Успешная адаптация и социализация ребенка
статья (1 класс) на тему

Синягина Жанна Николаевна

В статье раскрываются особенности воздействия театрально-игровой деятельности на эмоциональное раскрепощение первоклассников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Представлены методы и приемы в деятельности педагога, способствующие созданию условий для успешного развития и социализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sinyagina_zh.n.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНЫЙ МОСТ РАДОСТИ

Синягина Жанна Николаевна,

МАОУ Первомайская СОШ № 2  

учитель начальных классов

     Аннотация: В статье раскрываются особенности воздействия театрально-игровой деятельности на эмоциональное раскрепощение первоклассников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Представлены методы и приемы в деятельности педагога, способствующие созданию условий для успешного развития и социализации ребенка.

 Ключевые слова: эмоциональное раскрепощение, художественное слово, выразительное чтение, театрально-игровая деятельность, успешная социализация.

… Проникнуть в глубину души.

                                                                                                    Найти то слово,

От какого глаза ребенка заблестят,

И будет он на все готовым-

Мечтать, учиться и дерзать!

Поступление в школу - в жизни каждого ребенка переломный момент. Кардинальным образом начало школьного обучения меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность, погруженность в игру, беспечность,  сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок каждый день должен ходить в учебное заведение, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм первоклассника выдает такие изменения в его характере и поведении, какие до этого времени ему были несвойственны. Активность периода школьной адаптации вызывает интенсивность психофизических процессов. Школьная адаптация, как правило, занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти. Но есть дети, которым требуется большее количество времени для привыкания и адаптации.

Для успешного развития и социализации личности ребенка деятельность педагога, прежде всего, должна быть направлена на обеспечение своевременной смены деятельности на уроке и работа с наглядностью. Недопустимы задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете и монотонных однообразных движений. Помогая учащимся правильно организовывать свою деятельность, учитель должен использовать активно-положительный стиль общения и каждому ребенку важно предоставить свое личное пространство. А именно, внимательно, глядя в глаза и осторожно придерживая малыша за кончики пальчиков, выслушивать и всегда стараться быть в курсе их радостей и печалей, переживаний и приятных волнений. Такое невербальное общение успокаивает ребенка. Понимая, что учитель относится к нему хорошо, первоклассник начинает доверять и это уже небольшой шаг навстречу  реальному успеху обоих участников учебного и воспитательного процесса.

Во время обязательных физкультурных пауз на уроках и во время перемены необходимо использовать индивидуальные стеклянные камешки для релаксации,  а также коррекции зрения. Дети, перекладывая их из одной коробки в другую или выкладывая узор, путем нажима, разминают пальчики, тем самым развивают мелкую моторику рук, одновременно успокаивая свою возбужденную нервную систему.

Об   исцеляющем свойстве колокольного звона многие слышали, а звонари, по исследованию исторических источников, отличались завидным здоровьем и никогда не болели простудными заболеваниями. Именно поэтому   с системной периодичностью на уроках дети слушают звон различных по звучанию и составу маленьких  колокольчиков, определяя на слух, из какого материала он изготовлен. Впоследствии, за каждым гласным звуком закрепляется «свой колокольчик». Дети по звуку колокольчика определяют гласный звук и произносят необходимую комбинацию. Такие упражнения используются и  как буквенный диктант из гласных звуков.  Кроме использования звона колокольчика, дети, выполняя определенный вид занятия, слушают музыкальные произведения, ведь с помощью  музыки  можно усилить радость, утолить печаль и успокоить гнев. На уроках литературного чтения – во время выразительного чтения стихотворения, как учителем, так и учащимися; при выполнении синквейна, пересказа текста. На уроках изобразительного искусства, во время рисования. На уроке физической культуры, при выполнении зарядки, ритмических упражнений, игр. На уроках окружающего мира во время моделирования, изучения явлений природы и  экскурсий. На уроках технологии – во время практической работы. Каждый первоклассник обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием слуха и зрения. Но столы в классной комнате каждые две недели желательно располагаются так, чтобы можно было: организовать фронтальную работу с классом, работу в парах,  четверках, групповую, «студенты на лекции». Таким образом, каждый ученик получает возможность:  познакомиться ближе с ребятами, побыть лидером, стать как  активным, так  и пассивным слушателем. Дети, занимающие низкое статусное положение в группе боле успешных сверстников, включаясь в общественнозначимую деятельность, повышают свой авторитет и самооценку. У детей, которые с определенной периодичностью находятся в разных точках  классной  комнаты, формируются пространственные представления, и они с легкостью ориентируются, находясь в любой точке класса.

