Мастер – класс для воспитателей ГПД и учителей «Как заинтересовать ученика? Применение активных и интерактивных методов и приемов в начальной школе»
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Семенова Надежда Валентиновна

Мастер – класс для воспитателей ГПД и учителей. «Как заинтересовать ученика? Применение активных и интерактивных методов и приемов в начальной школе». Приемы работы во время ГПД и урочной деятельности. Элементы сингапурских методик, смешанного обучения, развивающие игры на уроках и в ГПД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_i_priemy_obucheniya.docx72.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей ГПД и учителей

«Как заинтересовать ученика? Применение активных и интерактивных методов и приемов в начальной школе»

Автор: Семенова Н.В. ГБОУ школа  № 100  Калининского района Санкт – Петербурга, воспитатель ГПД, учитель

Мыслитель сказал, «то, что сам ты знаешь, передай другим, то, чего не знаешь, от других возьми!»

В своем выступлении  я хочу поговорить о том, как из традиционной урочной  системы обучения сделать  не только продуктивную, но и интересную прежде всего для учеников.

Расскажу об активных и интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках в начальной школе. Ведь только то, что вызвало наибольший интерес и связано с положительными эмоциями, остаётся в деятельностной памяти ребёнка. Я подготовила для вас не только теоретический материал, но и практический.

Преимущество приемов состоит в том, что они легко адаптируются к любым учебным планам, к любым рабочим программам.

В своей работе я использую технологию деятельностного метода, технологию «смешанного обучения», элементы из сингапурских методик, компьютерные технологии, продуктивные задания, обучающие игры. (Слайд 3)

Приведу примеры работы на уроках с использованием технологии деятельностного метода(использование знаково-символических средств представления информации – моделирование таблицы; примеры как можно начать урок с использованием ТДМ)   (Слайд 4,5,6)

В выборе заданий для обучающихся лучше отдавать предпочтение продуктивным.

  1. Тесты с вопросами-«засадами»; (Слайд 7)
  2. Облако слов (Слайд 8)
  3. Моделирование обложки к произведению  (Слайд 9)
  4. Игра «Книжная выставка» (сортер произведений по заданным признакам); (Слайд 10)
  5. Получение, выполнение и проверка заданий в классном блоге (от учителя, от одноклассника, от родителей) (Слайд 11,12,13)
  6. Выделение научных сведений из прочитанного произведения
  7. Выполнение теста на электронном носителе с получением мгновенного результата (Слайд 14)

Интересной и продуктивной считаю технологию смешанного обучения, модуль "Смена рабочих зон".  Организация деятельности по получению и применению новых знаний существенно отличается от традиционной системы. (Слайд 15)

Учащиеся выполняют задания по маршрутным листам, меняя рабочие зоны. Задания в группах различаются уровнем сложности  и степенью самостоятельности. Учитель на таких уроках является только направляющим. Совместно проходит этап постановки учебной задачи через проблемную ситуацию, построение проекта выхода из затруднения(организация учащихся по исследованию проблемной ситуации), этап рефлексии. А основная часть(получение новых знаний, выводы, применение новых знаний)  -  это деятельность учеников в групповой, индивидуальной и парной формах работы. (Слайд 16)

Причем, продукт групповой работы у групп разный. 1 группа(сильные учащиеся) в онлайн зоне просматривают материал по теме будущего урока, чтобы быть помощником учителя. 2 группа создает кластер "Домашнее хозяйство", используя слова по теме урока. 3 группа составляет таблицу - помощник для всего класса.

На уроках так же используются элементыиз  сингапурских методик. Эти приёмы я использую чаще. Достоинство их в том, что происходит смена деятельности, передвижение, что является продуктивным особенно, когда в классе много гиперактивных детей. Вызывает интерес, повышается мотивация, и в результате - контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной), умение аргументировать и отстаивать свое мнение, коммуникативность – все те метапредметные результаты, о которых  мы много говорим.

На сингапурских методиках остановимся поподробнее.

1."Микс групп" - смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос(например: сколько звуков в слове "деньки", сколько слов в предложении) - обучающая физ.минутка. (Слайд 17)

Давайте подвигаемся. Передвижение по классу под музыку.

1. Стоп – задание объединиться в группы по столько человек, сколько слов в предложении «Хочу новое дорогое платье!»

2. Стоп – задание объединиться в группы по столько человек, сколько букв в слове новое.

2."Конерс - 4 угла" - " Выбери букву, которую надо написать в слове", "Какой корень в твоих словах", Найди ответ примеров»,"Найди своего персонажа"(характеристики или описание героев) и добавь характеристику или описание.

У каждого из вас описание должности человека, работающего в школе. За 30 секунд вы должны прочитать описание, отгадать  и по сигналу подойти в угол к нужному слову.

*Любит детей и проверяющих. При встрече с ним собака поджимает хвост. Стоит ему в ясный день насупить брови, как пойдет дождь. Когда сидит в президиуме, то может сделать так, что взгляд у него будет передовой. Может найти общий язык с любым родителем. Знает последние достижения в обучении, воспитании, боевых единоборствах. Это самый главный над учителями в школе. Ему ни за что не стоит попадаться на глаза.(Директор)

*А у Вас все тишь да гладь, не хотят дети читать.

