Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Ситникова Ольга Викторовна
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» представляет собой часть основной образовательной программы начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_literatura.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном языке»

4  КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» представляет собой часть основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

                Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).

2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Цели и задачи обучения:

Целями предмета на уровне начального общего образования являются:

 понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);

соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств;

Приоритетной задачей обучения литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе освоения учебного предмета учащиеся к концу 1 класса ученики

к концу 4  класса ученики

НАУЧАТСЯ:

-читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

-определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и ---использовать его для пересказа; пересказывать текст  кратко и подробно;

-представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

-перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

-читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

-обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

-ориентироваться в книге по ее элементам  (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

-составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

-делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

-высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

-самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:

-обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

-обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);

-понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира;

-обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

-читать вслух стихотворный и прозаический тексты;

-рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

-устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

-обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Также в результате изучения предмета ученики приобретут следующие метапредметные результаты:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

- понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

- чувство сопричастности жизнью своего народа и родины;

- представления об общих нравственных категориях (добре и зле у разных народов),

- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

 - понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; - умение оценивать свое отношение к учебе;

Регулятивные:

осознавать цели и задачи раздела курса;

 адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

 объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

 осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Познавательные:

выделять существенную информацию из читаемых текстов;

 находить нужную информацию используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  сравнивать произведения и героев, классифицировать произведения по заданным категориям.

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии др.;

 свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

- устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений; устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

 задавать вопросы;

 контролировать действия партнера;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

4 класс

«Россия – наша Родина» (1 часа)

 «Фольклор нашего народа» (6 часов)

 «Из старинных книг» (3 часов)

 «И в шутку и всерьёз» (2 часа)

 «О братьях наших меньших» (3 часов)

«Времена года» (2 часа)

2.2.Формы организации учебных занятий

Учебные занятия могут быть организованы в следующих формах:

-урок

- фронтальная работа

- групповая работа

-работа в парах

- индивидуальная работа

- самостоятельная работа

-работа над проектами

  1.   Основные виды учебной деятельности

-чтение литературных произведений

-слушание литературных произведений

-слушание объяснений учителя

- анализ проблемных ситуаций

-слушание и анализ ответов своих одноклассников

- работа с учебником

- просмотр презентаций, учебных фильмов

- составление текстов

- работа со словарями

- работа с Интернет – ресурсам

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 4 КЛАСС

 ( 0, 5 часов в неделю – 17 часов)

№ урока

Тема

Дата проведения

Коррекция

План

Факт

Раздел 1. «Россия - наша Родина»

(1 час)

1

В. Гудимов «Россия, Россия, Россия»

К. Бальмонт «Россия». «Стихи о Родине»

Раздел 2. «Фольклор нашего народа»

(6 часов)

2

Виды устного народного творчества. Былины.

3

Славянский миф. Особенности мифа

4

Народные легенды.

5

Устное народное творчество. «Книги Древней Руси»

6

Устное народное творчество. Мечты народа в русских народных сказках

7

Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-Родина моя»

Раздел 3. «Из старинных книг» (3 часа)

8

Л.Н. Толстой. «Два брата» https://www.miloliza.com/sukhomlinskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej/146-sukhomlinskij-chitat/6282-ya-bolshe-ne-budu

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

9

https://www.miloliza.com/sukhomlinskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej/146-sukhomlinskij-chitat/6282-ya-bolshe-ne-budu 

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

10

Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Раздел 4. «И в шутку и всерьёз» (2 часа)

11

Э. Успенский «Смешные рассказы для детей»

М. Дружинина «Бывает и такое!»

12

М. Зощенко «Великие путешественники»

 Г. Остер «Истории про детей и взрослых»

Раздел 5. «О братьях наших меньших»  (3 часа)

13

В.В. Бианки «Сумасшедшая птица»

Е.И. Носов. «Хитрюга»

14

В.П. Астафьев «Зорькина песня»

 К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших»

15

Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»

Ю. Коваль «Недопёсок»

Раздел 6. «Времена года»  (2 часа)

16

В.В. Бианки «Лесная газета»

 Рассказы Н.И. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит» Литературная гостиная.

17

И. Анненский. «Снег»

М.М. Пришвин. «Рассказы о весне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1-4 класс

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»  обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читат...

Примерная рабочая программа по предмету Литературному чтению на родном языке 1-4 классы

Владеть  родным языком – значит правильное использовать средства языка в разных ситуациях общения, уметь оценивать достоинство и богатство родного языка, понимать его историческую и культур...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету литературное чтение на родном языке 1 класс ТНР вариант 5.1 , 5.2.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке с общей характеристикой предмета, планируемыми результатами, с содержанием учебного предмета "Литературное чтени...