современный урок в начальной школе
материал (4 класс)

Чурикова Елена Алексеевна

современный урок в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                      «Средняя общеобразовательная школа  № 2                                                      с углублённым изучением отдельных предметов   имени Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Ивановича Жемчужникова» города  Лебедяни  Липецкой области

Выступление школьном методическом объединении

на тему :

«Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС»

                                     

   Подготовила учитель начальных классов

                                                                                        Чурикова Е.А.

,

Мастер –класс «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС»

Урок – главное составляющее орудие труда учителя. Ведь именно на уроке для преподавателя открывается огромное поле деятельности. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но, какие бы ни происходили реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возросла. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

Так что же для  нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм и т. д.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю коллегам изюм.)

Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?

Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в свете ФГОС»

Ингредиенты:

  1. Оргмомент
  2. Определение темы урока
  3. Актуализация и коррекция опорных знаний
  4. Целеполагание. Мотивация.
  5. Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)

в измененной ситуации (конструктивные задания)

6.Физкультминутка.

7. Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания)

8. Информация о домашнем задании

9. Рефлексия

В итоге у нас должен получиться урок комплексного применения знаний.

Итак, оргмомент. Каким он может быть?

Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.

Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:

-Good morning, Dear children!- говорят англичане,

-Guten Morgen ! — говорят немцы,

А я говорю : «Добрый день, ребята! Здравствуйте!» Это значит, что я желаю им здоровья и хорошего настроения на весь день.

Далее следует определение темы и ее формулировка.

Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв , знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь». Показываю детям запись на экране, бумаге или доске и прошу предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,

Следующий этап — актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).

Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2-хфазный тест «Верно ли что…»Очень часто детям предлагаю ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.

Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течение урока)

Обязательно уделяю большое внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними нахожу возможность применения их в жизни. Спрашиваю у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл.Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.

Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации . Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Я лишь ранжирую их по степени сложности.

На уроке математики я предложила детям выполнить задания. Они напечатаны в конвертах разного цвета. Пояснила соответствие цвета степени сложности задания и предложила их на выбор. После выполнения задания без особого труда провела самопроверку. К удивлению детей, ответ был указан на конверте в области поля «индекс отправителя». У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.

Настало время динамической паузы, чтобы снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например, при изучении геометрических фигур предлагаю детям взять карточки «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Даю команду «Т» — прыжки, «К» — наклоны, «П» — рывки руками. Количество раз равно количеству сторон фигуры. Затем дети обмениваются карточкой с другом, выполняют другое упражнение. Нравится детям флешмоб, когда один ребенок под музыку импровизирует, а другие повторяют его движения. На уроке русского языка на физминутке отрабатываю правописание, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» — дети делают прыжки, если «о» — хлопки и т.д. Совсем недавно на уроке развития речи при написании изложения «Осенняя ёлочка» я использовала такую физкультминутку:

Ёлка в блёстках ледяных, ( Повороты туловища влево – вправо.)

В тёплых слёзках смоляных, ( Наклоны туловища влево – вправо.)

Свежая, зелёная, ( Поднимемся на носочки.)

Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)

Приходит к нам с подарками, ( Руки - к плечам.)

Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)

Нарядная, забавная ( Руки – вниз.)

И в Новый год там главная. ( Три хлопка внизу.)

После хорошего отдыха предлагаю самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, могут спросить у учителя, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных УУД. Развиваю познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися слежу за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Всегда выслушаю и спрашиваю: «А кто думает иначе?»

Оформить свою работу детям предлагаю по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети пишут сказки, выражают мысли в стихах или прозе, делают рисунки, создают проекты, презентации, и т.д.

Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние задания очень часто предлагаю разно уровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные требуют от детей поисковой познавательной деятельности. Приведу пример. На уроке окружающего мира по теме «Разнообразие растений» раздала детям фильтрпакетики аптечного чая из травы чабреца и ромашки. Задание: узнать, что находится внутри пакетика, где растет, для чего используют, нарисовать как выглядит в природе. Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";"Меня удивило…" и т. п.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц: веселого, грустного и нейтрального.

Не скуплюсь на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваю успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:

-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.

-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…

Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"

В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...

Современный урок в начальной школе по программе " Школа России".

Современный урок в начальной школе в связи с деятельностным подходом обозначает следующие структуры, которые описаны в статье....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...