Строи, их виды.
методическая разработка (1 класс)

Павлов Александр Петрович

Для уяснения воспитанников кадетской школы что такое строй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_stroi.docx162.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа Пушкинского района Санкт - Петербурга

                                                                                                                     

Методическая разработка

для проведения практического занятия

по учебной дисциплине «Строевая азбука»

Тема № 1: Общие положения. Строи и управление ими.

Занятие № 1. Развернутый и походный строй отделения. Основные элементы строя (шеренга, ряд, колонна, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя).  Предварительные и исполнительные команды для управления строем, порядок их подачи, выполнения и отмены. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – СНЯТЬ», «Головные уборы – НАДЕТЬ», «Отделение (класс) – РАЗОЙДИСЬ», «Отделение – КО МНЕ», «В одну шеренгу – СТАНВИСЬ». Строевой расчет отделения.

Санкт-Петербург

2018

Учебные и воспитательные цели:

  1. Дать понятие о строе и управлении им.

2.Уяснить предварительные и исполнительные команды для управления строем, порядок их подачи, выполнения и отмены.

3. Отработать выполнение отдельных команд.

II. Расчет учебного времени:

п/п

Содержание и порядок проведения занятия

 Время   мин.

   1.

2.

  3.

Вступительная часть

Основная часть (учебные вопросы)

  1. Развернутый и походный строй отделения
  2. Основные элементы строя (шеренга, ряд, колонна, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя).
  3. Предварительные и исполнительные команды для управления строем, порядок их подачи, выполнения и отмены. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – СНЯТЬ», «Головные уборы – НАДЕТЬ», «Отделение (класс) – РАЗОЙДИСЬ», «Отделение – КО МНЕ», «В одну шеренгу – СТАНВИСЬ». Строевой расчет отделения.

Заключительная часть

10

         

35

35

30

10

  1. Учебно-материальное обеспечение

План занятия, конспект,  Строевой Устав ВС РФ.

  1. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия

Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия

включают следующие разделы:

- при подготовке к занятию:

Руководителю занятия целесообразно изучить рекомендованную литературу, задания к данному занятию, составить план-конспект проведения занятия

- накануне практического занятия:

За 1-2дня офицер - воспитатель ставит задачу командиру класса на получение рекомендованной литературы и повторение пройденного материала, а так же изучение необходимых материалов для проведения занятия.

- во вступительной части занятия:

Руководитель занятия принимает доклад, проверяет наличие обучаемых, их внешний вид, обеспеченность литературой и приказывает устранить указанные недостатки.

- при отработке учебных вопросов:

Раскрывать вопросы применительно к условиям обучения в кадетской школе

- в заключительной части:

Напоминание кадетам и воспитанникам целей занятия и степени их достижения, ответы на вопросы, объявление оценок, подведение итогов занятия и выдача задания на очередное занятие.

5. Учебный        материал

Ход урока


Учащиеся выстраиваются в коридоре в двухшереножном строю.

Преподаватель, приняв рапорт и проверив внешний вид учащихся, объявляет тему, цели и задачи урока, обращая внимание на то, что с некоторыми вопросами, о которых пойдет речь, учащиеся уже знакомы, так как на уроках, посвященных основам военной службы, используются элементы строевой выучки. Теперь предстоит повторить и углубить полученные ранее знания.

Затем он задает вопрос:как называется строй, в котором вы стоите?

Учащиеся. Двухшереножный.

Преподаватель. А строй в одну шеренгу?

Учащиеся. Одношереножный.

Преподаватель. Правильно. А теперь готовьтесь выполнить мою команду.

Середина - ученик Иванов. Отделение, от средины разом-КНИСЬ!

Учащиеся выполняют команду.

Преподаватель Как теперь называется ваш строй?

Учащиеся. Разомкнутый.

Преподаватель. Отделение, к средине сом-КНИСЬ!

Как теперь называется ваш строй?

Учащиеся. Сомкнутый.

Преподаватель. А сейчас по моей команде вы должны быстро, без суеты и шума войти в класс и занять свои места.
Внимание, по местам!
^

Значение строевой подготовки. Строевой устав Вооруженных сил РФ


Преподаватель. Военная история дает множество примеров того, сколь велико значение построения войск. Так, фаланга, известная с Троянской войны (около середины XIII в. до н.э.) благодаря Александру Македонскому (356-323 гг. до н.э.), приобрела репутацию непобедимой в те времена ударной силы. Развитие огнестрельного оружия заставило преобразовать пеший боевой порядок из колонн и атакующих линий в цепь, что повысило значимость умения каждого солдата быстро и точно выполнять команды.

