Статья «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»
статья

Это статья-рассуждение. В ней сопоставляются мнения психолога Петрановской Л.В. и родителей, педагогов на тему «Мы готовим детей в позавчерашнему миру», затрагиваются вопросы образования, воспитания, рассматриваются «страхи поколения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья-рассуждение54.58 КБ

Предварительный просмотр:

г. Нижний Новгород

МАОУ «Гимназия №53»

Статья «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»

Беленко Лидия Владимировна, учитель начальных классов

 2020 г.

Аннотация: Это статья-рассуждение. В ней сопоставляются мнения психолога Петрановской Л.В. и родителей, педагогов на тему «Мы готовим детей в позавчерашнему миру», затрагиваются вопросы образования, воспитания, рассматриваются «страхи поколения».

 Высказывание «Мы готовим детей к позавчерашнему миру» принадлежит Людмиле Владимировне Петрановской, семейному психологу, педагогу, публицисту, лауреату Премии президента РФ в области образования. Она и будет сегодня незримым нашим оппонентом. Нашим, потому что я провела анкетирование, в котором участвовали 23 чел., принадлежащих к разным возрастным группам (педагоги, родители, выпускники). Пойдем следом за утверждениями Л.В. Петрановской.  Первый тезис – 95% того, чему учат в школе – неактуально. По мнению Людмилы Владимировны, анализируя окружающую действительность, мы определяем, чему детей учить, а учим и воспитываем мы их в сегодняшнем дне и прививаем им взгляды и нормы сегодняшние, порой и даже наших предков, а это нерелевантно сегодняшнему дню (релевантность – это способность информации соответствовать запросам потребителя).  С ней согласились 8,7 % анкетируемых, т.к. считают, что есть предметы, которые можно убрать или модернизировать. Не согласны      91,7 %, потому что считают: что школа дает старт в жизнь, является оплотом реальной жизни, дает фундаментальные знания, знания по русскому языку и математике не могут быть не актуальными, школа формирует навыки работы с информацией. У меня возникает вопрос – как определен % неактуальности, почему 95%? Дают неактуальные знания в школе.   Сразу вопрос – в какой именно школе? «Школы современной России, не говоря уж о всем мире, отличаются друг от друга примерно так, как вишня от арбуза. То есть ягоды и то, и то, а сравнивать не стоит, пересечений маловато. Расслоение среди сегодняшних школ – сильнейшее, и если даже не касаться крайностей, и не сравнивать сельскую восьмилетку с элитной московской гимназией, а просто остаться в поле московского образования, то будет довольно сложно найти две школы с полностью совпадающими программами, несмотря на требования ФГОС» - так рассуждает московский учитель Ирина Вайсерберг. Я присоединяюсь к ее мнению относительно школ. В рамках реализации ФГОС мы формируем у детей метапредметные УНИВЕРСАЛЬНЫЕ учебные действия, которые применимы в любой сфере деятельности и в любое время, а это опровергает суждение Петрановской Л.В.

         Следующее  утверждение  Людмилы Владимировны - есть много возможностей доверстать свое образование  - «мы будем учиться не раз и на всю жизнь, а в течение всей жизни и переучиваться много раз». С ней согласились 87%. Доверстать образование можно через дополнительные курсы, дистанционное образование, интернет-ресурсы, репетиторство,

образовательные центры, факультативы. Не согласны 13%, т.к. считают, что  не у всех есть возможность доверстать; нет нигде системного образования; сплошные авторские методики, ничего не формирующие. Что касается меня, то с одной стороны, я не согласна (в значении доверстать – закончить), т.к. не строится дом без фундамента, то, что не было сформировано до определенного возраста, потом не нагнать. С другой же стороны, доверстать, значит, улучшить, продолжить, углубить – возможно: мои коллеги, в том числе и я, прошли профессиональную переподготовку, обучаясь дистанционно, получили второй диплом нового направления профессиональной деятельности; расширили свое образовательное пространство и учителя французского языка в нашей гимназии, обучаясь в Alliance Francaise  и, сдав международный экзамен DELF, получили сертификат зксперта, что дает им возможность готовить наших гимназистов к международному экзамену по французскому языку, расширяя их образовательную языковую сферу; два педагога гимназии получили второе высшее образование, закончили магистратуру по направлению Менеджмент, обучаясь дистанционно в очно-заочной форме.

     «За 10 лет исчезнет 15 % ныне существующих профессий» утверждает Петрановская Л.В., т.к. слишком велика скорость изменений в мире, не будет обычных, базовых профессий. С ней согласились 65,3 %, 13% - нет, т.к. считают, что 10 лет – слишком короткий срок для исчезновения профессий. У меня же вновь возникает вопрос, как же определен % исчезновения. Вымирание профессий – это нормальное явление, на их место приходят новые. Не согласна с тем, что не будет БАЗОВЫХ профессий. Скорее всего базовые профессии модернизируются, а исчезнут те профессии, которые мало на чем строились.

