить главные ценности жизни с собственным опытом, т.е., будут способны выбрать то, что они считают самым важным для своей семьи и для себя, приобретут умения запечатлевать свои жизненные ориентиры, переживания.  

Реализация программа включает в себя 4 этапа:

  1. Подготовительный этап включает в себя:

- подбор кадров;

- комплектование отрядов;

- разработку документации.

II.        Организационный этап включает:

- знакомство;

- постановку целей развития коллектива и личности;

- сплочение отрядов;

- формирование законов и условий совместной работы;

- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III.      Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Дети и педагоги:

- познают, отдыхают, трудятся;

- делают открытия в себе, в окружающем мире;

- помогают в проведении мероприятий;

- развивают способность к сотрудничеству;

- укрепляют свое здоровье.

IV.      Заключительный этап. Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

Новизна программы. Образовательная программа «Радужное лето» является модифицированной программой, разработанной на основе лучших методических разработок педагогов Нижневартовского района и ХМАО-Югры в целом.

        Новизна образовательной программы летнего сезона 2019 года заключается в концептуальной идее о передаче детям не только информации, но путем сотворчества, сотрудничества, со-работничества. У воспитанников в процессе непосредственной деятельности будет сформировано понимание основных социокультурных ценностей: Слово, Образ, Родные просторы, Труд земной, Труд души, Традиции.

Таким образом, программа ориентирована на воспитание на социокультурном опыте, т.е. на оптимальном сочетании отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Понятийный аппарат программы

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению.

Благо – соответствие своему назначению, своей цели, жизнь по воле Божией.

Воспитание  деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Гражданское воспитание – воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Добро  исполнение человеком нравственных законов, ведущих кго к духовному совершенству. Это действия, которые направлены на благо.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Здоровый образ жизни  – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья и самовоспитание.

Коллективное творческое воспитание  особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Патриотическое воспитание – формирование  российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Семья – первоначальная школа святой, терпеливой и самоотверженной любви, это малая Церковь.

Слово – первый элемент в процессе проявления нашего мира. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».  

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость.

Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

Традиция – способ передачи духовных и материальных ценностей из поколения в поколение.

Труд – сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование.

Трудовое воспитание воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирование умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.

Физическое воспитание – формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в ЗОЖ; развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числе детей с ОВЗ, условий для регулярных занятий ФКиС, развивающего отдыха и оздоровления; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения.

Художественное воспитание формирование мировосприятия ребенка средствами искусства.

Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного   и ценностного сознания личности и соответствующий ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Участники программы –  дети  6,5-17,  пгт.Излучинск Нижневартовского района.

Количество детей - 50 детей (2 отряда по 25 человек)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

 

Концептуальной идеей создания летнего лагеря «Радужное лето» является развитие личности ребенка, как носителя опыта, приобретаемого путем приобщения к наследию духовно-нравственных и патриотических качеств.

Педагогическая идея программы заключается в использовании целесообразных форм, методов, образовательных технологий по решению задач духовно-нравственно воспитания: формировать у детей духовно-нравственные ценности, развивать представления о толерантности, способствовать личностному развитию детей младшего школьного возраста.

Программа лагеря базируется на основополагающих принципах, отраженных во ФГОС НОО:

  • системно-деятельностной организации воспитания;
  • ориентации на идеал; следования нравственному примеру;
  • идентификации;
  • диалогического общения;
  • полисубъектности воспитания;
  • не нанесение ущерба окружающему миру;
  • следование традициям;
  • уважительное отношение к окружающим, старшим и пр.

 Летний лагерь «Радужное лето» ориентирован на   утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии; на снижение уровня негативных социальных явлений в детской среде воспитанников лагеря; на развитие и поддержку социально значимых детских инициатив; снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей.

Стратегия педагогической идей летнего лагеря «Радужное лето» опирается на систему духовно-нравственных ценностей,

 

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ

 Цель: Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе.

Задачи:

  • Содействовать максимальной включенности участников детского оздоровительного лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; решению коммуникативных проблем воспитанников через вовлечение в акции, мастер-классы, разнообразную трудовую деятельность.
  • Создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценный отдых детей, их оздоровление, творческое развитие и формирование толерантности;
  • Развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка.    

