Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Дорогою добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа рассчитана на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dorogoyu_dobra.docx56.86 КБ

Предварительный просмотр:

   

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа  внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ

«Дорогою добра»        

Разработала

учитель начальных классов

Бурягина О.С.

высшая категория

                                                                       

                                   

Паспорт программы

Название

«ДОРОГОЮ ДОБРА»

Социальная проблема

 Не хватает в мире доброты. Как мир  сделать добрее? А начинать нужно с себя, «Изменись сам - и мир изменится». Что я могу сделать доброго для  ближних: родителей, одноклассников, , птиц, животных, для Родины. На все эти вопросы будем искать ответы, работая над проектом.

Срок реализации

2017-20121 учебный год

Школа

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ОВЗ»

Класс, возраст участников

1-4 класс, 7-10 лет

Руководители проекта

Алексеева Елена Алексеевна, учитель начальных классов

Сергеева Наталь Аркадьевна, воспитатель ГПД

География проекта

 г.Вязьма, смоленская область

Ожидаемые результаты

Мы вырастим неравнодушными людьми. Наш класс будет самым дружным.  Мы станем лучше, добрее. А значит и мир вокруг нас изменится.

       

     Как бы жизнь не летела,

      Дней своих не жалей.

 Делай доброе дело-

  Ради счастья людей

   Чтобы сердце горело,

          А не тлело во мгле

          Делай доброе дело –

  Тем живем на земле!

                   

Краткая аннотация:

Проблема воспитания сострадания, доброты и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

«Детство – самый важный период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил Василий Александрович Сухомлинский. Великий педагог указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к окружающим, а средства эмоционального воздействия (красота поступков, труд и игра эмоциональность коллектива, красота природы, слово, искусство, роль учителя и др.) Василий Александрович Сухомлинский  рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного процесса.

                                                                                       

Пояснительная записка

«На свете, кроме тебя, есть другие люди,

и они нуждаются в твоей доброте,

 понимании,  мужестве, в твоей защите и помощи».

И. Суриков

   В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

   Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.  

  Программа  для младших школьников с ОВЗ  «Дорогой добра» как одно из направлений внеурочной деятельности по воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных качеств. Программа  «Дорогою добра» направлена на развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.  

Программой  реализуется комплекс мероприятий, на распространение идей добра, милосердия, толерантности в начальной школе. Рассчитан на детей от 7-10 лет.

    Программа  предполагает охват младших  школьников с ОВЗ , родителей,  учителей и имеет долгосрочную структуру. Данная программа  позволяет объединить усилия педагогов, родителей, школьников в решении проблемы проявления доброты в окружающей действительности. У учителя начальных классов есть большая возможность в формировании гражданского самосознания и воспитания нравственности.

Актуальность данной программы  заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка с нарушением зрения, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и воспитателя ГПД  и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ,ближайшего социума.

Цель программы:
формирование у детей с нарушением зрения положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника, спешим бескорыстно делать  добро и дарить  радость.

Задачи программы:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создание  необходимых  условий для появления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • формирование  у обучающихся с ОВЗ способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности
  • развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки поведения.

В процессе реализации программы «Школа добрых дел» предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

  • ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;
  • ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
  • ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
  • ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
  • ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
  • ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
  • ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность худо и тем самым жизнеспособность российского общества;
  • ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;
  • ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
  • ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
  • ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» основывается на следующих принципах.

Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания     школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Методы, формы и приёмы работы

В рамках программы «Школа добрых дел» используются разнообразные методы, формы и приемы учебно-воспитательной работы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные (создание проблемной ситуации) и частично – поисковые методы, методы самостоятельной работы и проектной деятельности; участие в конкурсах на различных уровнях.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;
  • просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • экскурсии, поездки;
  • конкурсы;
  • выставки детских работ;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники;
  • викторины;
  • творческие проекты, презентации;
  • мастерские подарков;
  • аукционы добрых дел;
  • трудовые десанты;
  • общественно полезные практики;
  • социально-значимые акции;
  • социальные проекты и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Планируемые результаты

Личностными результатами  являются:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний;
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
  • способность регулировать собственную деятельность;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  • совершенствование в умениях слышать себя и других;
  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности, опыт публичного выступления, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Формы организации и виды деятельности школьников

 Общественно полезная практика « Дорогою добра» организуется с учетом интересов учащихся и возрастных особенностей младших школьников с ОВЗ. Занятия проводятся в активной форме на деятельностной основе. Обучающиеся в процессе общественно полезной деятельности познают азы волонтерского движения, участвуют в социально-значимых акциях и мероприятиях. Ученики начальных классов вовлекаются в деятельность по оказанию помощи ветеранам войн, пожилым людям, всем нуждающимся в поддержке; учатся заботиться о животн

Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Дата

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1-2

Дежурство в классе.