      «Дети во многом разбираются лучше взрослых». Петрановская Л.В. считает это нормой в современном мире.  43,5 % согласны: у детей развита интуиция, ум подвижный, не боятся осваивать технику, быстрее разбираются в гаджетах и онлайн-пространствах. 17,4 % считают, что дети разбираются лучше только в некоторых вопросах, например, хорошо разбираются в компьютере, быстрее находят информацию. 39,1 % утверждают: у каждого, будь то ребенок или взрослый, своя сфера знаний; дети не могут разбираться во многом лучше взрослых, потому что им не хватает жизненного опыта; они нуждаются в помощи взрослых; в развитии детей велика роль взрослых. Я считаю детей весьма сообразительными, их мышление очень гибкое, дети действуют творчески. Наше, взрослое, видение часто ограничено рамками. Мы действуем нередко шаблонно, нам мешают стереотипы. Приведу примеры:

 -  2 класс, внеклассное чтение, разбираем русские народные сказки, даем совет другу по сказке. Лиза: «Советую прочитать сказку «Снегурочка», т.к. она учит целеустремленности. Бабушка с дедушкой очень хотели ребенка и добились, слепили внучку». Я раньше не обращала на это внимание.

 - На вопрос «Понравилась ли вам сказка «Мальчик с пальчик»?» Таня отвечает: «Эта сказка мне не понравилась, потому что мальчик с пальчик обманщик.» Приходили ли вам в голову такие мысли? Мы привыкли думать,

что в сказке всегда добро побеждает зло, и не задумывались, каким путем.

 - Еще пример из практики работы с детьми. Простой вопрос из теста для зачисления в начальную школу (Гонконг) «Какой номер у парковочного места под машиной?»

smekalka-1

Взрослые пытаются найти закономерность в записи числового ряда, срабатывает шаблонное мышление. Но пока не находят. Дала эту карточку своим внукам 7 лет и 5 лет. Они мне сообщили, что шестерку можно превратить в девятку, а девятку – в шестерку (это нам всем известно), но перевернуть карточку догадываются именно они. Решение найдено. (87)

smekalka-1

Эту карточку даю своим четвероклассникам. Иван думал долго, решения не нашел. София рассуждала таким образом: «Всего шесть чисел, три числа с цифрой 6, из трех других два числа с цифрой 8, значит и третье число с цифрой 8, в первой группе в середине число с нолем, значит и во второй группе в середине ноль. Ответ: 08. Опять закономерность, сработали стереотипы. Лиза дала ответ меньше, чем через минуту. Она тоже перевернула карточку, но рассуждала так: «Папа паркует машину всегда багажником назад на парковке, потому что легче потом выезжать.» Ответ: 87. Молодец!

    «Если мы требуем  от  ребенка  все  делать  качественно,  у него не будет  шанса стать в чем-то  лучшим», утверждает Петрановская Л.В. Вопрос  выбора, что делать качественно, а что тяп-ляп, в современном мире имеет залог успеха, а не равномерное «все как следует». 70% не согласны, т.к. считают, что качество и есть показатель лучшего, качество совершенствует человека, привычка все делать качественно дает шанс стать лучше. Есть и противоположное мнение: нельзя распыляться, надо не стремиться быть лучшим не среди других, а лучше себя. Я считаю, делать качественно, значит совершенствоваться, это путь к успеху, качество связано с личной эффективностью, раскрытием человеческого потенциала. В современном мире мы тоже нуждаемся в качестве, будь то работа педагога, сантехника, маляра, кулинара. Делая любой заказ, нам важно, чтобы он был выполнен быстро, качественно, дешево. Учить качественной работе надо с детства, тогда и качество будет гарантировано.

«Какие качества будут нужны в будущем»

          Петрановская Л.В.: «Специалисты выделяют 4 компетенции, которые  нужны детям в современном мире – четыре «К»: -    коммуникация, кооперация, креативность, критическое мышление». Людмила Владимировна считает, что

  в школе не развивают: коммуникацию - «Рот закрой и сядь»; кооперацию (групповая работа для учителей крамола); креативность (не поощряется); критическое мышление (людьми без критического мышления управлять легче…). Родители и педагоги расширяют этот перечень качеств, они выделяют

еще такие качества: целеустремленность, мобильность, отзывчивость, доброта, умение учиться, ответственность, уверенность, трудолюбие, организованность, творческий подход к делу. Мое мнение: коммуникация, кооперация, креативность, критическое мышление нужны уже давно и реализуются в жизни с незапамятных времен: коммуникации дети учились и учатся  во дворе, и в школе ( в игре, в беседе, на уроке, на перемене…); кооперация (командные соревнования, групповая и коллективная работа на уроке, творческие группы, мероприятия и т.д.); креативность (сделай так, как никто до тебя не делал, по-своему); критическое мышление (анализ текстов, сопоставление мнений, мозговой штурм, дискуссии, письменные творческие работы, синквейны, кластеры, сбор данных, НОУ, проекты и т.д.)

