Тема: «Первичная социализация ребенка с РАС»
материал

Бакина Полина Геннадьевна

На протяжении всего подготовительного периода я выступала в роли тьютора. За это время произошло привыкание ребёнка к учителю, к обстановке класса.В то же время я наблюдала за поведением, работой ребенка во время занятий и на переменах, училась правильно общаться с ним. Таким образом, шло эмоциональное привыкание учителя и тьютора, и будущего ученика, и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervichnaya_sotsializatsiya_rebenka_s_ras.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Первичная социализация ребенка с РАС»

Тьютор: Бакина П.Г.

РАС - это особая форма психического развития, которая включает эмоциональные, когнитивные, личностные и коммуникативные нарушения. Дети с РАС испытывают ряд трудностей при взаимодействии с окружающими, не могут развивать и поддерживать отношения при непосредственном общении как со взрослыми, так и с детьми. В сфере социального взаимодействия они обычно безразличны по отношению к окружающим их людям, в том числе и родителям. Их социальные контакты специфичны: дети не обращают внимания на реакции собеседника, не способны использовать невербальные средства коммуникации. Речевая форма взаимодействия также необычна: произвольная речь затруднена, чаще применяются речевые стереотипы; не всегда происходит понимание обращенной речи.

Психологи отмечают, что перед формированием 1-го класса желательно (в рамках группы подготовки к школе) посещение детьми занятий для выявления динамики развития ребенка: в установлении контактов (эмоциональных, зрительных, тактильных, вербальных); психических процессов (речевой активности, работоспособности, произвольного и непроизвольного внимания и т.д.).

Моё знакомство с ребёнком проходило именно в группе предшкольной подготовки. Предварительно состоялась беседа с мамой, в которой мы обговорили условия посещения занятий. На протяжении всего подготовительного периода я выступала в роли тьютора. За это время произошло привыкание ребёнка к учителю, к обстановке класса.В то же время я наблюдала за поведением, работой ребенка во время занятий и на переменах, училась правильно общаться с ним. Таким образом, шло эмоциональное привыкание учителя и тьютора, и будущего ученика, и родителей.

Наиболее важным родители считают обеспечение в школьной среде процесса социализации ребенка и, соответственно, формирование у него коммуникативных навыков. В этом случае ребенку предлагается обучение в классе, для обеспечения в первую очередь процесса коммуникации, и во вторую очередь - для освоения программы.

По завершении подготовительного периода  можно было оценить не только возможности самого ребенка, но и мои возможности, с точки зрения обеспечения поддержки процесса обучения и взаимодействия с педагогом. В беседе с мамой, после консультации с психоневрологом,  было решено предоставить ребёнку возможность обучения в первом классе ГКОУ «чкаловской школе-интернат» по программе 8.3 на классной форме обучения.

Ребёнок посещает все праздники, проводимые в классе ; участвует в экскурсиях и других видах  досуговой деятельности. Дети пытались вступать в общение.

При обучении чтению, изучив часть букв и слогов, никак не удавалось перейти к чтению словами. Смысл прочитанного слова не воспринимался ребёнком. Видя безуспешность данной работы, стала искать другие пути. Пришла к методике «глобального чтения». Делала карточки со словами, стали начинать урок с работы по этим карточкам.

 По математике очень помогали кубики с цифрами, палочки. Вся работа строилась на предметах.

Очень трудно было перестроить своё восприятие рефлексии занятия, вернее её отсутствия. Увидеть, что понял и принял ребёнок непосредственно после занятия, было сложно. Результат можно было почувствовать только на последующих занятиях. Отсутствие эмоциональной рефлексии поначалу просто обескураживало. Приходилось повторять всё не один раз, перестраивать систему подачи учебного материала. Существует объективная потребность в не традиционных, а специальных способах педагогического воздействия. 

Программа обучения для детей с РАС соответствует программе школы. В задачу педагога и тьютора входит формирование знаний у ученика. Важно, чтобы на небольшом количестве материала ребенок через свой активный опыт усвоил и перевел на произвольный уровень изучаемый им материал. Для детей с РАС всегда требуется значительно больше времени для усвоения ими любой деятельности, поэтому при формировании коррекционных, учебных программ необходимо предусмотреть периодическое возвращение к некоторым из уже пройденных тем, чтобы была возможность видеть, насколько прочно усвоены детьми эти знания.

Для более эффективного усвоения знаний и навыков следует включать в процесс обучения полимодальные формы ознакомления с материалом. Полимодальное представление учебного материала опирается на модели взаимодействия обучаемого с учебной средой посредством органов восприятия  и передачи информации, а также на анализе способов внешнего- информации и внутреннего отражения, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Воспринимаемая информация осознается  и перерабатывается в процессе продуктивного мышления, либо подсознательно запоминается,  либо утрачивается. Установлено, что предпочтения по способу восприятия и способу обработки информации у человека совпадают.

 Необходимо максимально использовать все пути опосредования материала. Тьютор должен придерживаться предусмотренных программ, но время, отведенное на усвоение каждой темы, может быть различным.

Необходимость повышенного переключения с одной учебной деятельности на другую только усложняет процесс перехода, повышая нагрузку на произвольное внимание, вызывая у ребенка внутреннее напряжение, и соответственно, более быструю истощаемость.

Поэтому в математике при решении примеров на сложение и вычитание предлагаем сначала выполнить все примеры на сложение, а потом перейти к примерам на вычитание, не требуя повышенной переключаемости и повышенного произвольного внимания, которое необходимо ребенку при переключении с одного арифметического действия на другое. Опираясь на эти рекомендации корректирую задания для самостоятельных и контрольных работ не снижая трудность материала, но структурируя его с учётом особенностей восприятия.

Таким образом, исходя из своего  опыта работы с ребёнком с РАС, важно:

  • принятие учителем ученика как любых других детей в классе;
  • не ребенок приспосабливается к учителю, а педагог приспосабливается к ребенку;
  • создание благоприятной психологической атмосферы;
  • включение в одинаковые виды деятельности, но постановка разных задач;
  • работа в тесном сотрудничестве с родителями;
  • постоянный поиск наиболее эффективных путей развития ребёнка;

Список литературы:

1.                  Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. Собр. соч.: в 6-ти т. Т.5. - М.: Педагогика, 1983.

2.                  Каган В.Е. Аутизм. Детская патопсихология. Хрестоматия. - М: «Когито-Центр», 2001.

3.                  Лебединская. К.С. Ранний детский аутизм. Детский аутизм. Хрестоматия - СПб: «Дидактика Плюс», 2001.

4.                  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.. Аутичный ребенок (пути помощи). - М: «Теревинф», 1997.

5.                  Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: ИСПиП.

6.                  Цыганок А.А. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. – М.: Теревинф, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие № 1 для ребенка с РАС. Социализация ребенка с РАС через занакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме.

Логопедическое занятие для ребенка РАС (не говорящий) с учетом специфики развития данной категории детей, направленное на социализацию воспитанников и привитие коммуникативных навыков....

Успешная адаптация и социализация ребенка

В статье раскрываются особенности воздействия театрально-игровой деятельности на эмоциональное раскрепощение первоклассников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Пре...

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

В статье говорится о роли учителя и семьи в развитии ребенка в современном обществе....

Влияние декоративно - прикладного творчества на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Данные методические рекомендации рассматривают декоративно – прикладное творчество как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. ...

Семья как фактор гендерной социализации ребенка

Актуальность гендерного воспитания заключается в том, что процесс формирования гендерных ролей являются для мл. школьников фактором влияния на процесс школьной адаптации....

Социализация ребенка в семье

Методическая разработка родительского собрания...