 На уроках обучения грамоте знакомство с новыми буквами происходит необычно. Они изготовлены из специальных надувных шариков в полный рост ребенка. На уроке и переменах дети прикасаются к буквам, играют,  фотографируются с ними, с закрытыми глазами угадывают. Такое активное общение и близкий контакт положительно влияет на процесс обучения и воспитывает любознательного читателя.

На каждой парте перед глазами ученика прикреплена таблица гласных букв и ряд чисел от 1 до 10.  Во время урока обучения грамоте, включается песенка презентация «Поем гласные буквы». Дети внимательно смотрят и показывают на ту букву, которая поется в данный момент (буквы расположены в определенном порядке). После того, как ребята достаточно хорошо заучивают их, порядок расположения букв меняется. С рядом чисел проводится подобная работа на уроках математики. В результате таких игровых обучающих моментов, все обучающиеся достаточно быстро запоминают порядковый счет, расположение в нем цифр, предыдущее и последующее число и т.д. Еще не изучив алфавит, все дети с легкостью запоминают порядок букв в алфавите, так как поют песенку про «Азбуку» и знают все гласные буквы, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение чтению.

Очень важно и актуально включать ролевые игры в учебный процесс, так как они развивают самооценку,    самоконтроль и позволяют ребенку безболезненно и без боязни раскрыть себя как личность, показать самостоятельность. Но каждая игра должна обязательно иметь определенные правила, которые нарушать нельзя и  учебную задачу, которую дети должны решить. При этом  ребята рассуждают, обсуждают, спорят, ошибаются и, в конце концов, находят правильное решение. Такие игры формируют воображение,  поведение произвольное, развивают творчество обучающихся. Становясь участником игры, ребенок даже с низким уровнем учебной деятельности способен концентрироваться и  быстро включается в процесс, а затем испытывает огромное удовольствие от собственных побед-решенных умственных задач. Игра, не как развлекательный процесс в этом случае выступает, а как занимательный, которой занимает  ребенка в целом, делает его активным слушателем и реальным исполнителем-участником конкретных действий.

Заставить заинтересоваться, пригласить ребенка к новой системе отношений учебного сотрудничества, самоутверждения и  взаимопонимания помогают уроки-театрализации-сказки. На таких уроках чаще всего закрепляется изученный материал. Представьте себе, звенит звонок на урок, открывается дверь и вместо учителя входит настоящая Баба Яга. Детям предстоит выполнить много заданий и  упражнений, чтобы спасти, вернуть классного руководителя, ставшего для них уже таким родным и близким. Они становятся реальными участниками волшебных событий, во время которых исчезает страх перед трудной задачей и неразрешимым заданием. Их привлекает возможность преодолеть трудность, самостоятельно найти правильное решение, развивается любознательность и как следствие растет познавательный интерес.

