Мастер – класс «Педагогические технологии мастерских как средство совершенствования системы общего образования»
материал по теме

Дорожкина Наталья Фёдоровна

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Эффективность работы учителя зависит не только от содержания учебного материала, форм и видов деятельности учащихся, но и в огромной степени от педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс Педтехнологии34.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Если ученик в школе

не научится ничего творить,

то в жизни он всегда

будет только подражать…»

Л.Н. Толстой.

Мастер – класс «Педагогические технологии мастерских как средство совершенствования системы общего образования»

-Здравствуйте, коллеги. В каждом из нас есть маленькое солнце – это доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет её, а любовь и помощь согревают, как солнце. Мне хочется, чтобы наша встреча была доброй и тёплой, дарила нам радость творчества.

Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра,

Если будет трудно, я тебе помогу.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться на интегрированной основе и способствовать развитию психических свойств личности - творческого мышления и воображения, памяти, внимания.

-задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а за тем и к творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

-система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Кроме этого в работе по развитию творческих способностей младших школьников решаются и многие другие проблемы: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему миру.

Принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образом ( пассивно- подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих действий один из них ( активно- подражательная деятельность) и наконец может создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Это должен учитывать учитель.

Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.

Почему бы это не использовать в учебном процессе?

Одной из технологий, способных реализовать личностно – ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию путём самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребёнка к постановке множества вопросов. Затем идёт индивидуально - коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
 
Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
Принципы построения педагогической мастерской.
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Алгоритм построения педагогической мастерской.
Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов:
1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор -- слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. -- всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» -- построение этих элементов группой.
4. «Социализация» -- всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование» -- вывешивание «произведений» -- работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними -- все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
6. «Разрыв» -- внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» -- отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена детям в тот момент, когда в ней возникает необходимость
Мастерская даёт простор творчеству и фантазии ребёнка, учит принимать, искать новые пути, выбирать из множества вариантов один, необязательно правильный (с точки зрения воспитателя). Схема мастерской: догадка – гипотеза – знание. Догадка – важнейший компонент этой цепочки: она затрагивает мотивационную сферу ребёнка, привлекает имеющиеся знания, позволяет почувствовать собственную значимость.

Выбор материала должен быть функционален (ничего случайного).

Учитель должен быть готов к импровизации, если вдруг появится скука или фальшивые ответы.

Творческие мастерские позволяют осуществлять:

- интеграцию традиций и новаций;

- новые отношения: «учитель - ученик» (сотрудничество);

- использование активных форм обучения;

- работу в малых и больших группах;

- рефлексивное действие ученика;

- творческие работы учащихся на основе литературных произведений;

- актуализацию вечных тем (ценностных ориентаций);

- формирование нового (социально-адаптированного) мировоззрения;

- принцип индивидуализации;

- освоение традиционно-сложных тем;

- создание особых условий для общения и творчества;

- создание проблемной ситуации для дальнейшего поиска (научного исследования);

- мотивацию для дальнейшего изучения темы;

- диагностику результатов деятельности;

- рост способности детей размышлять и выражать свои мысли и устно, и письменно.

История возникновения технологии творческих мастерских

Педагогические мастерские - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

- не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

- не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

- не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

- не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

«Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН - его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи

- личностного саморазвития;

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

- культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

- социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

- актуализации и систематизации субъективных знаний;

- объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.

Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Например, в мастерской построения знаний она может быть представлена так:

Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей <

новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры

Основные положения технологии можно описать в виде следующих правил:

1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Тема: Рыбы в природе.

Задачи:

  1. Создать условия для развития познавательного интереса к животному миру.
  2. Довести до понимания детей знания:
  • О внешнем виде рыбы /(тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй и т.д.);
  • О некоторых способах защиты от врагов;
  • О способах передвижения рыб.

3.Развивать умения детей:

А) давать развёрнутое объяснение – легче тянуть в воде шишку, у которой чешуйки распущены назад. Точно также расположены чешуйки на теле рыбы. Они позволяют рыбе скользить по воде;

Б) делать вывод: самолётик со склеенными крыльями не летает.

Значит, чтобы подняться в воздух можно только с помощью крыльев. У летающих рыб крыльев нет, летают они с помощью плавников;

В) делать обобщение: акула и щука питаются мелкими рыбами, значит, это хищные рыбы.

Оборудование: письмо от Водяного, аквариумы, заполненные водой, геометрические  формы, шишка, иллюстрации рыб, надувные шары, предмет листообразной формы, модели с изображением дна водоёмов и силуэты рыб, изображение спиленного дерева, 2 самолётика, клей.

Организационный момент.

-Ребята, к нам  пришло письмо от сказочного героя, а от кого вы догадаетесь, послушав его песенку. (Песня Водяного из мультфильма)

- От кого же пришло это письмо?

-Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет/?

