Лэпбук и уроки кубановедения
учебно-методическое пособие (2 класс)

Зорина Оксана Сергеевна

Использование лэпбука на уроках кубановедения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лэпбук на уроках кубановедения»

Актуальность:

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

  • чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  • чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках создания лэпбука.

Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Лэпбук – это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Лэпбук позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

На уроках кубановедения во 2 классе была создана папка – лэпбук «Растительный мир Краснодарского края». Дети разбились на группы, где каждая группа выбрала для себя творческое задание. Помощниками ребят были родители. После выполнения все творческие работы были собраны и оформлены в папку.

 

Папка содержит следующие элементы:
Кармашки «Загадки»,  «Стихи», «Ядовитые растения» (карточки), «Любимое растение» (мини-сочинения по теме), «Народные рецепты» (книжка-малышка).

Фигурный кармашек-цветок «Лечебные растения»». В данных кармашках сменные задания. После изучения темы на уроке, в кармашке появляется задание по данной теме.

Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:

  • развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
  • использоваться связь с жизнью, межпредметные связи.

Применение в педагогической деятельности. 

Лэпбук – это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

Использование

Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

Применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия. Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И как правило, одного урока или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома.  А само создание лэпбука, необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности.

Особенности:

Плюсами лэпбука является:

Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Совместная работа с родителями.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Может служить многоразовым шаблоном, либо пополняться.
 

Заключение

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у учителя появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
  • пригоден к использованию одновременно группой ребят;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны возрасту;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Используемая литература:

  1. Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://active- mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 20.03.2016)
  2. Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?". [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk (дата обращения 20.03.2016)
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 161-164


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Зорина О.С. Лэпбук -эффективный способ организации учебной деятельности с младшими школьниками

Слайд 2

Лэпбук или как его еще называют тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. Что такое лэпбук

Слайд 3

-Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал -Это отличный способ для повторения пройденного - Поможет закрепить и систематизировать изученный материал - Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию Зачем нужен лэпбук

Слайд 4

Усилении мыслительной деятельности школьника - понимании связей, усвоении закономерностей, запоминании познавательного материала Быстрое запоминание информации Проявление самостоятельности Проявление повышенного интереса к теме Развитие мелкой моторики рук. Закрепление знаний по теме Плюсы технологии

Слайд 5

возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); разнообразие игровых заданий; интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); возможность структурировать сложную информацию; возможность разнообразить самую скучную тему; научить простому способу запоминания; компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке); вариативность использования заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки». Плюсы технологии

Слайд 6

на уроке во внеурочной деятельности организовав работу по группам, парам, индивидуально домашнее задание Лэпбук можно использовать

Слайд 7

Из чего состоит лэпбук Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией. Что вам понадобится : распечатанные шаблоны лэпбука лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 ножницы клей-карандаш цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки скотч безграничная фантазия.

Слайд 8

ЭЛЕМЕНТЫ

Слайд 12

Урок кубановедения по теме «Растительный мир Краснодарского края»

Слайд 14

http://www.homeschoolshare.com/Lapbooks_at_HSS.php . http://www.babyblog.ru/community/post/weeks/159859 . https://r http://www.tavika.ru/2013/06/lapbook-crow.html . u.pinterest.com/ Antavika / lapbook / http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html . http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf http://stranamasterov.ru/node/581310 Полезные ссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.

В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...

Урок кубановедения ТЕМА УРОКА: Кубанские умельцы

ТЕМА УРОКА:    Кубанские  умельцы                                 ...

#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...

"Использование лэпбука на уроках английского языка в начальной школе".

Новая технология привлечения внимания младших школьников на уроке через их интерес к самостоятельному творчеству....

Использование технологии лэпбук на уроках

Использование технологии лэпбук на уроках...