Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"
рабочая программа (2 класс)

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx276.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Documents\Scanned Documents\Рисунок (57).jpg

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»

              СОГЛАСОВАНО                                                          Рассмотрено                                                       УТВЕРЖДАЮ

           Зам. директора по ВР                                        на педагогическом совете                                               Директор школы

       ______Антоненкова Т. В.                             Протокол №1 от 31.08.18г.                                    ______ Егоренкова М.М.

        «01» сентября  2018г.                                                                                                                         «01»  сентября  2018г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Театр»

для 2 класса А

на 2018-2019 учебный год

Направление: социальное

 

Учитель  Якубовская Т.Н.

I. Пояснительная записка

        Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО,  утвержденного приказом Министерства  образования и науки РФ  от 6 октября 2009 года № 373 и рассчитана на 4 года.

  Театральный кружок в начальной школе  является предметом внеурочной деятельности.  Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус, воспитывают понимающего  театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, кругозором, собственным мнением, что само по себе, учитывая дефицит театральной культуры в малых городах, уже достаточно весомо.

     В  основу программы  театральной деятельности были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Особенностями программы является:

деятельностный подход к воспитанию и развитию ученика средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного кружка для  школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический  художественный вкус, культуру общения,  т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

      Очень важны и отношения между участниками кружка. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач руководителя кружка –  создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

      Занятия кружка  связаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения. Это отражается в ходе изготовления декораций, реквизитов, костюмов, при  инсценировании музыкальных и художественных произведений.

   Занятия  строятся исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, их интересов, материальной базы, возможной связи с близлежащими детскими учреждениями, учреждениями культуры.

    Кружок «Театр» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. Исходя из этого сформулированы цель и задачи.

Цель.

 Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.

Задачи.

1. Прививать любовь к сценическому искусству.

2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, Социализировать учащихся: воспитание  умения согласовывать свои действия с партнерами, овладение навыками межличностного общения и сотрудничества,   развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся, активизация познавательных интересов, развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения,  воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

5. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

6. Учить действовать на сценической площадке естественно, развивать эмоционально - личностную сферу:  устранение  страхов, овладение навыками внутреннего раскрепощения, развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции, развитие воображения, развитие драматургического мышления.

7. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи, т.е. вырабатывать технические навыки (формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения: обучение владению  навыками правильного дыхания,  верной артикуляции; дикционного звукопроизношения)

8. Способствовать позитивному общению родителей с собственным ребенком: изменение отношения к собственному ребенку через игру (в сторону понимания и принятия); вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.

 Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления, эпизода для различного вида репетиций. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры, интеллектуальные  упражнения, экскурсии в театр, спектакли и праздники.

2. Общая характеристика предмета.

      В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников, способного эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществить через обучение и творчество на театральных занятиях. В начальной школе театральное творчество  не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно  связанный с обучением. Младшие школьники с удовольствием включаются в театральную игру, довольно легко вживаются в образ своего героя, сопереживают.  Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.  Детям  нравится играть, нравится выступать перед сверстниками. Очень значимым плюсом в работе кружка является  его мобильность. Театральные представления могут быть даны в любом месте – в школе, в классе, в детском саду, на детской площадке летнего оздоровительного лагеря.

Воспитание  позиции  актёра – творца помогает накопить  эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт младшего школьника и развивает его. Создание театрального спектакля – вершина  достижений участников в этом плане. Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало каждого ребенка.

Попытка «сыграть героя»   расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть  достоверно, узнаваемо,  оказывается,  не так-то легко, для этого нужны и умения, и знания. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера.

Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы зрителям –  сверстникам, родителям, учителям. Программа кружка имеет несколько направлений.

      Направление  «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Достаточно много времени в работе кружка уделено  регулярному тренингу (используются элементы игры), который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что пробуждает творческую фантазию, физическую выносливость, чувство свободы, непосредственность, смелость. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы  над художественным чтением.

      Направление «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

      Направление  «Театральная игра» предусматривает  приобретение учеником профессиональных навыков, но главное – это  развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Направление «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

3. Место курса в учебном плане.

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 34 ч.

4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностные: сформированность социальных компетенций, ценностно-смысловых установок и моральных норм: система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, родному краю, почитание традиций и обычаев народов России;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые и другие средства в соответствии с коммуникационной задачей для выражения чувств, мыслей и потребностей для планирования своей деятельности; ученик сможет освоить  способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях  (инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса), научится высказывать   обоснованное   мнение  и выслушивать мнение других, осуществлять причинно-следственный анализ (коммуникативные УУД).

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция  (обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса);  познавательные УД, помогающие учащимся владеть информацией. Ученик сможет: осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач; выбирать или самостоятельно искать средства для  решения поставленной задачи, достижения определенной цели; составлять план решения задачи, проблемы, проекта (Регулятивные УУД).

Предметные:  в основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами; воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

5. Содержание программы второго года обучения.

I раздел  «Основы театральной культуры»

 Знакомство  учащихся с театром как видом искусства,  с разновидностями театров  (театр картинок;  театр игрушек; теневой театр; драматический театр; балет; кукольный театр), с историей их возникновения, со значением и ролью  театрального искусства  в формировании личности (беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие  учеников  в этюдах, представлении своих работ). Знакомство детей с театром предполагает выезд в театр кукол, драматический, просмотр телеспектаклей музыкального театра. Дети учатся различать понятия «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

 II раздел  «Ритмопластика»

Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Подготовка к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий. Групповые этюды. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Образное представление неодушевлённых предметов.