Для формирования самооценки ребенка, вначале учебного года учитель вырезает из картона символическое дерево-яблоньку и, обсуждая с детьми проблемы экологии,  предлагает посадить яблоневый сад. У каждого ребенка появляется такое деревце и на протяжении определенного времени: на уроке, перемене, внеурочной деятельности для ребенка возникает новое понятие – рефлексия. Первоклассники  оценивают свое эмоциональное состояние, или даже просто – эмоции; свою деятельность и её результаты, получая яблочки и наклеивая их на яблоньку. В итоге, на доске появляется красивый яблоневый сад, радующий глаз и сердце всех: обучающихся, учителя, родителей. Можно использовать любой предмет и обыгрывать любую ситуацию, например наряд для  ёлочки к празднику. Каждый ребенок стремится украсить её яркими шарами, новогодними игрушками, мишурой,  гирляндами огней. Учитель, контролируя этот процесс, помогает каждому ребенку,  тем самым делая еще один шаг к успешной адаптации, используя рефлексию.

Еще одна деятельность педагога, направленная на создание условий для успешного развития и социализации, это правильно построенная и продуманная внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО.

Общеинтеллектуальное направление реализуется на занятиях «Умники и умницы», целью которых является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.  Обучающиеся с удовольствием занимаются в рабочих тетрадях на печатной основе, развивая память, логику, внимание, мышление.

Спортивно – оздоровительное  направление, это еженедельные увлекательные занятия по программе «Разговор о правильном питании». Они обогащают детей знаниями о пользе витаминов и здоровой пищи.  Обучающиеся совместно с родителями  готовят из полезных продуктов вкусные блюда, угощая всех присутствующих на итоговом по прошедшей теме мероприятии  гостей.  

На занятиях «Азбука вежливости», мы решаем задачи общекультурного направления. Учащиеся  познают правила культурного поведения и общения, знакомятся с «вежливыми словами», при помощи ролевых игр через себя пропускают проблемные ситуации и предлагают способы их разрешения.

Кружок «Художественное слово», в котором используются элементы театральной педагогики и психологии, это социальное и духовно-нравственное направление. Для формирования навыков выразительного чтения  проводятся игры и упражнения на развития дыхания речевого, артикуляции правильной, дикции четкой, логики речи. Дети учатся: сочинять рассказы и сказки; подбирать рифмы; произносить скороговорки; используя средства выразительности речи, читать стихи; пользоваться интонациями; пополняют словарный запас.

Во время комплексных ритмических, музыкальных, пластических игр и упражнений, обеспечивающих развитие психомоторных способностей, свободы и выразительности телодвижения, мальчишки и девчонки обретают ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Учащиеся, которые овладевают навыками чтения выразительного – люди творческие, умеющие мыслить и чувствовать, понимать. Такие ребятки  легко справляются и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.

Мои первоклассники только начали свой путь к знаниям, а уже выступили на празднике День города, перед огромным количеством жителей Первомайска. Участвовали в общешкольном концерте, посвященном Дню учителя. Заняли призовые места в Фестивале юных талантов в номинации «Художественное чтение». Подготовили очень трогательное видео-поздравление ко Дню матери, которое мы разместили  на сайте Одноклассники в нашей группе «1-Г класс МАОУ ПСОШ № 2», образовательном сайте Дневник .ру и на YouTube.

Месяц

    Кол-во слов/мин.

Выс./Сред./  Низ./

Осознанность

Выс./  Сред./   Низ./  

Правильность

Выс./  Сред./  Низ./    

Выразительность

Выс./ Сред./   Низ./    

Сентябрь

14%

28%

58%

5%

26%

67%

5%

33%

62%

0%

14%

86%

Декабрь

48%

43%

9%

52%

24%

24%

28%

52%

20%

20%

28%

52%

В сентябре и декабре проводилась плановая проверка техники чтения в 1 «Г» классе - входная и за полугодие. Результаты можно сравнить в представленной таблице. На начало года читающими   по слогам оказалось  3-е обучающихся. 6 человек знали буквы, читали открытые слоги и одно-двусложные слова. Из 12 оставшихся детей 2 не назвали ни одной буквы, 10 – могли назвать некоторые буквы алфавита.