Читаю: «Здравствуйте, ребята! Совсем заскучал я на дне морском. Так хочется повеселиться. Давайте с вами  поиграем в интересную игру, которая называется «Морские знатоки».

-Ребята, хотите поиграть с Водяным?

Тогда слушайте первый вопрос. Где легче двигаться: в воде или на суше? Почему?  (Предположения)

Давайте проверим правильность ваших предположений. Для этого выполним вместе одинаковые движения руками по воздуху и в воде. Вывод: воздух прозрачный, незаметный, легко рассекается. Вода плотная, задерживает движения.

Второй вопрос: Почему большинство рыб имеют тело обтекаемой формы?

- Ребята, как вы понимаете слова «обтекаемая форма»?

(Значит, голова заострена и плавно переходит в туловище). (Показываю иллюстрации разных рыб).

-Так почему же у большинства рыб тело обтекаемой формы?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведём опыт.

Предлагаю тянуть в воде с помощью верёвочки предметы разной формы: кубы, конусы, треугольники.

-Что тянется легче?

Вывод: конус острым концом рассекает воду, поэтому его легче тянуть, а кубу мешают углы. Треугольник узкой частью тянется легче, чем широкой.

Обобщаю: легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой, заострённой частью плотную воду. Значит, обтекаемая форма помогает рыбам передвигаться в воде.

Рыба камбала имеет уплощённое тело.

-Ребята, уплощённое – значит плоское.

Вместе хором проговариваем слово – уплощённое.

-Плавать камбала умеет по – разному. Может плавать плашмя, а ещё она умеет плавать ребром. (Показываю силуэты рыб в различных положениях). Хоровое  проговаривание слова – «плашмя».

Вопрос третий.  В каком положении рыба плавает быстрее?

Выслушиваю предположения детей.

Проверим на опыте: тянем в воде предмет листообразной формы плашмя и ребром. Вывод: расположенный ребром предмет тянется легче.

-Правильно, ребята, значит, камбала плашмя быстро не плавает. В случае опасности камбала поворачивается на ребро – спиною вверх и плывёт быстрее. Но всё равно, плыть очень быстро, как рыба с обтекаемой формой, она не может. Но разве на Земле  все животные одинаково быстро ходят? Нельзя же сравнивать медлительную  черепаху и быстро бегающую антилопу. Так и рыбы – одни плавают быстро, другие – не очень.

 Вопрос четвёртый: Значит, бегством камбале спасаться трудно. Что же ей помогает обхитрить своих врагов?

В случае затруднения предлагаю рассмотреть модели: картинки с изображением дна различной окраски и силуэтов рыб.

-Ребята, давайте найдём каждой рыбке домик.

-Камбала принимает такую окраску, какого цвета дно. Эта окраска называется маскировочной.

Хоровое и индивидуальное проговаривание  слова «маскировочная».

-Ребята, а кто ещё приспосабливает свою окраску к цвету того места, где находится?

-Менять окраску умеют хамелеоны, раки, некоторые насекомые.

Вопрос пятый: На какой картинке допущена  ошибка и какая?

(На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении).

Вопрос шестой: Зачем тело рыбы покрыто чешуёй? Почему чешуя не может быть расположена, как на второй картинке?

Предлагаю потянуть в воде за нитку две шишки (у одной чешуйки расположены назад, у другой – вперёд) и ответить, какую шишку тянуть легче. Объясните причину. Обобщаю: Легче тянуть шишку, у которой чешуйки распушены назад. Точно так же расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.

Вопрос седьмой:

Как узнать, сколько рыбе  лет?

 -Ребята, вспомните, как мы узнаём возраст дерева?  (Годичные кольца).

Показываю изображение спиленного дерева.Обобщаю: возраст деревьев мы определяем по кольцам (вы все их видели на пнях). Точно так же определяется возраст  рыбы. На чешуйках есть кольца. За один год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годовыми или годичными.Хоровое и индивидуальное проговаривание «годичные», «годовые». Некоторые рыбы доживают до ста лет, щуки живут 60 – 80 лет, а есть рыбы, которые живут два года.

Вопрос восьмой: Вспомните название самой крупной рыбы.

- Я подскажу, о ней пишет Чуковский а сказке о Бармалее.

Вот  акула  Каракула

Распахнула злую пасть….

Акула – самая большая рыба. Эта рыба длиной 15 метров. Как пятиэтажный дом. Весит эта рыба 14 тонн, сколько весят 200 наших пап. Акулы необыкновенны прожорливы. Живое и неживое, съедобное и несъедобное- всё съедает акула. Чего только не находят в желудке пойманных рыб. Здесь были и рога оленя, и мешки с углём, и большущие кастрюли, огромные тыквы и арбузы. Ребята, а  каких  ещё хищных рыб вы знаете? (Щука, гурами, петушок, морской окунь).

Физминутка «Караси и щука» подвижная игра.

Щука: Никогда я не дремлю,

В речке карасей ловлю.

Карасям -  наука,

Что не дремлет  щука!  (караси уплывают, щука охотится на них).