Вы пишите им плакаты, призывайте их читать.

Ну, а если не приходят - за стеллаж идите спать.(Библиотекарь)

*За нашу учебу частенько Вас "бьют",

Но ценим мы Ваш титанический труд.

Без Вас не обходится ни одно заседание,

Умело составите Вы расписание.(Завуч)

*Всевидящее око, от которого не спрячется ни один фантик и ни один ребенок без сменной обуви. Умеет привлечь внимание молодых людей, а также, их учителей и родителей к ремонту класса и школы.(Завхоз)

3."Найди союзника" (у кого начало твоего текста), совместно выполни задания, «По алгоритму найди пример и решите его вместе». (Слайд 18)

4."Встреча" - назначить заранее встречу с конкретным учеником, затем записать свой вариант ответа, далее встреча и обмен мнениями(хорошо использовать на итоговых уроках по теме, при ответах на вопросы тестов, на русском языке при выполнении заданий вида "вставь пропущенные буквы, распредели по частям речи, восстанови текст, на математике при решении примеров и выработке алгоритма сложения, вычитания, умножения, деления). (Слайд 19)

*назначить встречу

*решить

*встретиться

Грузоподъемность лифта 200кг. В лифт вошли 1 первоклассника весом 20 кг, третьеклассница - 25 кг, пятиклассник - 40 кг и учитель математики, который весит столько же, сколько 1 первоклассник, 1 третьеклассница и 1 пятиклассник вместе взятые. Поедет ли лифт вверх? (165)

5. Работа в группе, с партнерами по плечу, по лицу(по схеме). КПД при таком способе обычно 100%. Читает за урок, пересказывает, составляет план КАЖДЫЙ.

Смена состава групп производится по номеру столов и номеру места(поменяться)

6."Перемешанный класс" - свободное перемещение по классу за 30 секунд обменяться мнениями, записать. Повторяется несколько раз(ответ на вопрос учителя: "Докажите, что ...).  (Слайд 20)

Предлагаю вам разделить лист на 2 части. В правой колонке поставить знак+, в левой -. Сейчас вы за 30 секунд с партнером по плечу напишите (+) и (-) Интернета (или профессии учитель). Далее передвижение по классу, за 30 секунд вы должны обменяться мнениями с большим количеством человек, кроме членов вашей группы. Далее 30 секунд – обмен мнениями в группе и общий вывод.

Обучающие игры (Слайд 21)

«Теремок» - не повторять признаки(слово – отпуск: премия, отдых, лето, шапка, ватник)

«Мои друзья» - город, молоко, путник, морской.

- 2 слога

- ударение на 1 слоге

- прилагательное

- словарные слова

«Заморозки»(стоп – проговорите таблицу умножения на 8)

«Витрина» - загаданное слово день(молодой, день, пеньки, варежка, столовая, дом, дверь).Чем меньше вопросов, тем дешевле слово.

«Шпаргалка»(показать, как выглядит карточка-шпаргалка, как её использовать)

Чем самостоятельнее поиск, тем дороже он ценится и лучше запоминается!

Сегодня уже прозвучало слово «Отпуск». Его мы всегда ждем, планируем отдых. Давайте уже сегодня начнем думать об отпуске.

Объединение в группы по виду багажа, выполнение заданий в группах.

Чемодан – собираемся в Турцию

Спортивная сумка – выбираем Саблинские пещеры

Сумочка от Гуччи – планируем поехать на неделю высокой моды в Париж

Рюкзак – во время отпуска собираемся гулять по любимому городу.

Задания для групп.

Сумочка от Гуччи – записать правильно слова  в напоминании «Не забыть купить»

«Не забыть купить:

Маме – 2 пары шёлковых (чулки)______________чулок

Мужу – 6 пар самых модных (носки)______________носков

Дочке – пару модных(клипсы, браслеты) ______________________клипсов,  браслетов

Себе – 2 пары (сапоги) ______________________________сапог

Сыну – красивых(брелки) _________________ для ключей с видами Парижабрелоков

Для дома не забыть купить в магазине несколько (скатерть, полотенца)____________________________________________________скатертей, полотенец

В дорогу для себя по1 килограмму(Апельсины, яблоки, помидоры, лимоны) __________________________________________»апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок

Чемодан – рассчитать, что выгоднее: поездка по путёвке «все включено» или поездка «дикарём».

Стоимость путёвки на двоих «Всё включено» - 125 000р.(10 дней)

Рассчитайте бюджет самостоятельного отдыха для двоих на 10 дней

Самолет на двоих туда и обратно – 36 000р.

Дорога из аэропорта в Кемеры на автобусе на двоих туда и обратно– 540 руб.

