Школа развития речи
рабочая программа (3 класс)

Кузнецова Елена Николаевна

Рабочая программа для 3, 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_rechi_34_kl.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Вязьмы Смоленской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 3 В класса

на 2020/2021 учебный год

Учитель Кузнецова Е.Н.

                             

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области, протокол  № 1 от 27.08.2020

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области, протокол  № 1 от 27.08.2020

Утверждено

приказом директора

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области

№ 126/01.09 от 31.08.2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой НОО МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, уставом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебным планом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области.

Возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий   организуется проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:

 e-mail, дистанционные конкурсы, олимпиады;

 дистанционное самообучение и обучение в Интернете;

 видеоконференции;

 оп-line тестирование;

  Интернет-уроки;

 сервисы АИС «Образование», ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение», ozschool.vzm.su и др.;

  обучение с дистанционной поддержкой: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Она расширяет и углубляет знания обучающихся о русском языке, повышает интерес к изучению родного языка, способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.  

Цель программы: развитие связной речи у младших школьников.

Задачи программы:

формирование у обучающихся знаний об языке как основном средстве человеческого общения;  

формирование грамотной и правильной речи обучающихся;  

развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся;  

формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, нахождение информации на заданную тему);

развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий.

Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» основывается на следующих принципах: системно-деятельностный принцип, принцип вариативности, принцип практической направленности (связь теории с практикой), принцип непрерывности, принцип занимательности, принцип психологической комфортности, принцип творчества.

Программа рассчитана на два года обучения: 3 класс (34 часа в год) и 4 класс (34 часа в год). Всего 68 часов.

Занятия проводятся с использованием игровых методов и приемов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: пословицы и поговорки, дидактические игры, ребусы, кроссворды, сказки, загадки.   Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; готовят проекты, праздники, театрализованные представления, создают презентации и др.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:  

формирование осознания -  язык - основное средство человеческого общения;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;

развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

 Метапредметные результаты:  

формирование умения использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

 развитие способности ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

 формирование стремления к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

 Предметные результаты:  

  формирование начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

 формирование умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);

формирование умения проверять написанное; способности контролировать свои действия.

Содержание программы

 Содержание программы кружка представлено четырьмя разделами: введение, 1 раздел – «Речь и ее значение в жизни», 2 раздел – «Текст», 3 раздел – «Культура общения», 4 раздел – «Практическая и игровая деятельность» (по всем темам разделов).  

Первый год обучения

3 класс (34 часа в год)

Введение (1 час)

 Культура - культурный человек-культура речевого поведения.

Практическая и игровая деятельность:

Работа с рубрикой: «Это интересно».  «Сокровища родного языка».

  1. Речь и ее значение в жизни (6 часов)

Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; организовывать работу. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость. темп.

Скороговорки. Мимика и жесты в устной речи. Считалки. Устный рассказ.

Речь нужна, чтобы передавать знания. Разговорная речь. Учебная (научная речь).  

Практическая и игровая деятельность:

Искусство красноречия. Работаем по рисункам. «Случаи из жизни».

 Работаем с пословицами.

«Почему мы так говорим?»

Практическая работа «Строим диалог».

Игротека «Мы говорим правильно».

2. Текст (14 часов)

Текст (речевое произведение, высказывание). Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов.  Толковый словарь.

Составление сказки по опорным словам.

Текст как тематическое единство. Основная мысль текста. Основной тон высказывания. Вычленение опорных слов в учебном тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста.  Тематический словарь.

Понятие об изложении. План текста. Правила изложения. Пишем изложение.

Типы текстов. Рассуждение. Понятие о рассуждении- объяснении.

Понятие об описании.  Описание в учебной и разговорной речи.

Сравнение. Сравнительное описание (внешне похожих предметов).

Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция невыдуманного рассказа.

Практическая и игровая деятельность:

Проект «Что значит писать и говорить на тему?»

Практическая работа со словарем. Наш помощник - толковый словарь.

Проба пера. Составление сказки по опорным словам. «Учимся писать изложение».

Посещение школьного музея.  

В стране Сочинителей. «Преданья старины далекой», «Невыдуманный рассказ».

Практическая работа. «Сочинение – описание, рассуждение, повествование. Учимся их создавать».

