Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотей"
рабочая программа (3 класс)

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_._gramotey.docx305.43 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Documents\Scanned Documents\Рисунок (63).jpgмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»

              СОГЛАСОВАНО                                                          Рассмотрено                                                       УТВЕРЖДАЮ

           Зам. директора по ВР                                        на педагогическом совете                                               Директор школы

       ______Антоненкова Т. В.                             Протокол №1 от 30.08.19г.                                    ______ Егоренкова М.М.

        «02» сентября  2019г.                                                                                                                         «02»  сентября  2019г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружок «Грамотей»

для 3 класса А

на 2019-2020 учебный год

Направление: общеинтеллектуальное

 

Учитель  Якубовская Т. Н.

1. Пояснительная записка

   Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО,  утвержденного приказом Министерства  образования и науки РФ  от 6 октября 2009 года № 373 и  авторской  разработки «Грамотей» учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 2122 Шестаковой С.В.

  Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

  Курс “Грамотей» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

        Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

        Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Рассматриваемый материал вносит элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

       Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка, учиться самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

       Работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.       Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

       В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

       Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка, дополняя  уроки занятиями  в игровой доступной форме.

        Актуальность программы состоит в необходимости  создания условий для повышения мотивации к обучению русского языка, стремлении развивать интеллектуальные возможности обучающихся.

       Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

       Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности.

Задачи:

-развивать интерес к изучению тайн русского языка; 

-воспитывать умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

-развивать мотивацию к познанию и творчеству;

-совершенствовать учебные умения и навыки;

-способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся; 

-развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

-создавать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

    Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.  

       Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. В условиях современной школы учитель должен построить свою работу так, чтобы предоставить ученикам возможность выбора индивидуального пути развития и ранней специализации.

  1. Общая характеристика курса.

 Курс “ Грамотей” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. В отборе материала к занятиям ориентир на связи с программным материалом по русскому языку.

 Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы за счет воспитания у младших школьников этических норм речевого поведения.

       Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.

       Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

       Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

  1. Место в учебном плане.

Условия реализации.

Программа рассчитана на один  года обучения (34 ч).

Режим работы:  1 час в неделю.

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Грамотей» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий)

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делатьсамостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты:

      Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе

      национального самосознания.

      Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

      осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

      Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции

      человека.

     Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,

      пунктуационных) и правилах речевого этикета.

     Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного

      решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

      Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил

      постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

      Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических

      и коммуникативных задач.

     Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании

     (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

     Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы

     адекватно ситуации речевого общения.

  1. Содержание программы.

     В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

         Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует  

     темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети

     начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия  

     и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. 

        В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

    Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с

    наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. Углублению представления о слове призвана

    способствовать работа над лексическим значением слова.

        Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа

    синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и

    углубленное знакомство с частями речи.

       Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках

    не встречаются.

       Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех

    поставленных задач.

Виды упражнений над словами по направлениям:

-фонетические упражнения;

-словообразовательные упражнения;

-морфологические упражнения;

--синтаксические упражнения:

-упражнения лексического характера;

-упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;

-упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.

Занимательные формы работы:

- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;

- составление стихотворений со словарными словами, юморесок, загадок;

- проведение викторин, конкурсов.

Текущий контроль и анализ результатов:

-диагностика уровня развития навыка правильного написания слов;

-анализ выполнения индивидуальных, творческих работ.

  1. Тематическое планирование на 2019-2020г.

Тема занятия

Дата проведения

Аргументация изменений

по плану

фактически

1 четверть (9ч)

1.

В мире безмолвия и неведомых звуков.

(Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам»)

05.09

2.

Чудесные превращения слов.

(Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева.)

12.09

3.

В Королевстве Ошибок.

(Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.)

19.09

4.

Слова-двойники. Омонимы.

(Упражнения с омонимами. Инсценирование рассказов.)

26.09

5.

Наши имена.

(Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов.)

03.10

6.

Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

(Обучение решению и составлению криптограмм, шарад, метаграмм.)

10.10

7.

Прятки с предлогами.

(Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.)

17.10

8.

Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование")

24.10

9.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

31.10

2 четверть (7ч)

10.

Что бы это значило?

Решение и составление рисуночных ребусов.

14.11

11.

В стране одиноких согласных. Слова-перевертыши.

21.11

12.

Карусель загадок. (Разгадывание и составление загадок.)

28.11

13.

Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.)

05.12

14.

Развивающие игры. (Развиваем слуховую и зрительную память.)

12.12

15.

Крылатые слова.

(Работа с фразеологизмами, их значением и происхождением.)

19.12

16.

Пословица недаром молвится.

(Работа с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.)

26.12

3 четверть (10ч)

17.

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

16.01

18.

Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).

23.01

19.

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные.)

30.01

20.

Новые друзья корней – приставки.

06.02

21.

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).

13.02

22.

Как морфология порядок навела. (О частях речи).

20.02

23.

Имя существительное – часть страны Речь. Как у существительных род появился.

27.02

24.

Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).

05.03

25.

Чайнворды.

12.03

26.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

19.03

4 четверть (8ч)

27.

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

02.04

28.

Очень занимательное – имя прилагательное.

09.04

29.

Глагол – часть страны Речь.

16.04

30.

Глагол – настоящий богач среди частей речи. Не с глаголами.

23.04

31.

Экскурсия в прошлое. В «музее» древних слов.

 (Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.)

30.04

      32.

Полёт в будущее «Вгостилёт».

(Знакомство с неологизмами. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка.)

07.05

33-34.

Итоги года. Для чего надо изучать грамматику.

14.05; 21.05

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

    1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

    2. Рабочая программа по курсу.

          3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

          4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

          5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.

          6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.

          7. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.

          8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

          9. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

          10. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

          11. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное

              издательство, 1966.

         12. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

         13. Шкатова Л.А.  Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.

         14. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

         15. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

         16. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

         17. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982.

         18. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.

         19. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.

         20. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.

         21. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.

         22. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.

         23. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.

         24. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

К окончанию курса учащиеся должны:

-повысить  уровень развития интеллектуальных и творческих способностей;

-развить коммуникативную компетентность;

- обучиться безошибочному письму словарных слов;

- развить умение анализировать языковые факты и явления;

- сформировать орфографическую зоркость;

- овладеть умениями и навыками точного применения полученных знаний о слове на практике;

- расширить активный словарь.

Обучающиеся должны знать:

-правила правописания слов с изученными орфограммами;

-признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола);

-состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

-работать с различными источниками информации;

-уметь составлять простейшие анаграммы, ребусы, загадки.

- 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...