«Самое ценное, что могут дать родители детям…»

      Петрановская Л.В.: фундаментальные жизненные ценности (ценностный бульон); уверенность в себе и доверие к самому себе (вне конкуренции  психологическая стабильность и психологическое здоровье); родительская поддержка (учить отношению к своим ошибкам…);свобода выбора, самостоятельность. Родители, педагоги: любовь – 65 %; воспитание – 35 %; образование – 22 %; помощь и поддержку – 35 %; понимание – 13 %; уверенность в себе – 13 %; забота – 9 %; самостоятельность – 9 %; чувство справедливости – 9 %; здоровый образ жизни – 9%; умение учиться – 4 %; свобода выбора – 4 %; здоровье – 4 %; уважение – 4%; любовь к Родине – 4%; настойчивость – 4%. Я считаю, ценное, что могут дать родители детям – это любовь и опору; помочь встать на ноги; сформировать самостоятельность и целеустремленность; веру в себя; развитие детей, учить внутренней культуре. Надо нам всем обратить внимание на то, что некоторые жизненные ценности утеряны («обесценились»). Вот и надо формировать жизненные ценности у наших детей, развивать их духовно-нравственно. Это необходимо и для реализации ФРОС.

Л.В. Петрановская составила список страхов поколения:

№ 1. Хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию.

№ 2. Нужно копить деньги.

№ 3. Нужно копить знания и во всем разбираться.

№ 4.  Нужно все делать хорошо, качественно.

№ 5. Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха.

№ 6. Вверх по карьерной лестнице.

№ 1. Хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию.

    Петрановская Л.В.: «родителям детей, которые только-только пошли в школу, надо серьезно задуматься, стоит ли выбирать профессию ребенку сильно заранее; что будет через 20 лет, когда эти дети точно вырастут, – представить пока можно с трудом».  78,3 % считают: хорошо иметь надежную и мобильную профессию, это идеальный вариант в жизни, что подтверждено на личном опыте; если тебе интересно

в профессии - зачем менять; жить в профессии - это профессиональный рост. 13 % отмечают: в мире перемен хорошо иметь несколько профессий; с возрастом меняются вкусы и интересы, надо разнообразия и в профессии. 8,7% считают, что должна быть гибкость в выборе профессий. У меня длинный путь в педагогической профессии. Профессию я выбрала более 40 лет назад, для меня это надежная профессия. И выбирала я ее сама, а не родители. Считаю, чем ты дольше в профессии, тем выше твой профессионализм. Надо к выбору профессии подойти со всех сторон, учитывая и интересы, и перемены в обществе, и востребованность.

№ 2. Нужно копить деньги.

    Л.В. Петрановская: стратегия «копи деньги, и будет тебе счастье», не работает; учить бережливости сегодня не релевантно.  Копить деньги или не копить – это решает для себя каждый. Это не связано со временем. Наши бабушки копили и не копили. И сейчас одни копят, а другие нет. Конечно, копить деньги – это умение управлять личными финансами, это способ защитить свое будущее, это инструмент достижения цели. Не каждому, правда, это удается.  А вот бережливости и экономии учить необходимо. Беречь личные вещи, беречь мебель, беречь школьные принадлежности, беречь время – это всегда релевантно. Бережное отношение к чему-то, ко всему – это наше отношение к труду людей, которые создавали эти вещи, зарабатывали деньги, которые бездумно порой тратятся, отношение к самому себе. Со мной согласились73 %.

№ 3. Нужно копить знания и во всем разбираться.

     С деньгами разобрались, а надо ли копить знания? Петрановская Л.В.: «представление о том, что важно накопить знания, не релевантно вообще в

современности; увеличился объем информации, накопить его невозможно; важно ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, структурировать, уметь различать достоверную информацию, человек САМ этому научится  в интернете». 17,4 %   согласны с Людмилой Владимировной, уточняя, что надо копить гибкие навыки, а не количество знаний.  65,1 % считают знания главным богатством человека, чем больше знаний, тем лучше, это важно для тренировки ума, карьерного роста; не накапливая знаний, невозможно во всем разбираться.  Я считаю, что копить знания надо для применения на практике, чтобы самому научиться (как утверждает Петрановская Л.В.), нужно иметь образовательную базу (знания), на которую лягут эти умения. Замечательно отметил А. Зиновьев (русский философ, писатель, социолог, публицист): «Лучше учиться понимать, чем копить знания. Знать надо необходимый минимум, понимать надо максимум много. Знание пассивно. Понимание активно. Знание – то, что добыто другими. Понимание – то, что ты добываешь сам. Знание есть обладание, понимание – созидание».

