Рабочая программа внеурочной деятельности "Заниматика"
рабочая программа (3 класс)

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.zanimatika.docx264.26 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Documents\Scanned Documents\Рисунок (62).jpgмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»

              СОГЛАСОВАНО                                                          Рассмотрено                                                       УТВЕРЖДАЮ

           Зам. директора по ВР                                        на педагогическом совете                                               Директор школы

       ______Антоненкова Т. В.                             Протокол №1 от 30.08.19г.                                    ______ Егоренкова М.М.

        «02» сентября  2019г.                                                                                                                         «02»  сентября  2019г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружок «Заниматика»

для 3 класса А

на 2019-2020 учебный год

Направление: общеинтеллектуальное

 

Учитель  Якубовская Т. Н.

  1. Пояснительная записка

        Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО,  утвержденного приказом Министерства  образования и науки РФ  от 6 октября 2009 года № 373 и предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника.  Программа курса внеурочной деятельности «Заниматика» позволяет познакомиться со многими интересными вопросами математики, расширяющими и углубляющими  знания, способствует возникновению личных мотивов учения. Программа реализуется в форме кружка. В основе данной программы  - программа «Занимательная математика» О.А. Холодовой, лауреата конкурса «Гранд Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

Этот курс предполагает использование ИКТ. Работа с ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, привлечению разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Актуальность кружка определена рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и занятость ученика во внеурочное время.

Главными достижениями работы математического кружка будут являться: развитие личности ученика, его творческого потенциала; развитие интеллекта, исследовательского начала; развитие  познавательных  действий  и  операций,  начиная  с  действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, умений классифицировать посредством  осмысления  и  сознательности  и заканчивая оперированием логического и творческого мышления; развитие умения применять знания на практике, перенос своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Цель: развитие математических способностей младших школьников.

Задачи:

-развитие познавательного интереса к учебному предмету «Математика»

-развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, находить простейшие закономерности, строить и проверять

 простейшие гипотезы;

-развитие  умения обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение возникающей проблемы;

-развитие умения работать с компьютером.

  1. Общая характеристика курса.

      Кружок входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Кружок «Заниматика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями, используется работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. соревнования между командами.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации математической газеты, в создании математического уголка в классе, в участии в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и учителя открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Ценностными ориентирами содержания данного являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  1. Место в учебном плане.

Условия реализации.

Программа рассчитана на один год обучения  (34ч)

Режим работы:  1 час в неделю.

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения  курса являются:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической

 деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные  результы:

-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры;

-действовать в соответствии с заданными правилами;

-включаться в групповую работу;

-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

-использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

 оценки их количественных и пространственных отношений;

-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,

измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и

выполнения алгоритмов;

-умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с

таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

-приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по

заданной теме, выполнять простейшую презентацию).

  1. Содержание программы.

Содержание программы представлено пятью разделами: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, работа с КП.  

  Краткое описание содержания разделов второго года обучения.

1. Арифметический .

 Числа от 1 до 100. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание чисел, проверка.

Порядок выполнения действий в числовом выражении. Смысл действий, задачи, раскрывающие смысл  умножения и деления. Составные задачи.  

2. Алгебраический.

Сочетательное и переместительное свойства сложения и  умножения.  Запись с помощью букв. Уравнения.

3. Геометрический .

Единицы длины (см, дм, мм, м). Преобразование единиц.  Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)

Периметр прямоугольника.

4. Логический.

Нестандартные и занимательные задачи. Задачи в стихах. Решение и составление ребусов, кроссвордов.

5. Работа с компьютером и информацией.

 Использование программ-тренажеров с целью формирования вычислительных навыков в пределах 100, графических возможностей компьютера

для построения геометрических фигур, возможностей компьютера для выполнения презентаций.

Формы организации и виды деятельности организуются с учетом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов

и приемов работы, практических занятий с использованием занимательного материала, работы на КП. Обучающиеся  вовлекаются в

исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, принимать нестандартные решения проблем, учатся

создавать презентации.

  1. Тематическое планирование на 2019-2020г.

Раздел

Тема занятия

Дата проведения

Аргументация изменений

по плану

фактически

1 четверть (9ч)

1.

Арифметический

Город заколдованных чисел.

04.09

2.

Заколдованный переулок. Орешки для ума.

11.09

3.

Цифровой проезд.

18.09

4.

Логический

Исследуй, проектируй, твори.

25.09

5.

Работа с информацией.

Координатная площадь.

02.10

6.

Алгебраический

Испытания в городе Загадочных действий.

09.10

7.

Логический

Задачи маконгуру.

16.10

8.

Арифметический

Числовая улица.

23.10

9.

Логический

Решай, смекай, учись. Составные задачи разных типов.

30.10

2 четверть (7ч)

10.

Арифметический

Вычислительный проезд.

13.11

11.

Геометрический

Улица волшебного квадрата.

20.11

12.

Испытание в городе Геометрических превращений.

27.11

13.

Работа с компьютером

Компьютерный городок.

04.12

14.

Жители компьютерного городка.

11.12

15.

Геометрический

Зеркальный переулок.

18.12

16.

Логический

Индейская азбука в кодовой таблице. Задачи-смекалки.

25.12

3 четверть (10ч)

17.

Арифметический

Порядковый проспект.

15.01

18.

Логический

Приключение в городе закономерностей.

22.01

19.

Логический

Улица Воображаемая.

29.01

20.

Геометрический

Конструкторский проезд.

05.02

21.

Логический

Улица высказываний.

12.02

22.

Логический

Логические задачи. Олимпиадные задания.

19.02

23.

Арифметический

Загадки веселого карандаша.

26.02

24.

Работа с компьютером

В городе презентаций.

04.03

25.

В городе презентаций.

11.03

26.

В городе презентаций.

18.03

4 четверть (8ч)

27.

Геометрический

Фигурный проспект. Конструирование многоугольников из деталей танграма.

01.04

28.

Работа с компьютером

Художественная улица.

08.04

29.

В доме компьютерного карандаша.

15.04

30.

Исследуй, проектируй, твори.

22.04

31.

Арифметический

Решение задач международного математического конкурса-игры «Кенгуру»

29.04

32.

Решение задач международного математического конкурса-игры «Кенгуру»

06.05

      33.

Решение задач международного математического конкурса-игры «Кенгуру»

13.05

34.

Арифметический

Конкурс- игра «Знатоки математики»

20.05; 27.05

7.  Материально-техническое обеспечение программы.

    1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

    2. Программа  О.А. Холодовой «Занимательная математика»

    3. Рабочая программа по предмету.

    4. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

    5. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

    6. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

    7. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для

        учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

    8. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»:

       ООО«Издательство АСТ», 2001.

   9. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.

   10. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

   -повышение интереса к изучению математики;

   -развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, находить простейшие закономерности, строить и проверять

    простейшие гипотезы;

   -развитие  умений обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение возникающей проблемы;

   -приобретение навыков работы с компьютером;

   -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

   -приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

   -формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...