Ожидаемые результаты:

  • Укрепление и оздоровление детского организма:

- формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил      личной гигиены)

- развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости)

  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  • Личностный рост участников смены.

КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Критерий

Ожидаемый результат программы

Способ оценки

Уровень сформированности

Толерантности

-солидарность в решении общих проблем и взаимоуважение;

- положительное отношение к нравственным нормам.

Методика «Закончи историю» (Г.У. Солдатова.)

Методика 3"Как поступать" (Г.У Солдатова)

Сформированность  ценностного отношения к самим себе, к своей семье,  к другим людям, к Отечеству в целом

Будет наблюдаться динамика в развитии активного познавательного отношения к ценностно-смысловой стороне действительности: забота о ближнем, проявление милосердия, трудолюбие, послушание, уважение,   правдивость, совестливость

Методика «Диагностика нравственной самооценки»

Уровень социальной адаптированности, активности и нравственной воспитанности ребенка

Будут сформированы предпосылки для саморазвития и самовоспитания личности ребенка в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума.

Методика изучения социализированности личности ребенка

(автор М.И. Рожков)

Степень удовлетворенности ребят работой детского коллектива

Будет наблюдаться положительное эмоциональное отношение детей к коллективным делам, удовлетворенность сотрудничеством, со-работничеством, сотворчеством в детском коллективе

Методика  «Какой у нас коллектив» (автор А. Н. Лутошкин)

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Характеристика основных периодов лагерной смены

Организационный период (1-4 день):

  • знакомство ребят друг с другом, с педагогическим коллективом лагеря;
  • введение подростков в игровой сюжет смены;
  • формирование коллективов отрядов, органов самоуправления, выявление лидеров;
  • создание условий для индивидуальной адаптации воспитанников;
  • выработка основных законов и правил жизнедеятельности отрядов;
  • предъявление единых педагогических требований;
  • вовлечение  всех участников программы в совместную деятельность;
  • корректировка плана мероприятий;
  • знакомство и вовлечение подростков в работу мастер-классов;
  • психолого-педагогическая диагностика интересов и потребностей, уровня развития творческого мышления  участников программы.

Основной период (5-18 день):

  • создание единого воспитательного пространства как фактора формирования и личностного роста ребенка;
  • реализация творческого, физического и духовного потенциала воспитанников;
  • формирование коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей, развитие инициативы;
  • организация и проведение отрядных и массовых мероприятий, творческих дел,  фестивалей и конкурсов;
  • участие подростков в работе мастер-классов.

Заключительный период (19-21 день):

  • проведение дел-подведение итогов и дел-прощаний;
  • демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену
  • опросы и анкетирование воспитанников, анализ удовлетворенности совместной деятельностью;

КЛЮЧЕВЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Информационная встреча «Путешествие в страну Театра» Цель: проинформировать участников лагеря о направленности смены, сформировать представление о театре.
  2. Мероприятие «Дух театра» (викторина). Цель: формировать знания о театрах России, ознакомить с их историей.  
  3. Мероприятие «Год семьи» (беседа о семейных традициях). Цель: формировать уважительное отношение к семье как социальному институту, акцентировать внимание на важности и ценности семейных традиций.
  4. Мероприятие «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (семейный праздник). Цель: формировать сплоченность семей, их взаимопонимание, сотрудничество во благо семьи.
  5. Мероприятие «Моя семья» (литературный праздник). Цель: ознакомить с литературными произведениями о семье, семейных ценностях.
  6. Мероприятие «Театрал» (квест-игра). Цель: формировать умение сотрудничать для общего дела, развивать творческие, актерские способности детей.
  7. Мероприятие «Моя семья - моя радость» (воспитательное занятие) Цель: формировать уважительные взаимоотношения в семьях, прививать чувство ответственности за своих родных, любовь и понимание внутри семьи.
  8. Мероприятие «Моя дружная семья» (коллективное творческое дело) Цель: привить чувство необходимости взаимопомощи в семьях.
  9.  Мероприятие «Доброта истинная. Доброта ложная.» (активное занятие) Цель: формирвать понимание сущности категории «доброта» («доброта истинная» и «доброта ложная») ее значимости в духовном мире каждого человека; формировать потребности совершать добрые поступки.
  10. Мероприятие «Семейные духовно-нравственные традиции» (викторина). Цель: формировать знания о Православных семейных традициях и их значении.
  11.  Мероприятие «Молодецкие забавы» (активное занятие) Цель: развивать потребность в активном образе жизни, формировать знания о видах активного отдыха наших предков, формировать физическую культуру.
  12. Мероприятие «Девичьи посиделки» (творческая мастерская) Цель: развивать потребность в овладении рукоделием, формировать знания о видах рукоделия наших предков, формировать физическую культуру.

