Телекоммуникационные технологии в системе общего образования
статья по теме

 

 Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, одним из основных постулатов является использование различных способов поиска информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета, составляющих основу умения учиться. Вышеизложенный факты  подразумевает овладение современными телекоммуникационными средствами получения информации, в числе которых существенную роль играет дистанционное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационные технологии в системе общего образования

В модернизации образования все большую роль занимает дистанционное обучение. Более того, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, одним из основных постулатов является использование различных способов поиска информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета, составляющих основу умения учиться.

Вышеизложенные факты  подразумевают овладение современными телекоммуникационными средствами получения информации, в числе которых существенную роль играет дистанционное обучение. 

В данном случае под дистанцио́нным обуче́нием (ДО) будем понимать тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет [1, 5-6].

В настоящее время создан интернет-портал www.interneturok.ru, содержащий школьные видеоуроки, находящиеся в свободном доступе и позволяющие ученику дома разобраться в трудной теме, повторить пройденный материал или самостоятельно изучить пропущенный в школе урок.

Следует отметить, что для данного типа обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:

- Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

- Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

- Веб-форумы, характерной особенностью которых является возможность более длительной (многодневной) работы, а также асинхронный характер взаимодействия учеников и педагогов.

- Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач [3, 146].

Средства ИКТ  при дистанционном обучении:

  1. дистанционные курсы
  2. электронная почта (в том числе и списки рассылки)
  3. форум и блоги
  4. чат и ICQ
  1. теле- и видеоконференции [2, 51].

Однако виды дистанционных занятий определяются, с одной стороны, особенностями педагогического процесса, с другой – набором информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в распоряжении школы.

В нашей гимназии практикуется дистанционное обучение при помощи «Скайпа». Оно включает в себя компьютерные и Интернет-технологии, которые являются связующим звеном между обучающим и обучающимися. Мы рассматриваем дистанционное обучение в начальной школе как органично сочетающееся с традиционным, но не как альтернативу ему. В основном рекомендуем применять данный вид обучения в случае невозможности посещения ребенком образовательного учреждения по состоянию здоровья. Такие ученики связываются с преподавателем по сети Интернет во время урока или индивидуально.
         Для организации дистанционного обучения учителю и ученику требуются персональные компьютеры с подключением к сети Интернет. При необходимости перед началом видеоуроков учитель отправляет на почту ученика необходимые учебные материалы. На компьютерах учителя и ученика необходимо установить программу Скайп, договориться о времени, когда учитель и ученик выйдут в сеть, затем осуществить звонок по видеосвязи и начать урок. Во время виртуального урока учитель и ученик видят друг друга через веб-камеру. Желательно установить два комплекта веб-камеры, одну из которых направить на доску, вторую – на класс. На мониторе компьютера ученик сможет видеть одноклассников, педагога, классную доску, на которой будут вестись записи, а учитель может вести диалог с учеником, задавать ему вопросы и получать ответы на них. Виртуальное занятие может включать все основные этапы традиционного урока: проверка домашнего задания, объяснение нового и т.п.

Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся урокам, проводимых в очной форме. Таким образом, дистанционное обучение в школьной практике на сегодняшний день играет роль дополнительного образования. Отсюда следует, что в настоящее время наиболее актуальным является не столько прогнозирование будущего данного вида обучения, сколько решение с его помощью проблем настоящего.

Список литературы

  1. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2006. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2004.
  2. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2004.

3.  Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ритмики в системе общего образования

В нашей жизни мы всегда танцуем. В детстве часто, а взрослея меньше - может потому, что стесняемся кого-то или самого себя... Надо научить детей не стесняться проявлять свои чувства в танце, уме...

16 поручений президента нашей страны по совершенствованию системы общего образования

Президент нашей страны подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года...

Мастер – класс «Педагогические технологии мастерских как средство совершенствования системы общего образования»

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей....

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена инклюзивному образованию в системе современного образования, которое позволяет детям с ограниченными возможностями включаться в систему общества. В настоящее время государственная п...