2

Знак-во с обязанностями дежурного в классе.

Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе.

3-4

Уход за комнатными растениями в классе.

2

Знакомство с видами комнатных растений.

Полив и опрыскивание растений. Создание каталога растений класса.

5-6

Проект «День любимых бабушек и дедушек»

2

Беседа о пожилых людях.

Создание поздравительных открыток, представления презентации «Моя бабушка», «Мой дедушка».

7-8

«Испокон века книга растит человека»

2

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с книгами.

9

Операция «Чистокласс»

1

Генеральная уборка класса.

10-11

Рейд «Береги учебник»

2

Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи.

12-13

Работа в мастерской Деда Мороза.

2

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

14

Проект «Снежные фигуры»

1

Участие в изготовлении снежных фигур.

15-16

Акция «Покормите птиц зимой»

2

Беседа  о зимующих птицах

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период.

17-18

Проект «Мои домашние животные»

2

Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений на тему «Мои домашние любимцы».

Презентация проектов

19-20

КТД «Как поздравить наших пап»

2

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

21-22

МТД «Милым мамочкам»

2

Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

23-25

Проект "Как трудится моя семья»

3

Беседа о профессиях.

Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии на производство. Создание альбома "Профессии моих родителей»

26

Трудовой десант.

1

Уборка класса.

27-28

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

2

Экскурсия в городской парк. Агитационная работа по охране природы.

29-30

Акция «Милосердие»

2

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

Изготовление открыток ветеранам ВОв

31

Акция «Белые журавлики»

1

Изготовление бумажных журавликов, запуск.

32

Акция

«Подарок малышам»

1

Подготовка выступления и сувениров  для воспитанников детского сада.

33

Подводим итоги. Копилка добрых дел.

1

Самоанализ деятельности данного направления.

ИТОГО: 33 часа

2 класс (34 часа)

Дата

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1-2

Дежурство в классе. Оформление классного уголка.

2

Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе.

3

Акция «Помоги собраться в школу»

1

Беседа о милосердии и взаимопомощи.

Сбор школьных принадлежностей. Раздача канцелярских товаров детям из многодетных и малообеспеченных семей.

4-5

Проект «Чужих стариков не бывает»

2

Беседа о пожилых людях.

Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек.

6-7

КТД «Учительница первая моя»

2

Создание газеты ко Дню учителя. Составление статей, сочинение стихотворений о своем классе и учителях.

8

Операция «Чистокласс»

1

Генеральная уборка класса.

9-10

Акция «Тихая перемена»

2

Подготовка и организация игр для первоклассников на переменах.

11-12

Рейд «Берегите книги»

2

Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков. Мелкий ремонт книг в классе.

13-14

Работа в мастерской Деда Мороза.

2

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

15

Проект «Снежная крепость»

1

Изготовление снежной крепости.

16-17

Акция «Покормите птиц зимой»

2

Беседа  о зимующих птицах.

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период

18-19

Акция «Береги воду!»

2

Беседа о бережном отношении к воде.

Создание листовок.

Просветительская работа среди учащихся школы.

20-21

КТД «Мой подарок для папы»

2

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

22-23

КТД «Мой подарок для мамы»

2

Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

23-27

Проект «Витамины на окне»

5

Беседа о об овощах и фруктах, содержащих витамины

Подготовка почвы для посадки семян.

Подготовка семян.

Посев семян цветов.

Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений».

Уход за посевами (полив, рыхление). Высадка в грунт.

28

Трудовой десант.

1

Уборка класса.