В Российской армии говорят: «Без строя нет победы! Красив в строю - силен в бою!» На войне от умения быстрее и лучше, чем противник, выполнять команды, действовать в составе отделения, взвода, экипажа танка или БМП, расчета орудия, ракетной установки зависят исход боя и жизни солдат. Всему этому необходимо настойчиво учиться.

^ Строевая подготовка включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание подразделений; строевые смотры подразделений и частей; способы передвижения военнослужащих на поле боя (преподаватель кратко комментирует каждый из перечисленных пунктов).

Готовя подразделения к слаженным действиям в различных строях, строевая подготовка служит одной из основ успеха тактической подготовки. Она также выполняет важные воспитательные функции - формирует у военнослужащих выправку, привычку поддерживать образцовый внешний вид, дисциплинированность, подтянутость, расторопность, ловкость, выдержку.

Строевая подготовка осуществляется как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни солдат и офицеров в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации. Он определяет строевые приемы и движение, строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, выноса Государственного флага РФ и Боевого знамени воинской части, обязанности военнослужащих перед построением и в строю, требования к их строевому обучению, способы передвижения на поле боя и действия при внезапном нападении противника. Им руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов России, а также граждане, призванные на военные сборы.

Запомните: строевая выправка - это не только молодцеватый, подтянутый внешний вид, но и дисциплинированность, способность четко действовать вне строя и в строю.
^

Строи и их элементы


Преподаватель. Запишем определение.

Строй - установленное Строевым уставом Вооруженных сил РФ размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Преподаватель. Как вы считаете, можно ли назвать строем солдатский хор? Ведь каждый его участник размещается в соответствии с определенным ему местом...

Учащиеся высказывают свои мнения.

Преподаватель. Хор нельзя назвать строем, потому что такое размещение не установлено Строевым уставом.

Рассмотрим элементы строя с помощью иллюстрации (рис. 1). Найдите в Строевом уставе: что такое шеренга?



^ Рис. 1. Одношереножный строй (шеренга) и его элементы

Учащиеся. Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Преподаватель. Запишем это определение.

А как называется строй, в котором аналогично - на одной линии одна возле другой - расположены машины воинского подразделения?

Учащиеся. Линия машин.

Преподаватель. Рассмотрите элементы строя, изображенные на рис. 1, и запишите в тетради их определения.

Учащиеся по очереди диктуют одноклассникам определения:

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

^ Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал -расстояние но фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

^ Ширина строя - расстояние между флангами.

Преподаватель Когда военнослужащие одной шеренги располагаются в затылок военнослужащим другой шеренги, они образуют двухшереножный строй. Прочтите его определение и рассмотрите с помощью второй иллюстрации (рис. 2).

Учащиеся читают определение.



^ Рис. 2. Двухшереножный строй и его элементы

Преподаватель, Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

На рисунке дважды встречается слово «ряд». Прокомментируйте связанные с ним понятия.

^ Учащиеся. Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

Преподаватель. Правильно, Нужно также помнить, что при повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

В начале урока вы выполнили команду «Разом- КНИСЬ!» Вы знаете, что одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми. Чем отличаются интервалы в них?

Учащиеся- В сомкнутом строю интервалы между военнослужащими в шеренгах раины ширине ладони между их локтями, а в разомкнутом - одному шагу или же другой величине, указанной командиром.

А как называется расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями?

Учащиеся. Дистанция.

Преподаватель. На какой дистанции друг от друга располагаются шеренги двухшереножного строя.

Учащиеся. На дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

Преподаватель. Военнослужащие могут быть построены не только в шеренгу, но и в колонну. Чем отличается это построение?

Учащиеся, Расположение в шеренге - на одной линии. Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.

Преподаватель. Какие могут быть колонны?

Учащиеся. Колонны могут быть по одному, по два.по три, по четыре и более.

Преподаватель, Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.

Преподаватель. Давайте выясним: чем отличается развернутый строй от походного?

^ Учащиеся. Развернутый - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн. А в походном строю подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим.

Преподаватель. Развернутый строй, как правило, применяется для проверок, расчетов, смотров, парадов, а походный - для передвижения подразделений, прохождения торжественным маршем.с песней и в других случаях.



Посмотрите на рисунок походного строя (рис. 3), объясните понятие «глубина строя» применительно к действиям в пешем порядке и на технике.

