Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
статья

Запасчикова Ольга Николаевна

Проектная деятельность в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

III региональная научно-практическая конференция
«Педагогический поиск: теория и практика организации проектной
и исследовательской деятельности учащихся»

Секция: начальные классы

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

Автор работы: Запасчикова Ольга Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского

муниципального района Саратовской области»

Саратов

2020

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

Запасчикова Ольга Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского

муниципального района Саратовской области»

       Аннотация: в настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность… В данной работе рассматриваются теоретические основы и опыт работы по использованию технологии проектов в развитии младших школьников; предлагаются возможные варианты создания проектов для младших школьников.

        Ключевые словапроектная деятельностьисследовательская деятельностьначальная школа, ученик, учитель, родитель, личность.

В одно окно смотрели двое:

Один увидел - дождь и грязь,

Другой - листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

... В одно окно смотрели двое...

Эти строки очень ярко раскрывают проблему, которая так или иначе встаёт перед каждым учителем: как научить детей не просто смотреть вокруг, но и видеть?   Причём видеть гораздо больше, мыслить разнообразнее, позитивнее, помочь поверить в себя и в свои силы?

Чтобы ответить на эти вопросы, важно уже в младшем школьном возрасте вовлекать детей в активную познавательную деятельность. Ведь развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Действительно, в наших руках развитие личности:

• любознательной, интересующейся, активно познающей мир;

•умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;

• уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

• доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;

• готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

        В своей школе я работаю над данной темой  уже почти 6 лет. Шаг за шагом, анализируя удачи и промахи, у меня стали получаться хорошие результаты.

      Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта.

 Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

 Проект – это «пять П»:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт:

- презентация.

  Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы): 1. Постановка проблемы проекта. 2. Тема проекта. 3. Цель проекта. 4. Задачи проекта. 5. Гипотеза. 6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели). 7. Продукт проекта. 8. Выводы (итог).

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

       В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помочь советом, информацией, проявлением заинтересованности. При работе над проектом наиболее правильным направлением является образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.

На занятиях, при разработке проекта, обучаю  детей планировать, собирать информацию, знакомлю  с методами исследования и т. д.  Использую схему: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.

      В таких случаях проект рассматривается не только на уровне ребенка, но со стороны родителей. 

В ходе выполнения проекта ученики с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, родственников, друзей….;

- интервьюировать членов семьи;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.

      Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

В ходе проектной и исследовательской деятельности формируются следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
  • Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Организация проектной деятельности

Проекты, в которых участвуют ученики, отличаются друг от друга:

•        результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

•        числом детей:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

•        продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

•        числом этапов

•        соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

•        необходимостью привлечения взрослых.

           Начать обучение учеников проектной деятельности   можно с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений. Например, формирование   способности   развивать   собственную   точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».

Задание: Продолжить   рассказ, представив   себя   в   роли:

•        мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;    

•        эколога;  

•        главы местного самоуправления;

•        галки, сидящей на дереве и т.д.

Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.

  • Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
  • Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
  • Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

        В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации.

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела» и другие.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

         На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.

          Роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью на родительские собрания, я разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

            Проектная деятельность на уроках позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир.

            Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других
  • в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

         Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что кропотливая работа над учебными проектами полностью себя оправдывает: она создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учащимися и учителем, повышает самооценку, повышает качество знаний.

Список литературы

1. Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)

2. Журнал «Начальная школа» №9-2005 г.

3. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.

4. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4

5. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

6. http://www.ict.edu.ru

7. http://www.it-n.ru

8. http://pedsovet.ORG.ru

9. http://www.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

В докладе рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...