№ 4. Нужно все делать хорошо, качественно

     Л.В. Петрановская: «Задача в современном мире – уметь ловко и быстро определять, что мы делаем максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем тяп-ляп. Необходимая компетенция в современном мире – ранжировать задачи: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались». 17% считают, что качественно все делать невозможно, 13 % - надо выбирать главное. 45 % призывают все делать качественно и ответственно, в противном случае лучше не делать. Я считаю, что ответственность за качество — это честность человека по отношению к себе; кто делал что-то качественно однажды, будет стремиться к этому всегда и во всём. Важным правилом жизни считал А. Миронов (известный актер) следующее: «Надо стараться все делать хорошо. Плохо – оно само получится».  Хорошее жизненное правило. Но не надо распыляться.

№ 5. Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха

       Л.В.Петрановская: «В современном мире усердность вовсе не равна успеху, а мы продолжаем требовать от них усидчивости и усердности как главных качеств». 87 % не согласились с этим мнением, считая, что стараться надо всегда и в любом деле, старанием можно многого добиться, в том числе и успеха.  Лишь 13% поддерживают Петрановскую: не ясно, для кого стараться и с какой целью; когда нет интереса, не надо и стараться, а лучше и не надо браться. Я считаю, что залог успеха связан с желанием, мотивацией, целью, которые выводят на деятельность, дающую результаты, как положительные, так и отрицательные. Если приложены настойчивость, упорство, старание и усердие, то добьешься положительных результатов, а это дорога к успеху.

№ 6. Вверх по карьерной лестнице

      Л.В. Петрановская: «Карьера в современном мире все меньше носит вертикальный характер; снова появляется горизонтальная карьера».  Я считаю, что в современном мире имеют место и вертикальный, и горизонтальный характер карьеры; горизонтальная карьера существует давно и никуда не пропадала. Вертикальная карьера – рост в должности. Горизонтальная карьера – рост профессионального мастерства. Примером вертикальной карьеры является путь в профессии, например, путь от учителя до начальника Департамента образования, рост в должности). Каждый из нас прошел путем горизонтальной карьеры, рост профессионального мастерства, например, от 2 категории к высшей.

Заключение

Существуют разные мнения о школе. Кто-то считает школу консервативным институтом, кто-то прогрессивным, кто-то ругает, кто-то верит в нее. Чтобы не бояться будущего, стоит оглянуться назад. Школа имеет свои традиции, школа дает фундаментальные знания, основу. Надо идти вперед, вооружившись  этими  основами.   Надо нам  всем  взять  за  правило  слова      

 С. Цвейга «Лучший выход из затруднительных ситуаций – выход в деятельную жизнь». Только помнить, что наша деятельная жизнь не должна расходиться с духовно-нравственными ценностями.

Список использованных источников

  1. https://www.glossary-internet.ru/ 
  2. https://shkolazhizni.ru/money/articles/1809/
  3. https://www.kakprosto.ru/kak-950008-kak-pravilno-kopit-dengi-bazovye-znaniya#ixzz5kzUxZAMZ
  4. https://www.kakprosto.ru/kak-950008-kak-pravilno-kopit-dengi-bazovye-    znaniya#ixzz5kzVK0fC6
  5. https://www.otkazniki.ru/donation/
  6. http://kak-bog.ru/futurolog-kto-eto-takoy-i-chem-zanimaetsya
  7. https://hr-portal.ru/article/gorizontalnyy-i-vertikalnyy-tipy-karery-plyusy-i-

minusy

  1. https://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/
  2. https://bubbl.us/NDk3MDUxNC85ODc5MTE5L2Y5ZWI0ZGY5N2Q2YzA1MjkwMDEyZDhhYTUxM2ZiMWZk-X?utm_source=shared-link&utm_medium=link&s=9879119


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

Статья "Как научить детей решать задачи"

Решение задач вызывает много трудностей у детей. В статье даются рекомендации как помощь ребёнку при решении задач....

Статья "Почему наши дети учатся по-разному"

Часто мы задаем себе вопрос, почему дети учатся по-разному.Одни легко, с интересом – играючи, их не страшат временные неудачи, они уверены в успешном итоге, другие – учатся, с опаской, оглядывая...

Статья "Интеллектуальная готовность детей к школе"

Курсовая работа по теме "Интеллектуальная готовность детей к школе"...

Готовим детей к школе. Что это значит?

Родительское собрание в подготовительной группе...

Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"

В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...