Организация самоуправления в отряде

При организации самоуправления в отряде используется система чередования творческих поручений. Отряд разбивается с учетом пожеланий подростков на 5 групп: Пресс-центр, Художники, Досуг, Спортсмены, Хозяева.

 Художники

– творческая группа, занимающаяся художественным оформлением открыток, отрядных уголков;

Пресс-центр

– собирает информацию, освещает ее в отрядном уголке,  сотрудничает с группой художников;

Досуг

– творческая группа, которая разрабатывает, организует и проводит отрядные КТД, игры и развлечения, разрабатывает задания, подводит итоги;

Хозяева

– следит за чистотой и порядком в отрядных домиках и на территории, контролирует выполнения санитарно-гигиенических норм;

Спортсмены

– организует спортивные игры и соревнования, контролирует спортивный инвентарь.

Каждая группа выполняет свои поручения 1 день, затем поручение меняется. Итоги работы групп в различном качестве подводится на отрядном огоньке.

Возможная схема организации деятельности групп

Названия групп

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

1

Ф.И.

Группа досуг

Группа хозяева

Группа художники

Пресс-центр

Группа спорт

Группа досуг

2

Группа спорт

Группа досуг

Группа хозяева

Группа художники

Пресс-центр

Группа спорт

3

Пресс-центр

Группа спорт

Группа досуг

Группа хозяева

Группа художники

Пресс-центр

4

Группа художники

Пресс-центр

Группа спорт

Группа досуг

Группа хозяева

Группа художники

5

Группа хозяева

Группа художники

Пресс-центр

Группа спорт

Группа досуг

Группа хозяева

Организация самоуправления в лагере

Высшим органом самоуправления является Общий сбор, который проводится ежедневно в начале и конце прожитого дня. На сборе принимаются важные решения, обсуждаются текущие вопросы, знакомятся с планом и подводятся итоги дня.

Совет капитанов собирается в начале каждого дня. На Совете капитаны получают необходимую информацию по организации дня, работе Союзов, конкретные задания отрядам по проведению творческих дел, решают вопросы о поощрении (за активное участие в общественной жизни отряда, лагеря и за личный вклад) и применения штрафов (за нарушения дисциплины и т.д.).

Сменное лидерство

Каждый ребенок имеет право выбирать и быть избранным лидером дня – капитаном. Условия выбора капитана: на отрядном огоньке, анализируя прожитый в лагере день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата. Капитан – надежный помощник вожатого. Ему дается право поднятия флага, сдача рапорта, участия в жеребьевке, высказывание мнения отряда на Общем сборе. Капитан имеет свои отличительные лидерские знаки.

Функции капитана:

  • координирует деятельность отряда в течение одного дня;
  • информирует отряд о планах работы на день;
  • оказывает помощь вожатым в решении организационных задач;
  • участвует в работе Совета капитанов.

Система стимулирования

Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения подростков.

Моральные формы поощрения:

- запись в летопись лагеря с вручением грамоты;

- благодарственные письма в адрес учебных заведений, родителям;

- грамоты, дипломы.

Символика и атрибутика

     ♦ Эмблема смены;

♦Отрядные символы и атрибуты;

♦ Атрибуты вожатых (галстуки);

♦ Атрибуты капитанов (банданы).