Презентация альбома. «Какие бывают тексты?»

3.  Культура общения (13 часов)

Выражение приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника.

Выражение просьбы. Знакомство. Тон вежливой речи.

Практическая и игровая деятельность:

Игровые ситуации «Вежливое поведение».

Работа с рубрикой: «Это интересно».  «Как самому придумать язык», «Правила вежливости у разных народов».

В стране Сочинителей. «Язык - зеркало нашей души…»

Экскурсия в прошлое (заочная).  «Русский народ – носитель языка».

Конкурс высказываний известных людей о русском языке. «В мире мудрых мыслей».

«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».

Праздник творчества и игры.  «Родной язык! Он с детства мне знаком».

Второй год обучения

 4 класс (34 часа в год)    

Введение (1 час)

 Культура - культурный человек-культура речевого поведения.

Практическая и игровая деятельность:

 Конкурс-игра «Русские пословицы и поговорки от А до Я».

1. Речь и ее значение в жизни (7 часов)

Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей. Художественная речь, ее особенности и значение.

Устная речь и озвученная письменная речь.  

Влияние речи на поступки людей. Речь газет, журналов, радио, телевидения, средств Интернета.

Афиша. Школьная реклама.

Практическая и игровая деятельность

Искусство красноречия. Учимся говорить легко и свободно,«Смысловые центры».

Игра «Выделяй голосом».

Искусство красноречия. Это интересно.  «Искусство разговора с детьми».

Проба пера. «Ты репортер», «Школьная реклама».

2. Текст (19 часов)

 Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.

Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения (аннотация). Схема и план текста.

 Рассуждение - доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Несколько доказательств в рассуждении.  Рассуждение в разных стилях речи.

Художественное описание. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.

Биография и автобиография.

Письмо знакомому (близкому) человеку.

Личный дневник.

Рассказы на основе услышанного (увиденного).

Практическая и игровая деятельность

Работа с текстом по ПАМЯТКЕ «Как готовиться к устному высказыванию».

Проба пера. «Объединяем и исключаем», Фронтовая биография «Кем был твой прадед?», спортивная биография, творческая биография и т.д.

В стране Сочинителей. Сочинение - рассуждение на тему: «Почему книгу называют другом?»; «Почему книгу надо беречь?» (по выбору), «Учимся писать письма».

Это интересно.  «Похожие хвосты», «Ау! Вы меня слышите?» Общение на расстоянии, «Для чего к письмам приклеивают марки?»

Игротека «Что на что похоже»? «Мы делаем живые смешинки».

Проект: «История моей жизни», «Письмо с фронта».

Исследовательская работа: «Хочу я разведать, что делают дети на свете» (По Д.Родари «Далекое путешествие»).

 Работаем с таблицей «Схема письма, письмо».      

Поисково - исследовательская работа.  

Пишу историю семьи. «Личный дневник моей мамы, бабушки».  

Конкурс на лучший рассказ «Было – не было».

Искусство красноречия. Учимся составлять рассказы на основе услышанного (увиденного).

Практическая работа «Как сделать, чтобы рассказ стал веселее»?

Веселая викторина на самого лучшего рассказчика.

3. Культура общения (7 часов)

Устное и письменное приглашение. Поздравление (устное и письменное).

Обращение к разным людям.

Извинение и отказ (несогласие).

Спор, но не ссора.

Практическая и игровая деятельность

Проба пера. Учимся составлять текст - приглашение на школьный спектакль, на день рождения, на спортивный конкурс и т. д.

  Учимся составлять текст поздравительной открытки или поздравительного письма.

Разыгрывание речевых ситуаций на тему «Худой мир лучше доброй ссоры».

«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».

Презентация страниц альбома «Школа развития речи».

Праздник творчества и игры.  «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Первый год обучения. 3 класс (34 часа в год)

1

Введение

1

2

Речь и ее значение в жизни.

6

3

Текст

14

4

Культура общения

13

5

Практическая и игровая деятельность

(по всем темам разделов)

34

Второй год обучения. 4 класс (34 часа в год)

1

Введение

1

2

Речь и ее значение в жизни.

7

3

Текст.

19

4

Культура общения.

7

5

Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов)

34

ИТОГО:

68 часов

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.

В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...