Обобщение опыта работы по теме "Компетенция взаимодействие"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Валерьевна Енарьева

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_razdel_opyt06.10.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность компетенции
«Взаимодействие с другими и с самим собой»

и темы «Учебная среда как средство формирования социально-эмоциональных навыков»

В основе ФГОС НОО лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые предполагают воспитание и развитие качеств и компетенций личности, отвечающих требованиям современного общества.

Понятие компетенции является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности.

Ведущим видом деятельности обучающегося начальной школы является учение. Поступая в первый класс, ребёнок оказывается в новых для него условиях социального взаимодействия с окружающими. С самого начала пребывания детей в школе педагог становится для них непререкаемым авторитетом, с чем связано высокое воспитательное воздействие учителя на младших школьников. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения, воспитания и взаимодействия обучающихся начальных классов с другими и с самим собой.

В этой связи проблема изучения компетенции взаимодействия с другими и компетенции взаимодействия с самим собой является актуальной и имеющей практическую значимость.

Необходимость компетенции
«Взаимодействие с другими и с самим собой» и

темы «Учебная среда как средство формирования

социально- эмоциональных навыков»

Для младшего школьного возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к обучающемуся.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности ребёнка.

Именно в процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки. В этом заключается необходимость данной компетенции и темы «Учебная среда как средство формирования социально- эмоциональных навыков».

Читать далее (учитель-ученик)

Компоненты
взаимодействия с другими и с самим собой

- самопознание,

- эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающим;

-  саморегулирование поведения.

В основе формирования социальных и эмоциональных навыков лежат педагогические методы, которые фокусируются на двух форматах взаимодействия: коммуникации и совместной работе при решении задач (как предметных, так и непривязанных к какой-либо конкретной области).

Педагогические методы для развития

социально-эмоциональных навыков

Дискуссия - это процесс, в ходе которого люди разговаривают о чем-то,

чтобы прийти к решению или обменяться идеями и мнениями. В ходе дискуссии люди участвуют в обмене знаниями или информацией, отвечают

друг другу с разных позиций, концентрируясь на конкретной теме, которая находится в центре коммуникации.

Разговор предполагает обмен знаниями, наблюдениями, мнениями или

идеями с разных позиций при отсутствии конкретной темы.

Дебаты предполагают выражение их участниками конкретной позиции,

формулировку ее в противовес позиции других участников.

Участники диалога учатся друг у друга, пересматривают и развивают свои первоначальные позиции. Диалог имеет инновационный потенциал. Диалог создает общее пространство и ведет к общему опыту и пониманию. Диалог, особенно сократический, - это лучший пример рефлексивного дискурса.

Формы взаимодействия (сотрудничества)

в учебной среде

1) учитель - ученик (ученики);

2) ученик - ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе;

4) учитель - учительский коллектив;

5) ученик «с самим собой».

Эмоциональные и социальные навыки, развиваемые в процессе взаимодействия в учебной среде

Эмоциональные навыки

- распознавание эмоций;

- использование эмоций для помощи мышлению;

- понимание эмоций;

- управление эмоциями.

Социальные навыки

- способность выразить себя в социальных взаимодействиях;

- способность «читать» и понимать разные социальные ситуации;

- знание социальных ролей, норм, правил;

- навыки решения межличностных проблем;

- навыки выполнения социальных ролей.

Педагогический опыт развития

 компетенции взаимодействия в учебной среде

Краткий обзор внеурочного мероприятия

«Мой город лучше всех»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы "Взаимодействие воспитателя и классного руководителя"

Суть взаимодействия классного руководителя и воспитателя заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основное нашего вз...