Распорядок дня:

8.30 – 8.40                 ПРИЕМ ДЕТЕЙ

8.40 – 8.55                 ЗАРЯДКА

8.55 – 9.05                 ЛИНЕЙКА

9.10 – 9.30                 ЗАВТРАК

9.30 – 13.00                 ОТРЯДНЫЕ, ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

13.00 – 13.30                 ОБЕД

13.30 – 14.30                 ОТРЯДНЫЕ, ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ ДЕЛА

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

на смену

Должность (условия участия)

Кол-во

Начальник лагеря

1

Старший педагог

1

Педагог дополнительного образования/психолог

1

Воспитатель

4

Всего

7


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Образовательное направление:

  1. Разработка программы лагеря с дневным пребыванием «Радужное лето» (апрель 2019 года)
  2. Комплектация методической копилки специальной литературы, разработок воспитательных дел по направлениям воспитательной деятельности детского лагеря (за 14 дней до начала смены);
  3. Разработка системы контроля результатов педагогической деятельности, подведение итогов, анализа. Формирование пакета диагностических методик. Подготовка анкет,  опросников, диагностик по количеству детей (май 2019 года).

Информационное направление:

  1. Рабочие совещания педагогического коллектива детского лагеря (за 10 дней до начала смены);
  2. Информирование заказчика о ходе подготовки и реализации программы «Радужное лето».

Аналитическое направление:

  1. Проведение анкетирования, опросов, диагностических методик (входных, текущих и итоговых), коррекция на их основе план-сетки воспитательных дел, педагогического взаимодействия с воспитанниками;
  2. Промежуточные и итоговые совещания (в течение каждой смены), основной задачей которых является решение возникающих проблем, подведение промежуточных итогов или анализ смены.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Назначение

помещения

Кол-во

помещений

Материальное

оснащение

Применение

Отрядные

комнаты

2

Наборы развивающих игр, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, мягкие игрушки, пазлы, аптечки и др.

Организация досуга

Медицинский

кабинет

1

Специальный медицинский инвентарь.

Медицинский контроль лагерной смены

Спортивный зал, игровая площадка

1

Спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки, скейт, ракетки, воланчики, велосипед, канат и др.; полоса препятствий.

Занятия спортом, состязания. Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Компьютерный класс

1

Мультимедийное оборудование, музыкальное оборудование, набор дисков.

Организация мероприятий по плану работы лагеря


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2016. – 288 с.
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
  3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2014. - 192с.
  4. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 311с.
  5. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2016. – 208с.
  6. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2017. – 208с.
  7. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2017. – 192с.
  8. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2017. – 206с.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2016. – 288с.
  10. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 224с.
  11. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
  12. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2011.
  13. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2014. – 62с.
  14. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2011. – 224 с.
  15. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
  16.  Источник. Интернет. Яндекс. Летний школьный лагерь tatschool1186.ru2011/0701letnijlagerx…
  17. План работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием...elanschool.ruleto-otdych/лето-2012…218…работы…
  18. АППО. Институт развития образования. Кафедра социально – педагогического образования. Разработка и реализация образовательных программ летних оздоровительных учреждений и организаций с учётом основных ценностно – смысловых ориентиров, заданных ФГОС. Методические рекомендации. СПб. 2014 г.

Федеральные документы:

  1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]//[Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html (дата обращения 28.11.2016)
  2. Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года [Электронный ресурс]//[Распоряжение правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп]. URL: http://nosh11.ru/docstation/com (дата обращения 28.11.2016)

Мероприятия

Тропа доверия

Цель игры: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения.

Категория участников: подростки 10–17 лет; В игре могут принимать участие одновременно от 25 до 75 человек, продолжительность: 1,5–2 часа.

Описание игры. На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать шесть команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать название.

Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем. Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки. Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии.

На каждом этапе команды находятся 15–20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.

Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций: «Ритмометр», «Кочки», «Монстры», «Преграда», «Трансформер», «Поводырь», «Скала»; 3 листа плотного картона; 2 веревки (2 м и 4 м); мел для асфальта; скотч; ножницы; призы и грамоты победителям.

Станция «Ритмометр»

Цель: отработка навыков скоординированности действий команды.

Форма проведения: Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счет ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.

Станция «Трансформер»

Цель: развитие навыков невербального общения, эмпатии, межгруп пового взаимодействия.

Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).

Станция « Поводырь»

Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий.

Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т. п.)

Станция «Кочки»

Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий.

Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять

можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.

Станция «Монстры»

Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.

Форма проведения: Команде предлагается пройти 25–30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число расчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.

Станция « Преграда»

Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.

Форма проведения: Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно прой ти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.

Станция «Скала»

Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.

Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде

штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.

Ожидаемый профилактический эффект игры заключается в выработке навыков сотрудничества, согласованности действий, невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия, конструктивного разрешения спорных ситуаций, что позволяет гармонизировать межличностные отношения в группе и, в конечном итоге, является фактором защиты личности каждого подростка.

Подводя итоги, стоит отметить, что представленные выше подходы к профилактической деятельности построены на понимании того факта, что асоциальные формы поведения чаще всего возникают у личностей, имеющих трудности в совладании со стрессом, противостоянии групповому давлению, низкими коммуникативными способностями, слабо развитыми навыками принятия решений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Задача специалистов, работающих в области профилактики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь подросткам и молодым людям справиться с внешними и внутренними конфликтами, путем актуализации и развития у них позитивных личностных качеств. Решению данной задачи способствует применение специалистами разнообразных методов социально–психологической работы, соответствующей возрастным и личностным особенностям молодых людей. В данном параграфе были представлены такие формы групповой работы как психологический тренинг и маршрутная игра. Данные формы работы отличаются эмоциональностью, активным взаимодействием участников между собой и соответствуют возрастным особенностям подростков.

Захват территории

Участники игры. В игре принимает участие весь лагерь! Весь лагерь делится на две большие разновозрастные команды. Делиться надо таким образом, чтобы в каждой команде были как маленькие (от 6 лет), так и взрослые (до 16 лет) дети. Задача команд, взявшись за руки, окружить как можно больше лагерных построек.

Правила игры. До начала игры следует составить список объектов, подлежащих захвату и присвоить каждому их них коэффициент сложности. Лучше капитану каждой команды выдать такой список.

Командам присваиваются определенные цвета, например, синий и красный. В каждой команде выбирается капитан, как правило, вожатый. Капитану команды выдаются звездочки, сделанные из цветного картона или бумаги цвета его команды (диаметром 5—10 сантиметров). Количество звездочек должно примерно ровняться числу построек в лагере.

В начале игры все команды собираются на линейке. По команде ведущего игроки под руководством капитанов разбегаются по лагерю.  Рекомендуется, по возможности, к каждому объекту поставить взрослого наблюдателя, который будет смотреть над точностью захвата.

Когда кольцо детей смыкается вокруг какой-нибудь постройки, капитан команды вешает на эту постройку звездочку. При этом данная постройка считается захваченной. Захваченные постройки не могут быть захвачены другой командой.

Особенно азартными бывают моменты игры, когда одна команда пытается окружить какую-нибудь постройку, а в это время другая команда окружает ту же постройку более широким кольцом. Кто же сделает это первым? После каждого удачного «захвата» команде следует отправить гонца в главный штаб со сведениями о захваченных постройках.

Игра длиться до истечения установленного времени, которое зависит от размеров и численности лагеря. Каждой постройке в лагере присваивается определенный коэффициент, пропорциональный ее площади. Побеждает команда, набравшая большее количество очков (сумма захваченных построек, умноженных на их коэффициенты).

Ход игры и сообщения о захвате построек можно в реальном времени транслировать по лагерной радиосети.

«Ведьмочки»

Цель: Формирование опыта творческого общения, развитие у учащихся умения понимать и ценить личность человека.

Форма проведения: КВН

Б.Я - Баба Яга

Под мелодию выбегает Баба Яга.

Б.Я.  Мисс Мошкова есть, бюст, нога,

        Ну, а где же «Мисс Яга»?

        Все решено!

        Красных девиц соберу,

        Суперконкурс проведу! (Свистит, кружится)

        Эни-бени комине,

        Все волшебницы ко мне!

(выходят все участницы на сцену)

Б.Я. (Разглядывает их)

        Тьфу, тьфу, тьфу, глазам не верю,

        Что за прелесть, лепота,

        Как подходит этим феям

        Званье «Мисс ведьма».

        Вы порадуйте старушку

        И постройте мне избушку.

Посмотрю, кто чего стоит

Кто быстрее избу строит.

