ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Синичкина Виктория Сергеенва
; Статья посвящена инклюзивному образованию в системе современного образования, которое позволяет детям с ограниченными возможностями включаться в систему общества. В настоящее время государственная политика направлена на то, чтобы сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан с особенными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.  Статья посвящена инклюзивному образованию в системе современного образования, которое позволяет детям с ограниченными возможностями включаться в систему общества. В настоящее время государственная политика направлена на то, чтобы сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан с особенными потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми потребностями, педагог, специальные условия.

Социум на современном этапе направлен к отстранению от идей дискриминации по тому или иному показателю: расовому, церковному, возрастному, государственному и др., в числе которых ограничение прав инвалидов и их реализация. Так, дети с отличительными чертами развития должны обладать равными возможностями со здоровыми людьми. На сегодняшний день сделан вывод о том, что причиной трудностей, возникновения стереотипов и препятствий для социализации особых людей, является общество и неидеальная модель образования. Подобная обстановка с правами пациентов сложилась и в практике врачебной помощи, то есть уровнем принятия обществом больных психологическими и психическими заболеваниями.

Инклюзивное образование не прекращает быть обговариваемым и дискуссионным в обществе.

На данный момент времени на территории Российской Федерации инклюзивное образование регулируется такими законами, как Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Также огромную роль в регулировании данного вида образования играют Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенция о правах ребёнка.

Понятие «инклюзивное образование» возникло в нашем государстве относительно недавно. Весьма часто его подразумевают как попытку гуманизации образовательной сферы. В интернациональном масштабе, данное понятие все чаще рассматривается в наиболее широком плане, как образовательная реформа, поощряющая и поддерживающая разнообразие среди обучающихся.

Слово "инклюзия" в переводе с английского языка обозначает "включенность". Инклюзивное образование - процесс формирования общего образования, который предполагает доступность образования для всех, в плане адаптации к различным нуждам всех детей, что гарантирует доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это коллективная подготовка и развитие в специально созданных условиях, в том числе организацию совместных учебных занятий, досуга, различных типов дополнительного образования лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих подобных ограничений. Инклюзивное образование обязано гарантировать адаптивность системы образования к уровням подготовки, отличительным чертам развития, возможностям и интересам обучающихся (воспитанников), их общественную приспособленность.

На сегодняшний день образование такого вида доступно лишь в тех общеобразовательных школах, в которых созданы специальные условия для инвалидов – например, тифлотехника для тех, кто имеет проблемы со зрением, ортопедическая техника для детей-опорников и т.д., а в дошкольных учреждениях- это специальные коррекционные группы в основном для детей с задержкой психического развития (ЗПР), либо логопедические группы, созданные для детей с различными диагнозами: где могут быть дети с психическими заболеваниями и как следствием – нарушениями артикуляционного аппарата (дизартрия, алалия, заикание, врожденными аномалиями и родовыми травмами, приведшими к различным нёбным расщелинам и т.д.) и при чем, находящиеся в специально созданных условиях для одной группы диагнозов.

На современном этапе развития системы образования РФ одной из важных задач в области реализации права на образование является внедрение в образовательных учреждениях инклюзивного подхода.

По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России 12,111млн лиц с ограниченными возможностями здоровья (8,2% населения страны). Из них 1,466 млн – инвалиды 1 группы, 5,552 млн – 2 группы, 4,442 млн – 3 группы, 0,651 млн – дети – инвалиды. Мужчин – 5,210 млн человек, женщин – 6,901 млн чел. Детей в возрасте до 18 лет – 0, 651 млн, в том числе: в возрасте 0-7 лет – 0,219 чел., в возрасте 8-17 лет – 0,432 млн. Трудоспособного возраста: в том числе: в возрасте 18-30 лет – 0,527 млн, мужчины в возрасте 31-59 лет – 3,034 млн, женщины в возрасте 31-54 года – 3,034 млн, старше трудоспособного возраста – 7,899 млн чел. В 2017/18 учебном в вузы было зачислено 6881 студентов-инвалидов (общая численность студентов – инвалидов составила 21757 чел.), по профессиональным образовательным программам 8300 инвалидов (общая численность обучающихся – инвалидов составила 22947 чел.). В 2017 г. (данные на конец года) численность воспитанников-инвалидов, посещающих организации, осуществляющие деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми составила 74768 чел.

