Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Мой друг компьютер" 3-4 класс
рабочая программа (3, 4 класс)

Программа внеурочной деятельности "Мой друг компьютер" для детей с ОВЗ рассчитана на 2 года. Она предназначена для детей 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moy_drug_kompyuter._3-4_kl.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

______________________________________________________________________________________

215111 г. Вязьма Смоленской обл. ул. Красноармейское шоссе,  д. 15 – А. тел. 3 – 52 - 95

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Мой друг компьютер»

в 3-4 классах

на 2017-2018 учебный год

на 2018-2019 учебный год

(ФГОС  НОО ОВЗ)

Составитель: Бурягина Оксана Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории

                                                   

г. Вязьма

2017 г

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Мой друг компьютер»  3-4 класс разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 4.1).

Актуальность программы

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов с ОВЗ выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Цели курса:

-  формирование у учащихся первоначальных представлений об обработке информации,

 приобретение первых навыков работы с информацией и общения с компьютером

Обучение направлено на решение следующих задач:

 Учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач.

  Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

 Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере.

 Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

Коррекционные задачи:

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- развитие сенсорной сферы слабовидящих обучающихся (глазомера, мелких мышц кистей рук)

Характеристика программы

Программа составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ.

Занятия проводятся по 1 часу 2 раза  в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы – 2 года.

  Объем курса: 3 класс –68 часов, 4 класс – 68 часов

Программа курса состоит из 2-х ступеней, плавно продолжающих друг друга. Дети начинают заниматься в кружке с 3 класса и, занимаясь 2 года,

смогут освоить работу в основных прикладных программах.

Программа курса состоит из часов:

    «Юный художник» (34 ч)

    «Учимся печатать» (34 ч)

    «Мастер презентации» (68 ч)

     Одной из важнейших задач курса информатики является формирование мышления и творческих способностей учащихся. Целесообразно начинать изучать информатику в младших классах.

   

Занятия кружка проходят с использованием следующих форм:

  • Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере
  • Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя
  • Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся.
  • Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжение нескольких занятий

     

Программное обеспечение

Тектовый редактор, редактор PAINT

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (4-6 мин)
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8-10 мин)
  4. Физкультминутка (1 мин)
  5. Работа за компьютером (10-12 мин)
  6. Релаксация (2 мин)
  7. Подведение итогов (2 мин)

 По каждой теме с учащимися  проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.

Тематическое планирование

 «Юный художник» (34 ч)

Введение

     При помощи графического редактора можно создать на компьютерном экране разнообразные композиции и выполнить с ними различные виды работ.

 

Цели программы:

     Целью программы является привитие навыков работы с компьютерной графикой, осознание связей и взаимодействие искусства с окружающей жизнью.

Задачи программы:

  • развитие мышления и творческого воображения;
  • эстетическое воспитание учащихся;
  • привитие любви к искусству.

Содержание курса:

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером (1 ч)

Компьютер и его устройство. Программы. (2 ч)

Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы (31 ч)

 «Учимся печатать» (34 ч)

Введение

В современном мире необходимо владеть компьютерной грамотностью, умением печатать тексты, редактировать их.

Цели программы:

 развивать умение набирать тексты различной сложности на компьютере, а также редактировать, составлять рисунки, похвальные листы, грамоты.

Задачи программы:

  • развитие навыков работы с текстом;
  • развитие мотивации к совершенствованию письменной речи младших школьников;
  • развитие умения применять полученные знания в своей жизни

Содержание курса:

Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером (1 ч)

Компьютер и его устройства (2 ч)

Текстовый редактор Word (31 ч)

4 класс «Мастер презентации» (68 ч)

Введение

В современном мире требуется умение свободно общаться, отстаивать свою точку зрения.

Этому учит презентация. Она позволяет школьникам, работая с большими объемами информации, отстаивать свои мысли, защищать свои проекты.

Цели программы:

Целью программы является привитие навыков работы на компьютере, использование полученных знаний (создание презентаций) на других предметах.

Задачи программы:

  • изучение принципов работы при создании презентаций;
  • формирование работы в сети Internet;
  • развитие памяти, внимания, образного мышления, творческого воображения.