^ Учащиеся. Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Преподаватель. На рисунке обозначены направляющий и замыкающий военнослужащие в походном строю. Уточните эти понятия.

Учащиеся. Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным, а замыкающий - последним в колонне.

Рис. 3. Походный строй
^группа 8группа 4http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/19/18488/18488_html_m5dab80dd.png

Предварительные и исполнительные команды


Преподаватель. Командиры управляют строем командами и приказаниями, которые подаются голосом, сигналами и личным примером, передаются с помощью технических и подвижных средств, по колонне могут передаваться через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Команды делятся на предварительные и исполнительные.

^ Предварительная команда привлекает внимание военнослужащих и означает, что за ней последует исполнительная команда, требующая от них немедленных действий.

По всякой предварительной команде военнослужащие в строю принимают строевую стойку, вне его поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку, а в движении переходят на строевой шаг. При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия. Для привлечения внимания в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего: «Взвод, СТОЙ!» или «Рядовой Иванов, напра-ВО!»

По исполнительной команде военнослужащие немедленно и точно выполняют ее.

Найдите предварительную и исполнительную команды в словосочетании: «Отделение, СТОЙ!»

Учащиеся отвечают на вопрос.

Преподаватель. Прислушайтесь: чем отличается подача этих команд?

«Отделение...»

Как она подается?

Учащиеся. Отчетливо, громко и протяжно.

Преподаватель. А как подается исполнительная команда?

Учащиеся. После паузы, громко, отрывисто и четко.

Преподаватель. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
^

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю


Преподаватель рассказывает, а заранее подготовленный им ученик демонстрирует и имитирует соответствующие действия.

^ Военнослужащий обязан:

  • проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
  • аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
  • знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его;
  • в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию;
  • соблюдать требования безопасности;
  • не выходить из строя (машины) без разрешения;
  • в строю без разрешения не разговаривать и не курить;
  • быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
  • передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
  • Учащиеся по предложению и наводящим вопросам преподавателя обсуждают услышанное и увиденное.

Закрепление материала


Преподаватель назначает одного из учащихся на роль командира, 5-10 учащихся - на роли солдат отделения и ставит задачу: подать и выполнить команду на построение в одну шеренгу.

^ Один из воспитанников, действующий в роли командира отделения, подает команду: «Отделение, в одну шеренгу становись!»

Учащиеся, вызванные преподавателем, выполняют команду.

Затем класс анализирует выполненные действия, выясняет: могли ли назначенные учащиеся правильно выполнить команду без предварительной подготовки к построению?

Офицер предлагает действующему в роли командира отделения подать команду воспитаннику Кропотину выйти из строя.

Класс оценивает и обсуждает, как подана команда и как выполнил ее Кропотин.

Подведение итогов
Офицер-воспитатель  оценивает активность учащихся, их действия на уроке и дает задание на дом - закрепить полученные знания.

Воспитатель____2-А__класса                                                                                                   А.П.Павлов

"____"________________        2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Ты строишь. Строим вещи"

Класс: 1УМК: «Школа России»Предмет: изобразительное искусствоТип урока: комбинированный урокТема урока: «Ты строишь. Строим вещи»Цель урока: формирование основ эстетической кул...

Конспект урока по технологии. Тема: "Строчка стебельчатых стежков. Строчка петельных стежков. Украшение платочка". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с технологией создания строчки стебельчатых и петельных стежков; украшение платка.Планируемые результатыПредметные:знать-понятия «модельер»...

Конспект урока по технологии (3 класс). Тема: Ателье мод. Одежда. Строчка стебельчатых стежков, строчка петельных стежков. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование понятий о стебельчатом и петельном стежках; умение детей владетьтехническими приемами ; формирование знания о профессиях в сфере пошива одежды.Планируемые резул...

Технологическая карта урока технологии "Знакомство со швами. Обработка разных видов швов. Изделие: «Строчка прямых стежков»" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: создание условий по формированию навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоение строчки прямых стежков.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с видами швов;Расширить знания о пр...

Учимся шить. Изделия «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью»

Цели Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с приемами работы с тканью, иглой и нитками; формирование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки прямых стежков, строчки стежков с...

Конспект урока ручного труда по теме "Виды ручных стежков. Строчка прямыми стежками", 3 класс.

Цель: создание условий для обучения технологии сшивания ткани строчкой прямыми стежками.Задачи: обучать сшиванию деталей изделия строчкой прямого стежка, закреплять правила работы с иглой, ножницами, ...