-На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.

Вопрос девятый: Люди часто говорят: «Молчит, как рыба».

Правильно ли это?

- Подводный мир богат звуками. Одни рыбы хрюкают, как настоящие свиньи, есть рыба, которая каркает не хуже вороны, а есть такие, которые своими звуками напоминают шум проходящего мимо поезда. Так что поговорка «Молчит, как рыба», наверное, не совсем правильная.

Вопрос десятый: Видят ли рыбы?

-Наблюдения за поведением  рыб во время их кормления подтверждают, что они отлично видят.

Вопрос  одиннадцатый: Есть такие рыбы, которые умеют раздуваться в шар. Для этого у них есть специальный мешок. Одна такая рыба раздувается в шар и плавает на поверхности, а другая умеет превращаться в шар под водой. Чем наполняет свой мешок каждая рыба, чтобы превратиться в шар?

- Один надувной шар наполните воздухом, а другой – водой. Оба шарика положите в воду. Шарик с водой утонет, а шарик с воздухом будет плавать на поверхности.Значит, рыба, которая превращается в шар на глубине, заполняет свой мешок водой, а та, которая плавает на поверхности, заполняет его воздухом. Раздутая воздухом, она не может погрузиться в воду.

Как же ей вернуться в подводное царство?Действительно, рыба с шумом выпускает воздух и быстро уходит под воду. Зачем рыбе нужно превращаться в шар?Правильно, такое превращение – способ защиты от врагов.

Вопрос двенадцатый: Вы, конечно, знаете, ребята, что есть летающие рыбы? Чем эти рыбы внешне отличаются от тех, которые не умеют летать?

-Давайте проведём опыт: сделаем из бумаги два самолётика, на одном из них склеим крылья и запустим оба. Самолёт со склеенными крыльями не летит. Значит, чтобы  летать нужны крылья. Крылья есть у птиц. Но ведь у рыб нет крыльев. Как же они летают? Роль крыльев выполняют плавники. У  летающих рыб  плавники большие, больше, чем у обычных. Вам нетрудно будет найти на картинке рыбку, которая может летать. (Рассматриваем иллюстрации рыб).

Рефлексия: Какую ставили учебную задачу? Удалось ли решить? Каким способом? Какая технология помогла?

  На правую ладошку мысленно положите знания,  с  которыми  пришли,  на левую – те, которые  получили сообща. Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу спасибо. Вы подарили мне частичку своего сердца, спасибо всем.

Приложения

Основные положения педагогической технологии  мастерских можно описать в виде следующих правил:

1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

\

Ещё недавно, прячась за букеты,

Входили вы с волненьем в первый класс.

И вот уже напутственным советом

Родная школа провожает вас.

 Осталось детство в школьных коридорах,

Звонки умолкли, стихли шум и гам,

И лишь воспоминанья в разговорах

Звучат повсюду тихо, тут и там.

 И есть, что вспомнить: взлёты и паденья,

И, смех и слёзы, дружбу и любовь;

 Вы подросли, окрепли, возмужали,

Готовы горы на пути свернуть!

Ваш день настал! Его вы все так ждали.

Сомненья прочь! Смелее, в добрый путь!

 Пусть вам во всём сопутствует удача,

И сбудется заветная мечта,

И даже к нерешаемой задаче

Находится решение всегда!

 

Мы встретились с вами – был первый звонок,

Листвы разноцветье и первый урок.

Глазенки блестели, вверх руки тянулись,

Я вам, а вы мне в первый раз улыбнулись.

 

Мы были дружны – вы прилежно учились,

И в классных, и в школьных делах отличились.

Бывало, дрались, ну а больше влюблялись,

Стремленьем к заветной мечте вдохновлялись.

 

Как миг пролетели счастливых два года,

Остались победы, исчезли невзгоды.

Потом вас наукам учили другие,

Им так же, как мне, стали вы дорогими.

 

Я вас вспоминала, когда в тишине

Зайду вдруг в наш класс, и покажется мне,

Что вы, как тогда, за своими столами,

Еще без причёсок – с вихрами, бантами.

 

И вот класс девятый, финальный урок,

Нас всех разлучает прощальный звонок.

Открылась дорога из школы прямая,

Идти по ней честно я вам пожелаю.

 

На крыльях мечты вы уноситесь вдаль,

Назад не вернуться, как ни было б жаль.

 

Когда – то и  вспомните школьное детство,

Ту цель, что хотели достичь с малолетства,

Мечту загадайте и вновь, как сейчас,

Смелее вперед – в добрый путь, в добрый час!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Телекоммуникационные технологии в системе общего образования

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, одним из основных пос...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

16 поручений президента нашей страны по совершенствованию системы общего образования

Президент нашей страны подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Мастер- класс "Формирование здорового образа жизни средствами современных педагогических технологий"

Мастер-класс по применению в работе с детьми современных педогогических технологий для формирования здорового образа жизни....