«Использование цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство активизации познавательного процесса младших школьников».
опыты и эксперименты (2 класс)

Сотскова Лариса Юрьевна

В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу с интерактивной доской SMART BOARD через приложения CollageOnline.Ru, PowerPoint-2010, Paint и Приложения Математика, Русский язык и Окружающий мир для уроков. Анализируется роль их использования для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotskova_l.yu_._soobshchenie.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сотскова Л.Ю.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа, Иркутская область

larisa.sotskova@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Аннотация.     В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу с интерактивной доской SMART BOARD через приложения CollageOnline.Ru, PowerPoint-2010, Paint и Приложения Математика, Русский язык и Окружающий мир для уроков. Анализируется роль их   использования для  активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.

Ключевые слова: Педагогическая технология, технологии активного обучения, робототехника, геймификация, CollageOnline.Ru, PowerPoint-2010, Paint.

Обучение с использованием различных современных технологий в нашем мире стало весьма актуальным. Без знания компьютера и сети Интернет сейчас не представляется ни одно направление жизнедеятельности. Быстрые, а точнее стремительные изменения в мире технологий приводят к тому, что и процесс обучения должен стать совершенно иным.  

Обучение с использованием компьютера, ноутбука, нетбука, планшета в общеобразовательных школах стало одним из ведущих направлений интеллектуального развития. Достижения науки, техники приводят к кардинальному изменению и процесса обучения в начальной школе.

Понятие педагогическая технология берёт начало от двух древне-греческих слов—τέχνη— «искусство, мастерство, умение» и λόγος — «слово, учение». Таким образом, педагогические технологии — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [3].

Эпоха кибернетики, компьютеризации требует иного подхода к самому процессу обучения, а появляющиеся возможности позволяют сделать этот процесс более индивидуальным.

Понятие «технологий будущего» всё глубже вживается в повседневность.

Для того, чтобы стать «современным» педагогом просто необходимо:

  • Знать и правильно использовать различные педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Определить наиболее популярные на современном уроке, способствующие формированию мотивации в изучении предметов, позволяющие облегчить процесс изучения материала.
  • Определить степень важности правильного подбора и использования педагогических технологий в процессе обучения, в построении урока и образовательной программы.

Данное направление в образовании достаточно широко освещено в работах методистов: Гез Н.И., Пассов Е.И., Рогова Г.В., Буданова Е.А., Соловова Е.Н., Загвязинский В.И., Бочарова Л.П., Соболева. А. В., Ковальчук М.А.  и др.

Беспалько В.П. считал: «Любая деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [1].  На мой взгляд, это наиболее удачная характеристика. Нет сомнения, педагогические технологии— это не просто деятельность педагога, но и искусство.

В связи с концепцией модернизации главной целью становится не просто передача знаний, а развитие каждого ученика как личности.

Зададим вопрос: «Что больше всего интересует современных учеников?» Конечно же, компьютер (телефон) и интернет ресурсы. Наша жизнь не возможна без применения разнообразных гаджетов, используя их на уроке, мы стимулируем познавательную активность обучающихся.

Применение программирования и робототехники становится более распространённым во многих больших городах. Это позволяет развивать научно-техническое творчество, навыки практического решения задач на уроках. Существует большое множество конструкторов содержащих программное обеспечение. Наиболее распространённым считается конструктор от фирмы Lego.  Он может применяться на уроках  от младших и заканчивая старшими классами. Данный конструктор позволяет обучающимся самостоятельно конструировать, собирать и программировать модель, а в дальнейшем применять ее для решения практических задач. В зависимости от возрастной группы обучающихся используются конкретные модели Lego. Такие как: Lego WeDo, Lego Education Lego Mindstorms, TETRIX и прочие. Применение робототехники на уроках в начальной школе позволяет формировать навыки устной и письменной речи, пополнять словарный запас, улучшать языковое восприятие, развивать творческое и логическое мышление.

Помимо развития робототехники не менее важную роль в образовательном процессе играет геймификация.

Геймификация (игроизация, игрофикация) - это использование игровых элементов и методов игрового дизайна в неигровых контекстах; применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлеченности в решение прикладных задач, использование продуктов и услуг [4].

Геймификация отличается от обычной игры тем, что применяются подходы, относящиеся только к компьютерным играм. Что способствует повышению уровня мотивации и заинтересованности обучающихся. Помимо этого геймификация позволяет сделать учебное занятие ярким и красочным, что приводит к выработке организмом положительных эмоций и позволяет запомнить учебный материал, не прилагая особых усилий. Данная технология подходит как для индивидуальной, так и для групповой формы работы. Найти данную информацию можно на таких сайтах как: «Открытый урок. Первое сентября», Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками Учи.ру, «Учительский портал», ресурсы «Начальная школа», «Страна мастеров», LENAGOLD, tatarovo.ru viki.rdf.ru  и др. рассчитаны на творческих, креативных учителей, родителей и обучающихся.