На конец декабря 10 человек показали высокий уровень техники чтения, 9 –средний и только 2 человека низкий (они прочитали 10 слов в минуту). Эти данные говорят о том, что читать научились все первоклассники.

Проверялась и осознанность чтения. На начало года смогли ответить на вопрос после чтения текста 7 учащихся, а в декабре таких ребят было уже 16 человек.

В сентябре без ошибок или допустили 1-2 при чтении – 8 обучающихся, а в декабре их  количество увеличилось до 17 человек.

В первом классе одной из главных целей является обучение чтению.  И выразительность, пожалуй, одна из наиболее трудных задач, которая была поставлена перед детьми. Вначале года ни один из обучающихся не смог прочитать текст выразительно, используя интонацию, логическое и фразовое ударение, правильный темп, ритм и другие средства выразительности речи. В декабре уже 4 человека читали выразительно.

Подводя итог, смело можно сказать, что большинство первоклассников овладели процессом сознательного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов с постепенным переходом на чтение целыми словами и  предложениями.

        Для успешной адаптации ребенка в школе, деятельность  учителя должна быть   как   радуга, каждый   цвет которой играет очень важную роль.  Красный, воспитывает лидера, который может проявлять упорство и настойчивость для достижения своих целей, преодолеть страх и препятствия. Оранжевый, развивает творческое начало, активность, и открытость. Желтый, Это цвет гостеприимства. Он стимулирует интеллектуальные способности и жизнерадостность. Зеленый, честность, верность, уравновешенность. Он успокаивает, помогает рассеять отрицательные эмоции. Голубой, цвет легкости, общения,  чистый поток сознания, а также беззаветная любовь к миру, к человеку, сострадание.  Синий, выносливость, терпение, сдержанность, но одновременно это мягкость и ясность разума. Фиолетовый, гармонизирует эмоциональность и духовность личности.

     Глядя на блестящую яркую радугу, хочется верить в чудеса,  в волшебство и мир на всей Земле.  Знаю,  что все мои ученики вырастут добрыми и умными, талантливыми и успешными, счастливыми и творческими людьми.

     Немало важно и то, что с нами всегда рядом родители, мамы и папы моих ребят, а также их бабушки и дедушки. Они с удовольствием участвуют во всех наших мероприятиях,  поездках, экскурсиях. Это мой главный и надежный фундамент, моя поддержка и опора. Мы понимаем,  доверяем друг другу  и живем под разноцветным волшебным мостиком.

   Учителю просто необходимо быть честным, искренним и справедливым.  Относиться ко всем с уважением и любовью, а главное – нести радость.

Список использованной литературы:

  1. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. – С. 95.
  2. Безруких М.М. Ступеньки  к   школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
  3. Волков Б.С. Готовим ребенка  к   школе. СПб: Питер, 2008.
  4. В.Ф.Одегова Методическое пособие для учителя Эффективные приемы формирования читательской компетентности младших школьников.
  5. Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
  6. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970.
  7. Доценко Е. В.  Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
  8. Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
  9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/sinyagina-zhanna-nikolaevna-сайт учителя начальных классов Синягина Ж.Н.
  11. Учитель и родитель. Психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства. Методическое пособие для педагогов. Бондарева И,И. Рунова Т.А. Нижний Новгород, 2016
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  13. Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успешная адаптация детей раннего возраста как фактор физического и психического здоровья"

Статья, рассказывающая о решении такой важной задачи, как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада......

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Условия успешной адаптации первоклассника к школе

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Составляющие успешной адаптации первоклассника

Составляющие успешной адаптации первоклассника.Сегодня мы поговорим с Вами на очень актуальную тему «Адаптация учащихся 1 классов к обучению в школе». Учебная программа 1 класса  уже пройдена. Ва...

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие  адаптации в современных  исследованияхАдаптация и дезадаптация ребенка к школеИгра как средства обученияКомпьютерные игры в игровой деятельности младших  школьниковОбщая характ...