Содержание курса:

Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером (2 ч)

Компьютер и его устройства (2 ч)

Редактор Power Point (64 ч)

Тематическое планирование «Юный художник» (34 ч)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Правила техники безопасности.

1

2-3.

Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы.

2

4.

Знакомство с графическим редактором Paint.

1

5-8.

Работа в программе Paint.

4

9-11.

Функция раскрашивания при помощи графического редактора.

3

10-11.

Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков.

2

12-15.

Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет)

4

16-19.

Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна»)

4

20-22.

Копирование. Составление рисунков.

3

23-24.

Шрифт. Виды шрифтов.

2

25-27.

Проект. Книжная графика(Поздравительная открытка, обложка книги, календарь)

3

28-29.

Проект. Театральная графика (образец театрального занавеса, эскизы головных уборов и костюмов)

2

30-34

Декоративное рисование. Повторение и закрепление пройденного материала.

5

Тематическое планирование «Учимся печатать» (34 ч)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Правила техники безопасности.

1

2-3.

Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы.

2

4-5.

Знакомство с графическим редактором Word.

2

6-7.

Работа в программе Word. Работа с клавиатурным тренажером.

2

8.

Меню «Файл»

1

9-11.

Меню «Главная» Редактирование текста.

3

12-14.

Набор текста.

3

15-17.

Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки.

3

18-21.

Меню «Вставка» Создание пригласительной открытки.

4

22-24.

Оформление реферата.

3

25-26.

Меню «Ссылки»

2

27-29.

Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе.

3

30-34

Творческий проект. Оформление брошюры.

5

Тематическое планирование «Мастер презентации» (68 ч)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Правила техники безопасности.

2

3-4

Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы.

2

5-8

Знакомство с графическим редактором Pover Point.

4

9-12

Работа в программе Pover Point.

4

13-14

Правила составления презентации.

2

15-20

Творческий проект «Я»

6

21-26

Возможности программы Pover Point (добавление картинок, арт текстов).

6

27-32

Творческий проект «Моя семья»

6

33-40

Возможности программы Pover Point (добавление эффектов анимации).

8

41-48

Творческий проект «Мой город»

8

49-52

Презентации с вложениями. Гиперссылки.

4

53-58

Использование сети Internet с целью поиска информации для составления презентации.

6

59-68

Творческий проект «Моя страна».

10

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • виды информации и действия с ней;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD
  • назначение и работу программы Power Point;
  • основы Интернет;
  • работу электронной почты;

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint, Power Point;
  • работать с электронной почтой;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

Формирование

универсальных учебных действий

На конец года обучения мы можем говорить  только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Мой друг компьютер ». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мой друг компьютер»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные 

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  сбор информации;
  • обработка информации (с помощью  ИКТ); 
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать  общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • сравнение;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Перечень учебно- методического обеспечения:

  • Операционная системе MS Windows 2007
  • Графический редактор MS Paint
  • Текстовый редактор MS Word 2010
  • Редактор Pover Point 2010
  • Сеть Интернет

Список литературы:

  1. Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. Информатика и образование. № 4, 1990.
  2. Дуванов А., Зайдельман Я, Первин Ю., Гольцман М. Роботландия – курс иформатики для младших школьников. Информатика и образование. № 5, 1989.
  3. Духнякова В.Л., Мылова И.Б. Информатика в младших классах. – Л.: Институт усовершенствования учителей, 1992.
  4. Ершов А.П., Звенигородский Г.А. Информатика.  Информатика и образование. № 3, 1987.
  5. Русакова О.А. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с учениками начальной школы. Информатика (приложение к газете «Первое сентября»). №№31, 32.
  6. Яковлева Е.И., Сопрунов С.Ф. Проекты по информатике в начальной школе. Информатика и образование. № 7, 1998.
  7. Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов  и упражнений. Учебное пособие. – СПб: МиМ – Экспресс, 1996.
  8. Фурсина О.В. Развивать фантазию, творческие способности. Математика и конструирование. Начальная школа. № 6, 1995.
  9. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Учебное пособие. – Москва: ВЛАДОС, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста «Юный мастер»

Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую цел...

Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР

Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР на домашнем обучении...

программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня

Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...