По данным Росстата (комплексное наблюдение условий жизни населения), 16,8% опрошенных родителей ориентированы на продолжение обучения ребенка в образовательных учреждениях, 8,6% – ориентированы на получение их детьми высшего профессионального образования, 34,2% – начального или среднего профессионального образования, 44,5% опрошенных родителей не ориентированы на продолжение обучения ребенком в системе профессионального образования, 14% – затруднились с ответом. 20,3% отметили посещение дополнительных занятий детьми инвалидами, обучавшимися в общеобразовательных организациях, с целью углубленного изучения отдельных предметов, учебно-исследовательской работы, подготовки к ЕГЭ, 21,0% – с целью обучения иностранному языку, 5,1 % – с целью изучения и конструирования техники, информатики и программирования; 16,0% – занятия творчеством (живопись, прикладное творчество, литература, кино-фото-видеосъемка), 29,5% – с целью обучения музыке, пению, театральному искусству, 2,8% – изучения природы, культуры, краеведения, туризма, 52,8% – с целью посещения спортивных и оздоровительных занятий.

Полностью удовлетворены работой общеобразовательных организаций, где обучались дети-инвалиды, только 14,5% опрошенных родителей (по данным выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, в процентах в 2016/2017г.), 60,1% – скорее удовлетворены, 23,1% – не удовлетворены; организацией учебного процесса (наполняемость класса, сменность, количество дней обучения, загрузка домашней работой, обеспеченность учебными пособиями, разнообразие и качество оборудования для обучения) – 53,7%, 39,6%, 6,7% соответственно; качеством обучения (регулярность занятий согласно расписанию, профессиональная подготовка преподавателей, разнообразие дополнительных занятий) – 59,8%, 33,6%, 6,7% соответственно; регулярностью и порядком организации внеучебных мероприятий – 56,7%, 26,3%, 15,8% соответственно; качеством воспитательной работы – 67,2%,  27,7%, 3,7% соответственно; комфортностью пребывания в общеобразовательной организации (чистота помещений, исправность мебели, температура воздуха, гигиенические удобства) – 60,2%, 23,2%, 15,4% соответственно; условиями пребывания для обучающихся с ограниченными возможностями – 38,5%, 35,4%, 19,6% соответственно; безопасностью пребывания в здании общеобразовательной организации и на ее территории (состояние здания, благоустройство и охрана территории) – 59,7%, 24,9%, 13,4% соответственно.

Данные этого опроса актуализируют проблему создания в образовательных учреждениях той среды, которая обеспечит эффективную адаптацию, реабилитацию лиц с ограниченными возможностями.

Осознание допустимых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) провоцировало возникновение всевозможных концепций внедрения их в повседневную жизнь. И в случае если на предыдущем рубеже эволюции общество придерживалось мнения о создании особых учебных заведений для таких детей, то в современном этапе оно стало рассматривать это как несоблюдение его прав и «навешивание общественного ярлыка».

Одним из элементов интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения и общения с детьми без отклонений в психофизическом развитии.

Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация обычных школ принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.

Однако интеграции таких детей с отклонениями в общеобразовательные учреждения может столкнутся с рядом проблем.

К примеру, трудные акустические условия в школьных помещениях, большое количество учащихся в одном классе, «надиктовка» материала или же работа на уроке в режиме полилога, сложный и многообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и симптомам речевой материал.

Плохо говорящий школьник, владеющий низкой скоростью мыслительной деятельности, не всегда верно понимающий значение текста или высказывания, может оказаться предметом насмешек. Трудности могут возникнуть и с усвоением общепризнанных норм и правил общественного поведения, незнание и непонимание важности которых может быть опасным как для психически-эмоционального состояния ребенка, так и для физического здоровья.

Например, не слышащие младшие школьники как бы воздвигают стенку между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, в случае если в группе присутствуют малыши с подобными проблемами, образуют отдельную группу. Не слышащий малыш, привыкший к повышенному вниманию в семье, в учебном заведении становиться наравне со всеми, и у него может развиваться ощущение личной неполноценности. Не всегда сами учителя знают все тонкости и особенности развития младших школьников с ОВЗ и зачастую не желают или с неохотой берут класс в образовательных учреждениях с таким ребенком.

Для преодоления стены-барьера между детьми с особыми потребностями и обычными в современном образовательном пространстве применяются программы мейнстриминга.

