Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей.
статья по зож на тему

 Татьяна Владимировна Гольцова

Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей.

Т. В. Гольцова

учитель начальных классов

МБОУ «Троицкая средняя образовательная школа»

Орловского района Орловской области

Человек - высшее творение природы.

Но для того, чтобы  наслаждаться его

сокровищами, он должен  отвечать по

крайней мере одному требованию:

быть здоровым.

А.А.Леонов

Общество в ХХI столетии должно определяться распространением среди населения высокой физической и духовной культуры знаний, образованностью, квалификацией и оперативным обменом информацией. Законы развития современного общества требуют непрерывного обновления знаний, высокой квалификации, прежде всего, социальных навыков, знаний современной биологии, медицины, психиатрии и психологии, педагогики в единой системе мышления.

Здоровье - это состояние, при котором отдельный человек или группа людей способны, с одной стороны, реализовать свои ожидания и удовлетворить свои потребности, а с другой -  изменить существующие условия среды или приспособиться к ним. Поэтому здоровье следует  рассматривать как ресурс для повседневной жизни, а не объект жизни; это позитивная концепция, в рамках которой важнейшее значение придается социальным и личным ресурсам, а также физическим возможностям.  (Определение Всемирной организации здравоохранения)

Показатель здоровья детей и подростков в России один из самых низких в Европе. Последнее десятилетие в области здоровья характеризуется резким ухудшением демографической ситуации, увеличением заболеваемости и смертности. Ухудшается уровень как физического, так и психического здоровья молодых людей. Резко возрастает заболеваемость инфекционными болезнями, в том числе сексуально трансмиссивными и ВИЧ/СПИД. Увеличивается также уровень заболеваемости неинфекционными болезнями дыхательной, сердечно- сосудистой, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательной систем.  Одной из важнейших причин смерти являются травмы и отравления несчастные случаи, насилие, самоубийства и т.д. Во многом такая ситуация обусловлена неблагоприятными социальными и материальными  условиями жизни значительной части детей. Но нельзя отрицать, что одной из причин  неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков является низкий уровень вопросах здоровья. Физическое, психическое и социальное здоровье сложным образом связано с качеством окружающей среды, в которой мы живем. Огромное влияние на здоровье человека оказывают факторы образа жизни. К примеру, здоровое питание, физическая активность, половые отношения, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков — все это влияет на наше здоровье.

Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д.

Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.

Дети работают на уроке первые 20 минут, а далее отвлекаются или просто отдыхают. На переменах детям нужно куда-то деть скопившуюся за урок энергию, поэтому они бегают, прыгают, мальчики устраивают драки и.т.д.- им нужно много двигаться, это их особенность. Чтобы  добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день.  Как уберечь здоровье детей,  уберечь их от перегрузки и переутомления методике обучения. Поэтому, как один из путей достижения цели, выбираю элементы методики Базарного В. Ф.

1. В первую очередь, это внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние-сидение». Техническим средством сенсорной дидактики является конторка. Её отличительная особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы.

2. В целях повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполняются упражнения с использованием сенсорно-моторного тренажа. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния. Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты).

3. Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска или крест. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

4. В течение каждого урока проводятся 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

5. Гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен коврик из естественной ткани (шерсти, соломы) с нашитыми на него пуговицами или аппликатор Кузнецова.

6. Широкоформатное природно-экологическое панно используется на каждом уроке и является основой, вокруг которой разворачивается сюжет урока. На панно наносятся макеты, маникены и карточки. Природно-экологическое панно повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, интегрирует образ, гормонизирует развитие личности в целом.

7. Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого в классах на потолке или стенах размещены схемы универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста.

Данная методика позволит создавать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

                -элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

                -физические упражнения без предметов;

                -танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; музыкальное сопровождение);

               -физкультминутки и подвижные перемены;

               -эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

               -гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора).

               Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.

               Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:

               -солнечные и воздушные ванны;

               -фитотерапия;

               -витаминотерапия.

               Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором размещены растения, обладающие фитонцидными свойствами: каланхое перистое, хлорофитум хохлатый и т.д.

Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии.

На своих  уроках использую такие методы как:

- фронтальный;

- групповой;

- практический метод;

- познавательная игра;

- игровой метод;

- метод индивидуальных заданий.

При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)

Подачу информации  осуществляю с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.

При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний).

Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.

При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

Соблюдаю плотность урока в диапазоне от 60% до 80%, использую не более 4-7 различных видов учебной деятельности при средней продолжительности каждого не более 10 минут.

Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.

При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.

Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

Вместе с родителями и администрацией школы стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок жёлтого цвета матовой краски, цвет  пола также не раздражает глаза.

В течение учебного года трижды меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН,  «Уроки здоровья», игры, походы. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось, а здоровья физического  - даже улучшилось.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Список используемой литературы:

1. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.

4. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

5. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

7. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция начального общего образования и дополнительного образования детей.Созвездия.

В данном ресурсе представлены конспект и презентация интегрированного занятия с учетом ФГОС НОО....

Здоровьесберегающие технологии в системе надомного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

в презентации представлены материалы по коррекции двигательных нарушений, различные виды массажа (сегментарно-рефлекторный логопедический, массаж профессора Ауглина),артикуляционная и пальчиковая гимн...

Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»

Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного  обучения . Основные направления. Технологии....

Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Современная система образования в России ориентирована на построение единой образовательной среды, обеспечивающей целостное, непрерывное развитие личности [4]. Внедрение Федеральных государственных об...