Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Миленина Юлия Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность  расчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Финансовая грамотность121 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета протокол №1

от 31.08.2020  года

Председатель педсовета

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: тематическая

Наименование: «Основы финансовой грамотности»

Срок реализации программы: 1 год (4 класс)

Возраст обучающихся:  10- 11 лет

Количество часов:        34ч

Учитель (составитель):

           Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и авторской программы Ю.Н.Корлюговой, Е.Е.Гоппе «Финансовая грамотность» для 4 класса, М.:ВАКО, 2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.  

Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи.    При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана  на 1 час в неделю,  составлена на 34 часа  для  учащихся 4 классов.

Цель программы: является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;

Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

 • семейный бюджет.

         Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

       Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в  неделю.  

Результаты освоения  курса «Основы финансовой грамотности»

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

 • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные:

 • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • Понимание цели своих действий;
  • Составление простых планов с помощью учителя;
  • Проявление познавательных и творческой инициативы;
  • Оценка правильности выполнения действий;
  • Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

коммуникативные:

  • Составление текстов в устной и письменной формах;
  • Умение слушать собеседника и вести диалог;
  • Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к  концу года являются:

• понимать и правильное использовать экономические термины;

 • иметь представление о роли денег в семье и обществе;

 • уметь характеризовать виды и функции денег;

• знать источники доходов и направлений расходов семьи;

• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проводить элементарные финансовые расчёты.

Содержание программы

Тема

Количество часов

Содержание

Что такое деньги и какими они бывают?

13ч

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

Из чего складываются доходы в семье

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

13ч

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

Итого

34ч

 

Виды деятельности:

познавательная;

игровая.

Формы организации деятельности:

этические беседы;

мини-исследования;

посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;

игры.


 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают      13 ч.

1

Как появились деньги?

1

 

 

2

История монет

1

 

 

3

Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)

1

 

 

4

Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»

1

 

 

5

Бумажные деньги

1

 

 

6

Безналичные деньги

1

 

 

7

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

1

 

 

8

Исследование «Деньги современности»

1

 

 

9

Представление результатов исследования

1

 

 

10

Валюты

1

 

 

11

Интерактивная викторина «Деньги»

1

 

 

12

Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

1

 

 

13

Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

1

 

 

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье     8 ч.

14

Откуда в семье берутся деньги

1

 

 

15

Как заработать деньги?

1

 

 

16

На что семьи тратят деньги?

1

 

 

17

Вот я вырасту и стану…

1

 

 

18

Профессии будущего и настоящего

1

 

 

19

А чем занимаются банкиры?

1

 

 

20

Как приумножить то, что имеешь?

1

 

 

21

Как правильно планировать семейный бюджет?

1

 

 

Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять

своим кошельком, чтобы он не пустовал    13 ч.

22

Как тратить с умом?

1

 

 

23

Примерный бюджет школьника

1

 

 

24

Семейный бюджет

1

 

 

25

Бюджет Российской Федерации

1

 

 

26

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

1

 

 

27

Если расходы превышают доходы, образуются долги

1

 

 

28

Игра «Древо решений»

1

 

 

29

Товары и услуги

1

 

 

30

Странное слово «Монополисты»

1

 

 

31

Игра «Монополия»

1

 

 

32

Творческий проект «Мое предприятие»

1

 

 

33

Защита проекта «Мое предприятие»

1

 

 

34

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

1

 

 

Итого

34

 

Формы оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

• проект.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра
  • образно-ролевые игры
  • исследовательская деятельность
  • урок-практикум
  • дискуссия, обсуждение

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений  руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:

в работу вовлечены все участники;

-используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

-обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

1

Программа по финансовой грамотности  

Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

1

2

«Финансовая грамотность»  Материалы для учащихся. 2-3, 4  класс. В 2-х частях. С.Н. Федин  Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

3

«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

1

4

«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

5

«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

2. Печатные пособия

  -словари; энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.

3. Технические средства обучения

1

- компьютер, проектор,

- CD диски.

4. Интернет-источники

1

- Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru

- Уроки тётушки Совы-  https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA

 

Список использованной литературы

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.

Федин, C. Н. Финансовая грамотность. [Текст] : материалы для учащихся.

2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях / С. Н. Федин. – М. : ВИТАПРЕСС, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс

Программа по финансовой грамотности  повышает уровень развития  способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые  не входят...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 1 класс...