Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Терлецкая Наталья Владимировна

           В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Предлагаю Вашему вниманию программу внеурочного занятия "Моё настроение".

Цель данного занятия: научить детей понимать эмоциональные состояния своё и окружающих их людей.

Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnogo_zanyatiya_moyo_nastroenie.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЁ  НАСТРОЕНИЕ»

Цель: научить детей понимать эмоциональные состояния своё и окружающих их людей.

Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Задачи:

  1. дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
  2. совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
  3. развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  4. активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  5. овладение навыками общения и коллективного творчества.

Пояснительная записка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. На фоне прогрессивных изменений в развитии эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Однако, как справедливо указывали А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллекта и эмоций), их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие»

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе  эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направлено на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряет актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитание и обучение, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

В последнее время, время Интернета и телевизора, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, также дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часть отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата

проведения

Знакомство с эмоциями  (13 часов)

1

Каким бывает настроение?

Знакомство детей с понятием «эмоции»

2

Радость

Знакомство детей с эмоцией «радость». Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла». Рисование на тему «Радость». Хоровод. Смайлик.

3

Горе

Знакомство детей с эмоцией«горе». Прослушивание двух музыкальных пьес С.Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье». Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Чтение отрывков из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Смайлик.

4

Гнев

Знакомство детей с эмоцией «гнев». Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр. Драматизация отрывка из сказки Л.Н.Толстого "Три медведя". Упражнение "Зеркало". Игры «Мешочек гнева», «Стена ярости». Смайлик.

5

Страх

Знакомство детей с эмоцией «страх». Игра "Гуси-лебеди". Прослушивание музыкальной пьесы Н.Мясковского "Тревожная колыбельная". Чтение отрывка из сказки С.Михалкова "Три поросенка". Упражнение "Найди пиктограмму». Рисование страхов на бумаге.

6

Удивление

Знакомство детей с эмоцией «удивление»

Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане…" Упражнение "Зеркало", "Фантазии". Этюд "Погода изменилась". Смайлик.

7

Интерес

Знакомство детей с эмоцией «интерес». Игра "Чудесный мешочек". Этюд "Любопытный".

8

Стыд. Вина.

Знакомство детей с эмоциями «стыд» и «вина». Чтение рассказа "Это я виноват" Н.Б.Успенского. Этюд "Стыдно".

9

Гнев и удивление

Чтение отрывка из стихотворения Н.Екимовой «По небу плыли облака». Игра "Облака". "Произнеси фразу".

10

Радость, страх, удивление

Чтение рассказа Н.Носова "Живая шляпа ". Упражнение "Зеркало".

11

В царстве снежной королевы

Закрепление знаний об эмоциях

12

Прогноз настроения

Составление прогноза настроения – рисование своего настроения

13

Дневник настроения

Составление дневника настроения

Игры, на выражение основных эмоций (10 часов)

14

Игры на включение эмоциональных реакций

Игра “Чудесный мешочек”. Игра “Скрипучая дверь”. Игра “Самолёты”.

15

Игры на развитие выразительных внешних воздействий

Тренировка мышечной выразительности лица. Этюды на выразительность жеста. Игра “Каждый спит”.

16

Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения

Игра “Лисичка подслушивает”.

17

Этюды на выражение удивления

Игра “Круглые глаза”.

18

Этюды на выражение удовольствия и радости

Игра “Новая кукла”.

19

Этюды на выражение страданий и печали

Игра “Стрекоза замёрзла”.

20

Этюды на выражение отвращения и презрения

Игра “Дюймовочка у майских жуков”.

21

Этюды на выражение гнева

Игра “Король Боровик не в духе”.

22

Этюды на выражение страха

Этюд “Страх”.

23

Этюды на выражение вины и стыда

Игра “Чуня просит прощения”.

Игры на воспроизведение отдельных черт характера (3 часа)

24

Этюды на отображение положительных черт характера

Игра “Смелый заяц”.

25

Этюды на отображение отрицательных черт характера

Игра “Вова – растеряшка”.

26

Игры на сопоставление различных черт характера

Игра “Страшный зверь”.

Знакомство со средствами эмоциональной выразительности речи (7 часов)

27

Логическое ударение

Упражнение в постановке логического ударения в предложении.

28

Мелодика речи. Пауза. Темп речи

Игра “Качели”. Игра «Коровий язык»

29

Тембр. Сила голоса

Чтение детских стихов от разных лиц

30

Настроение. Чувства. Эмоции

Передача чувств с помощью междометий

31

Интонационные средства выражения эмоций

Чтение сказки «Колобок» по ролям, выражая интонацией эмоции героев

32

Мимические средства выражения эмоций в общении

Изображение разных полюбившихся героев с помощью мимики

33

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...