Индивидуализация обучения— это цель, к которой стремится образование. Самым важным плюсом является обучение лицом к лицу. Информационные технологии помогают составить для каждого отдельного ученика собственное содержание и способы обучения.

Этому способствует «Точка роста»— федеральная программа «Современная школа», при этом данный центр станет основой цифрового и гуманитарного профилей в урочное и внеурочное время. Это не только новые компьютерные классы, кабинеты технологии, информатики, основ безопасности жизнедеятельности, очки, шлемы виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), но и абсолютно новый подход к развитию личности ребёнка.

В нашей школе данная Программа ещё не действует, но мы можем подготовиться к её активизации через выполнение заданий на уроках и вне уроков, используя Приложения по предметам, которые давно уже есть в свободном доступе [9]  

- Математика. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро. (В комплекте с учебником) 1, 2, 3 и 4 классы https://catalog.prosv.ru/item/2804;

- Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (В комплекте с учебником) 1, 2, 3 и 4 классы https://catalog.prosv.ru/item/1568;

-  Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (В комплекте с учебником). 1, 2, 3 и 4 классы https://catalog.prosv.ru/item/3408.

Данные Приложения, как и работа с программой SMART Notebook, давно освоены ребятами моего класса. Их можно использовать как для групповой работы, например, у доски (кроме высокой активности и желания работать формируются знания по предмету (изучение нового материала, повторение изученного)), так и индивидуально через использование ноутбуков и планшетов (закрепление, контрольный срез).

Однако, я считаю, что это недостаточно для формирования навыка умелого владенья цифровыми технологиями. Именно поэтому тем, кто проявляет интерес в данной сфере, предлагается выполнить Проекты по предметам с использованием Сети Интернет. Желающих 100%. Конечно, не все с одинаковой скоростью  и глубиной осваивают компьютер, номы учимся.

В ВИДЕО, посмотреть которое можно перейдя по ссылке

http://larisasotskova.wixsite.com/larisa-sotskova (мой персональный сайт),

показано, как ребята 2 класса (являюсь классным руководителем на данный момент) работают в различных программах:

- приложение CollageOnline.Ru освоили 75% обучающихся класса. Сайт предлагает редактор для создания коллажей из фотографий онлайн бесплатно, без регистрации и любой сложности. Его использование позволяет справиться не только с Проектными заданиями, но и выполнить работы на конкурс, например для Образовательного Проекта «Педагогическая Планета» ТГПУ.

- приложение PowerPoint,  входящая в пакет Microsoft Office, использует графический подход к презентациям в виде слайд-шоу, которые сопровождают онлайн-выступление. Сложнее для освоения, но и масштабнее. Она знакома педагогам очень хорошо, но даже мы осваиваем её не в полном объеме. [4].

- приложение Microsoft Paint —многофункциональный, но в то же время довольно простой в использовании растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав всех операционных систем Windows.  [5].

Хотелось бы обратить внимание, что для лучшего восприятия материала и повышения интереса к учебной деятельности, а также развития моторики, мы осуществляем работу с интерактивной доской SMART BOARD.

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1996. – 243 с.
  2. Википедия. Очки виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальная_реальность, свободный (дата обращения: 10.11.2019).
  3.  Википедия. Педагогические технологии [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогические_технологии, свободный (дата обращения: 10.11.2019).
  4. Википедия. Программа Microsoft_PowerPoint  [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_PowerPoint, свободный (дата обращения 04.11.2020).
  5. Википедия. Программа Microsoft_Pаint  [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Paint, свободный (дата обращения 04.11.2020).
  6. Википедия. Программа SMART Notebook [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа:  https://zen.yandex.ru/media/id/5c9b3869923be248cc56311f/smart-notebook-po-dlia-sozdaniia-interaktivnyh-urokov-v-shkole-5e59eb765ba40e23f2d3c4ed, свободный (дата обращения 04.11.2020).
  7. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009 О.М.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  9. Электронные приложения. Сайт Просвещения [Электронный ресурс]/.- Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/category/29, свободный (дата обращения 04.11.2020).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...

Внеурочная деятельность как средство повышения познавательных способностей младшего школьника Программа экологического кружка "Юный эколог"

Актуальность созданной программы вытекает из ее содержания. На сегодняшний день экологическое обучение и воспитание детей – это необходимое условие выживания человечества. Экологическое образова...

Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...