Проживание в небольшом отеле 2 полоса от моря – 3500руб/сут. за номер + завтрак

Надо:

10 дней проживания,10 ужинов, поход в магазин,2 экскурсии

Джип-сафари – 2680 р. на двоих

Каньон Геёнюк – 2680 р. на двоих

Ужин в обычных кафе на 2 человек – 950 р./чел

Отдых на пляже бесплатный

Курс доллара 70 руб. за доллар

3.PNG

Рюкзак–Вы решили доехать до Исаакиевского собора. Перед поездкой надо узнать о нём как можно больше. Для лучшего запоминания после прочтения текста пройдите тест(вдруг такие же вопросы Вам зададут иностранные гости нашего города – Вы будете достойным представителем Санкт – Петербурга)

Собор преподобного Исаакия Далматского, более известный как Исаакиевский собор, представляет собой одну из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Автором проекта и архитектором нового храма, четвёртого по счёту, стал Огюст Монферран. Собор имеет форму креста и построен в стиле позднего классицизма. Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Рельеф фронтона северного портика — изображает библейский сюжет  «Воскресение Христа»Нижняя колоннада была установлена раньше стен, чтобы успела дать усадку и в случае нечаянного обрушения не сокрушила что-то уже возведенное, так как высота каждой из 112 колонн равнялась 17 метрам, а вес достигал 114 тонн. В настоящее время в южном приделе Александра Невского идут ежедневные богослужения. 

1.В каком стиле построен Исаакиевский собор?

Поздний классицизм

Ампир

Барокко

2. Кто был архитектором Исаакиевского собора?

Тон

Воронихин

Монферран

3. Сколько лет велось строительство собора?

24 года

39 лет

40 лет

4. Сколько колонн насчитывает нижняя колоннада собора?

123

150

112

5. Какую форму имеет Исаакиевский собор?

Буквы «Т»

Форму креста

Форму полукруга

6. Придел какого святого находится в Исаакиевском соборе?

Александра Невского

Дмитрия Донского

Алексея Николаевича

7. Какой библейский сюжет изображен на северном фронтоне собора?

Распятие Христа

Воскресение Христа

Вознесение Христа

Спортивная сумка– чем полезны пещеры.. Друзья посоветовали Вам побывать в пещерах. Прежде, чем отправиться, Вы решили узнать не вредно ли это.Если полезно, то чем? Куда отправиться. Прочитайте статью и сделайте краткий вывод о том, чем полезны пещеры, в каких пещерах можно побывать.

Природный микроклимат пещер укрепляет защитные силы организма и активизирует кровообращение. Атмосферное давление, температура и влажность – стабильные, радиационный фон снижен до минимума, воздух насыщен отрицательно заряжёнными ионами, чрезвычайно полезными для нашего здоровья. Огромный плюс спелеотерапии в том, что она не вызывает побочных эффектов, а поэтому может быть показана и детям, и взрослым. Спелеотерапевтические сеансы являются, пожалуй, самым эффективным методом лечения аллергических заболеваний, нейродермита и экземы, хронического бронхита, бронхиальной астмы лёгкой и средней тяжести и предастматического состояния.

Пребывание в пещерах является очень полезным. Замедляется старение организма, и человек может перейти на 48-часовой день при том, что спать будет, так же, как и мы - по 8 часов. Сначала происходит акклиматизация, а потом организм входит в новый ритм. К тому же, находясь в пещере, человек перестает болеть, поэтому спелеотерапию можно смело отнести к природному и естественному методу лечения. Она не вызывает осложнений и отвечает самому главному принципу медицины - «не навреди».

Однако не все пещеры обладают лечебными свойствами. К "лечебным" пещерам в первую очередь следует отнести карбонатные карстовые пещеры, образованные в известняках и залежах соли. Это пещеры Крыма и Кавказа, соляные шахты в Закарпатье и Белоруссии.

Мы рассмотрели варианты заданий, связанных с разными предметами. При использовании такого приема на уроках, далее мы можем создать группы по цвету, по форме. Каждый раз группы получаются разные. Соответственно, заданий должно быть как минимум девять.

В заключении хочется сказать, что, если учитель станет для ученика не главнокомандующим,  а равноправным партнером в работе, тогда и учиться станет интересно. Чем самостоятельнее поиск, тем дороже он ценится и лучше запоминается. "Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний". (Слайд 22)

Сюнь-цзы"Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев".
Саади.
(Слайд 23)

        И, в качестве рефлексии, хочу закончить нашу встречу фразеологизмами: «Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И не было ни одного, кто бы смотрел на работу коллеги сквозь пальцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

В данной статье я описываю активные и интерактивные методы обучения , которые я применяю на своих уроках....

Применение активных методов обучения (АМО) в начальной школе

Помимо приобретения определенного набора знаний и умений, важно раскрытие и развитие потенциала ребенка,  создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Для создания так...

Мастер - класс по теме: «Система Classroom Management в рамках реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» в учебном процессе начальной школы».

«Система Classroom Management в рамках реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» в учебном процессе начальной школы». ...

Анализ педагогического опыта использования активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

В работе рассматривается эффективность использования активных и интерактивных методов обучения на  уроках русского языка в начальной школе...

Активные формы и методы воспитательной работы в начальной школе

Говоря об активных методах работы, мы должны понимать, что АКТИВНЫЕ – не равно «подвижные». Двигательная активность, конечно, хорошо, она нужна, но активно участвовать в занятии, нап...

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...