Будут вам бревна, окна, крыша и нога.

Победит достойная!

Вам не просто победить −

Во всем артистом надо быть!

Первый конкурс. «Представление».

Ну, красавицы,  в путь смелей,

Нужна реклама без сомненья,

В раскрутке имиджа всем нам,

У нас встречают по одежке,

И, по словам, и по делам.

Итак: Кто самая оригинальная Яга, той первый приз – Куриная нога!

Б.Я.    Сколько же сложено баек

        Было про нас, небылиц.

        Аукцион «В мире сказок»

Я проведу для девиц.

Кто про меня больше вспомнит сказок,

Тому за победу бревно дам в подарок.

Б.Я.    Темной ночью в лес ходила,

Травы рвала и сушила

«Снадобья» вам варила.

Кто правильно определит

Из чего снадобье сварено

Тот в подарок бревнышко возьмет.

(вручаются бревна)

Б.Я.    Применив искусство колдованья

Нужно придумать        

Магическое заклинанье.

Пусть фантазия поможет вам:

Всего лишь десять слов должно быть там.

(заклинание 2 мин.)

Б.Я.  Ну что ж, переходим к перестрелке нечистой силы (по 5 человек от команды).

Кем ты станешь в 20 лет (двадцатилетним человеком)?

Каким гребнем не расчешешь волосы (петушиным)?

Что нужно сделать, встретив во сне тигра (проснуться)?

Где всегда можно найти червей (в карточной колоде)?

Кто не задает вопросов, но всегда требует ответа (телефонный звонок)?

Что можно приготовить, но нельзя съесть (уроки)?

Если яйцо плывет по Волге, то откуда оно начало путь (из курицы)?

Какой малыш рождается с усами (котенок)?

До какого места заяц бежит в лес (до середины, а от середины из леса)?

 Название какой реки у тебя во рту (Десна)?

 В каком городе нельзя стрелять (Бухарест)?

 Назовите имя первой женщины летчика (Баба Яга).

Б.Я.    Эй веселые девчонки

Выходите петь частушки

Костяной ногой топнем,

И в ладоши громко хлопнем,

Заведем мы этот зал, чтобы каждый нас узнал!

Сочиняют частушки вместе с залом – Крик Яги

Б.Я.    Ох и трудно быть Бабой Ягой.

        Даже приходится порой

        Чтоб людишек напугать,

        Кричать, свистеть и хохотать.

Конкурс среди зрителей, три команды.

Б.Я.    Юбка-юбочка моя,

        Модная, любимая,

        Равных моей юбке нет –

         Ей всего лишь 300 лет.

Кто на юбочку заплатку

Аккуратненько пришьет,

Той портнихе-мастерице

Знатный приз перепадет.

Конкурс «Заплатка на юбку Бабы Яги» −

 кто быстрее и оригинальнее выполнит заплатку.

Б.Я.    Обожаю дискотеку,

Хоть живу уже три века –

Танго, степ или гопак

Я танцую только так.

Эй, метла, позвольте вас

Пригласить на этот вальс.

Танец с метлой

Б.Я.  Приглашаю все команды на сцену.

Мы на славу порезвились,

На фантазию не скупились.

Вот построена изба.

Будет жить в ней Мисс ведьма.

Главный приз – вот эта штука,

Называют ее ступа.

Вручается ступа команде победительнице.

Б.Я.    Ой, подружки вы шальные,

Вице Мисс все остальные!

Все девчонки – молодцы!

Вам подарок – леденцы.

Званьем можете гордиться –

В жизни все вам пригодится.

Эни, бени, кабинет

Всех с праздником я поздравляю.

Исчезаю, исчезаю, меня уже нет.

Праздник завершается общей песней команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»

Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"

1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Фабрика звёзд»

Представлена программа летнего отдыха учащихся в условиях школы. http://vlager.edu.ru/program/?search=%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B......

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город детства»

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город детства"....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Дружба" при МОУ "Ковернинская средняя школа №1" - "Путешествие по стране ГТО"

В настоящее время воспитание здоровой и физически развитой личности является одной из приоритетных задач нашего государства. Для её решения необходимо обеспечить круглогодичное включение детей и подро...