29-30

КТД «Подарок ветерану»

2

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

Подготовка концерта ко Дню победы (Смотру военной песни)

31

«Акция «Белые журавлики»

1

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

«Книга твой друг, без нее, как без рук»

2

Экскурсия в городскую библиотеку.

34

Подводим итоги. Копилка добрых дел.

1

Самоанализ деятельности данного направления.

ИТОГО: 34 часа

3 класс (34 часа)

Дата

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1-2

Мой вклад в работу класса. Оформление классного уголка.

2

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей.

3

Не жгите опавшей листвы.

1

Беседа о лесных пожарах

Создание плакатов и развешивание в общественных местах.

4

Что значит быть бережливым?

1

Беседа о бережном отношении к школьному имуществу.

Создание листовок.

5

Акция «Помоги собраться в школу»

1

Беседа о милосердии и взаимопомощи.

Сбор школьных принадлежностей. Раздача канцелярских товаров детям из многодетных и малообеспеченных семей.

6

Акция «Мы уважаем старших! »

1

Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек.

7-8

КТД «Учительница первая моя»

2

Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концертных номеров.

9

Операция «Чистокласс»

1

Генеральная уборка класса.

10-11

Акция «Книжкина больница»

2

Ремонт книг в школьной библиотеке.        Мелкий ремонт брошюр.

12-13

КТД Шефская работа

2

Помощь и развлечения ребят подшефной группы детского сада

14-15

Работа в мастерской Деда Мороза.

2

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

16-17

Акция «Покормите птиц зимой»

2

Беседа  о зимующих птицах.

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период.

18-19

Акция «Хлеб всему голова!»

2

Беседа о бережном отношении к хлебу.

Экскурсия в пекарню. Просветительская работа о бережном отношении к хлебу.

20-21

КТД «Папам посвящается»

2

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

22-23

КТД «Мамам посвящается»

2

Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

24-27

Проект «Домашние заботы»

3

Анализ своих домашних обязанностей. Помощь маме. Отчет «Мои домашние дела»

28

Трудовой десант.

1

Уборка класса.

29-30

КТД«Подарок ветерану»

2

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

Подготовка концерта ко Дню победы

31

Акция «Белые журавлики»

1

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

Операция «Подарок малышам»

Создание поделок и наглядного материала для дошкольников, применяемых на занятиях в детском саду.

34

Подводим итоги. Копилка добрых дел.

1

Самоанализ деятельности данного направления.

ИТОГО: 34 часа

4 класс (34 часа)

Дата

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1-2

Мой вклад в работу класса. Оформление классного уголка.

2

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей.

3-4

Акция «Помоги собраться в школу»

2

Беседа о милосердии и взаимопомощи.

Сбор школьных принадлежностей. Раздача канцелярских товаров детям из многодетных и малообеспеченных семей.

5-6

Операция «Подарок малышам»

2

Изготовление подарков и сувениров для малышей подшефной группы

7

КТД «Мы уважаем старших! »

1

Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек.

8-9

КТД «Учительница первая моя»

2

Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концертных номеров.

10

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

1

Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников.

11

Операция «Чистокласс»

1

Генеральная уборка класса.

12-13

Шефская работа

4

Постановка спектакля  ребятам  подшефной группы

14-15

Работа в мастерской Деда Мороза.

2

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

16-17

Акция «Покормите птиц зимой»

2

Беседа  о зимующих птицах

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период.

18-19

КТД «О папах с любовью»

2

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

20-21

КТД «О мамах с любовью»

2

Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

22-25

Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад»

4

Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее на клумбы. Отбор семян. Посадка семян. Наблюдение и т д.

26-27

Акция «Домик для птиц»

2

Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

28

Трудовой десант.

1

Уборка класса.

29-30

Акция «Подарок ветерану»

2

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

Подготовка концерта ко дню победы.

31

Акция «Белые журавлики»

1

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

Участие в районной спартакиаде  «Равные возможности»

1

Участие в спортивном состязании

34

Подводим итоги. Копилка добрых дел.

1

Самоанализ деятельности данного направления.

ИТОГО: 34 часа

Ожидаемые результаты

Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся с ОВЗ  и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.. Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта. Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать, традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая    взрослых и детей.

                                                                             

                          СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, ни конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет

Если доброта, как солнце светит –

Радуются взрослые и дети!