 III раздел  «Культура и техника речи»

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.).

Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

 Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают  внимание,  память,  речь,  воображение и пластику.  

 IV раздел  «Подготовка спектакля» 

Постановки самостоятельных спектаклей.  Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений,  оформление спектакля, знакомство с разновидностями и изготовление или   оформление кукол (если это кукольный спектакль), декораций, создание  психологически комфортной атмосферы.

 Выбор и работа над этюдами,  сценами, театрализацией отрывка литературного произведения, пьесой  (выразительное чтение, обсуждение, анализ, распределение ролей), разработка авторских сценариев, обучение одновременному  и последовательному  включению в коллективную работу, умению общаться друг с другом, делиться  своими мыслями, умениями, знаниями.

V раздел  «Посещение культурно-массовых мероприятий» Посещение выставок, музеев, цирка, театральных спектаклей в каникулярное время.

6. Календарно-тематическое планирование в 2 классе А на 2018-2019учебный год.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

Аргументация изменений

по плану

фактически

1  четверть (8ч)

1.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы кружка. Этюды, развивающие внимание, память, выразительность жеста, эмоций, воспроизведения черт характера персонажей.

Викторина «Герои любимых пьес»

2.

Знакомство с кукольным театром.

Просмотр и обсуждение презентации. Интеллектуальное лото «Кукольный театр»

 

3-4.

Учимся изготавливать куклы.

Знакомство со способами изготовления кукол из бумаги, картона, подручных материалов. Развитие творческого воображения при создании куклы, костюма (эскизы).

5-6.

Сочинение диалогов действующих лиц.

Настольный театр игрушки из бросовых материалов (коробок, флаконов, пузырьков, фантиков и др.) Диалоговые импровизации.

7-8.

Сочинение сказок – миниатюр.

Настольный театр игрушки из бросовых материалов (коробок, флаконов, пузырьков, фантиков и др.) Конкурс на лучшую мини-сказку.

2 четверть (8ч)

   9-10.

Театр на столе.

Инсценировка сказки (по выбору участников кружка).

Настольный театр игрушки, (костюмы, декорации, атрибуты для спектакля) Привлечение родителей к подготовке спектакля.

11-12.

Экскурсия.

Посещение выставки кукол.

13.

Инсценировка сказки.

Выступление перед  одноклассниками.

14-16.

Ширма, верховые куклы.

Знакомство с театральной ширмой и обучение приемам вождения верховых кукол.

3 четверть (10ч)

17-18.

Интонация, мимика, жест кукловода.

Просмотр записи кукольного спектакля.

19-20.

Основы актерского мастерства и кукловождения.

Верховые куклы, ширма, работа у зеркала.    Развитие способности правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватного использования  жестов.        

21-23.

Инсценировка р.н. сказки «Каша из топора»

Репетиция и выступление  перед одноклассниками.

   24-25.

Театральная игра (основные принципы драматизации).

Инсценировки отрывков  литературных  произведений с  использованием выразительных средств (интонации, движения, мимики, жеста)

4 четверть (10ч)

   26-27.

Театральная игра в спектакле.

Спектакль «Под грибком» В.Сутеев.

Работа у зеркала. Драматизация. Совершенствование импровизационных способностей.   Постановка сказки.         

   28-30.

Спектакль «Под грибком» В.Сутеев.

Изготовление декорации и костюмов. Репетиция.

31.

Премьера спектакля «Под грибком».

Показ спектакля на родительском собрании.

  32-34.

Посещение театрального спектакля.

7.  Материально-техническое обеспечение программы.

    1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

    2. Рабочая программа по предмету.

    3. Григорьев Д.В., Степанов П.В.  Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.  

    4. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

    5. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО».

    6. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе. Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство «Перспектива», 2011.

    7. Примерная  основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)).

    8. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.

    9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.

   10. Игры, обучение, тренинг/Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993.

   11. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.

8. Планируемые результаты изучения программы «Театр»

К концу обучения   по данной программе  ученик достигнет следующих результатов.

 У ученика будут сформированы:

1. Внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе.

2. Умение включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

3. Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

4. Умение строить речевое высказывание в устной форме.

5. Познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

6. Начальные представления о  прекрасном и элементарные эстетические чувства.

7. Умения планировать работу и определять последовательность действий, вносить необходимые коррективы.

Ученик будет знать:

1. Что такое театр.

2. Виды и особенности театрального искусства. Чем отличается театр от других видов искусств.

3. Как  зародился театр.

4. Какие виды театров существуют.

5. Кто создаёт театральные спектакли.

 6. Театральную терминологию и культуру зрителя.

Ученик будет иметь  понятие:

1.Об элементарных технических средствах сцены.

2. Об оформлении сцены.

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Ученик будет уметь:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2. Образно мыслить.

3. Концентрировать внимание.

4. Ощущать себя в сценическом пространстве, ориентироваться на театральной площадке, правильно размещаясь.

 5. Двигаться  в заданном ритме, темпе.

6. Составлять диалог между сказочными героями.

 7. Работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

Ученик приобретет  навыки:

1.  Общения с партнером (одноклассниками).

2.  Элементарного актёрского мастерства.

3.  Образного восприятия окружающего мира.

4.  Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

5.  Коллективного творчества.

6.  Общительности, открытости, бережного отношения к окружающему миру, ответственности перед коллективом.

     (избавление  от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...