Мейнстриминг – это программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Эти программы помогают развивать такие важные навыки и личностные качества учащихся, как:

  • социальная компетентность (чувство сопереживания, мобильность, развитие коммуникативных навыков и творческого подхода к действиям);
  • навыки решения проблем (умение прогнозировать, нести ответственности за свои действия, искать нестандартные пути решения);
  • независимость, ощущение уверенности;
  •  самокоррекция, самоконтроль;
  • навыки целеполагания (умение адекватно оценивать свои силы и возможности, формирование адекватной самооценки, мотивов и установки).

Практика продемонстрировала, что педагог, в начале спрофилированный на работу с нормальными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в рамках интегрированного обучения, не владеет опытом и навыками в специфике работы с детьми с особыми потребностями. Он не обладает специально педагогическими умениями и способностями и, значит, не имеет возможность  расценить уровень нарушения и спрогнозировать пути последующего развития такого ребенка. Более того, появляется недопонимание во взаимоотношении между педагогом, учениками с особенными образовательными потребностями и их родителями. В этом положении становится неосуществимой не только коррекционная работа, но и процесс изучения в целом. Это явление называется «вынужденной интеграцией».

Включение младших школьников с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования. В целом в этой системе существует ряд положительных моментов:

  • создание в школе особых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая имеет возможность отвечать образовательным потребностям всех детей-учащихся в образовательном учреждении;
  • обучение в условиях смешанных классов с детьми с обычными потребностями и с особыми, с предоставлением психолого-педагогической помощи профильными специалистами; подготовка ученического, педагогического и родительского состава к принятию ребят с ОВЗ и создание специальных условий обучения, которые считались бы комфортабельными для всех ребят и поддерживали бы достижению предельного значения уровня развития, а также общественной реабилитации малыша и его интеграции в социальную среду;
  • формирование в обществе (класс, группа, школа) способностей толерантности и эмпатии.

Практически в данной системе образования не должно быть никаких минусов, ведь инклюзивно образование помогает улучшать уровень социализации детей, особенно тех, кто относится к социально уязвимым группам, а также помогает в оздоровлении общества в целом. Но всегда имеются препятствия. Так, в современных условиях на уровень инклюзивного образования оказывают влияние социально-экономические обстоятельства, а также степень социального сознания. Именно поэтому в данный момент инклюзивное воспитание имеет экспериментальный характер.

Формирование системы инклюзивного образования в России нуждается в переменах как в системе среднего, так и дополнительного и профильного образования. На данный момент времени не существуют финансово-экономические, а также правовые нормы, которые касаются основ инклюзивного образования детей, которые имеют особенности в развитии.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

  • отсутствие гибких образовательных стандартов;
  • несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
  • отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
  • недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);
  • отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Сейчас государственная политика направлена на то, чтобы ликвидировать имеющиеся недостатки в инклюзивном образовании. Сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан с особенными потребностями.

Инклюзивное образование - важный шаг к демократическому и открытому обществу. Принимая школьников с ограниченными возможностями в класс, мы принимаем их в общество, так как в процессе такой социализации ребенок получает доступ к дальнейшей реализации в жизни. Идея инклюзивного образования лежит в основе новой модели общества: высшей проявлении культуры поведения, готовность принять каждого человека с его особенностями и видеть возможности, а не недостатки. Устранение несовершенств инклюзивного образования возможно, но лишь практика покажет, что необходимо видоизменить, а что исключить вовсе.

Список литературы

  1. Агавона, Е. Л. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Е. Л. Агавона, М. Н. Алексеева, С. В. Алехина // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. – С. 302.
  2. Белявский Б.В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования. М., 2010. - 26-33 с.
  3. Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002. - 12 с.
  4. Воронич, Е. А. Сущность инклюзивного подхода в образовании / Е. А. Воронич // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. – № 1(16), 2013. – С. 17.
  5. Лопатина, В. И. Инклюзивное образование: широкие аспекты / В. И. Лопатина // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 12.
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL:  http://www.gks.ru (Дата обращения: 17.07.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Телекоммуникационные технологии в системе общего образования

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, одним из основных пос...

Курс ритмики в системе общего образования

В нашей жизни мы всегда танцуем. В детстве часто, а взрослея меньше - может потому, что стесняемся кого-то или самого себя... Надо научить детей не стесняться проявлять свои чувства в танце, уме...

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...

Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования

Программа  преемственности начального общего образования и основного общего образования...

Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы

Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...

Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...