Программа внеурочного занятия
рабочая программа (3 класс)
"36 занятий для будущих отличников"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 4»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей начальных классов руководитель ________________ Е.В.Поцелуева протокол № ___ от «___» _____ 2017 г. | СОГЛАСОВАНО: на заседании методического совета зам.директора по УР: ____________ И.Г.Филимонова протокол № __ от «___» ______ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ БСШ № 4 ____________ В.А.Осипов приказ № __от «___» _______ 2017 г. |
Рабочая программа курса
«36 занятий для будущих отличников»
для 3-х классов
Разработчик
Проскурина А.И.
учитель начальных классов
пгт.Березовка
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей, подпрограмма - «36 занятий для будущих отличников» составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС), автор Мищенкова Л.B.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
- «36 занятий для будущих отличников»: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях, Л.В. Мищенкова,
М.: Издательство РОСТ, 2014 г.
- «36 занятий для будущих отличников»: Методическое пособие, 3 класс. М.: Издательство РОСТ, 2014 г.
Место курса:
Предполагает 4 года обучения. Всего135 часов: 1 класс -33 часа , 2 класс -34 часа, 3 класс- 34 часа, 4 класс-34 часа.
Продолжительность одного занятия:
Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут, если занятия спаренные – 50 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. На одно занятие отводится от 25 до 40 мин.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Ожидаемые результаты курса:
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей;
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам;
- находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
- уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- называть положительные и отрицательные качества характера;
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
- запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания;
- соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль;
- пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
- свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.;
- самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге;
- самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
- уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
- выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
- высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями;
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам;
- находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
- уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- называть положительные и отрицательные качества характера;
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
- запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания;
- соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль;
- пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
- свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.;
- самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге;
- самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
- уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
- выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
- высказывать свое отношение к происходящему.
Структура и содержание курса:
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
В основе содержания и построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 5 |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
6 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
Итого: | 34 |
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Нестандартные задачи (5 ч)
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Поиск закономерностей (5 ч)
Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Слово о Родине | |||
В кругу семьи | |||
Продолжаем разговор о семье | |||
Все мы люди разные | |||
Дело было в Лукоморье | |||
В космическом пространстве | |||
Старичок - боровичок | |||
Продолжаем осматривать владения старичка - боровичка | |||
Кот в мешке | |||
Поговорим о поведении | |||
Литературная «Угадайка» | |||
Береги здоровье | |||
О воде | |||
Спешим на помощь Кузе | |||
Поэтическая карусель | |||
Арт - студия | |||
Зима в загадках | |||
Подарки Деда Мороза | |||
Что мы знаем о деревьях | |||
Поговорка – цветочек, пословица - ягодка | |||
«Репка» на новый лад | |||
Любопытные факты из жизни животных | |||
Школа искусств | |||
Куклы в нашей жизни | |||
Золотой дождь | |||
Лента занимательных заданий | |||
Клуб любителей русского языка | |||
В царстве лешего | |||
Геометрический калейдоскоп | |||
Магазин головоломок | |||
Магазин головоломок | |||
В поисках цветка папоротника | |||
На войне, как на войне | |||
Прощальная игротека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочного занятия "Кулачки-ладошки"
Программа внеурочного занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр...

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой
Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС. Рабоча...

Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального ...

Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание. Программа внеурочных занятий «Интересный труд».
Дано теоретическое обоснование предлагаемого материала. Рассмотрены различные виды практической деятельности. Материал дается с уклоном на экологическое воспитание. Предложена программа занятий "...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Перспектива", программы внеурочных занятий и план воспитательной работы.
Архив содержит программы по предметам, внеурочных занятий и по воспитательной работе....
