Готовим детей к школе. Что это значит?
статья по теме

Порохина Снежана Витальевна

Родительское собрание в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_moyo.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хетовская средняя школа»

Готовим детей к школе.

Что это значит?

Родительское собрание в подготовительной группе

                                                                Подготовила и провела:  

                                                                 учитель I квалификационной категории

                                                                Порохина Снежана Витальевна

Пос. Хетово, 2013 г.

Родительское собрание в подготовительной группе

«Готовим детей к школе. Что это значит?»

Задачи:

•   Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

•   Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

•  Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

•   Анализ стереотипов родительского поведения.

Ход собрания:

Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе – новый  этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. В понятии «школьная зрелость» выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость – определённый уровень развития мышления, памяти, восприятия, речи и мелкой моторики.

        Эмоциональная зрелость – предполагает, что уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще). К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу»). Подразумевается способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

        Социальная зрелость – умение и желание общаться со взрослыми, сверстниками. Ребёнок должен понимать, что со взрослыми нужно вести себя не так как с родителями. У ребёнка должно быть желание учиться в школе.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к

школе являются:

  • Физическое здоровье ребёнка.
  • Развитый интеллект ребёнка.
  • Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Выносливость и работоспособность.
  • Умение ребёнка читать и считать.
  • Аккуратность и дисциплинированность.
  • Хорошая память и внимание
  • Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

Математика:

  • Знать прямой и обратный счёт до 10, выполнять счётные операции в пределах 10.
  • Предыдущие и последующие числа в пределах 10.
  • Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник – называть, изображать, отличать друг от друга.
  • Названия 14 цветов и оттенков.
  • Уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие.
  • Уметь сравнивать числа (понимать, какое больше, какое меньше)
  • Уметь хорошо ориентироваться в пространстве: вверху-внизу, лево-право, под-над, внутри-снаружи, вперёд-назад, нижний левый угол-верхний левый угол-нижний правый угол-верхний правый угол и т.п.
  • Уметь отвечать на вопрос «сколько?»
  • Уметь считать что-то, пересчитывать, а не просто называть по порядку цифры.
  • Уметь различать предметы по величине, форме, цвету.
  • Сравнивать, находить сходство и различие.

Обучение грамоте:

  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
  • Запомнить и назвать 6 – 10 картинок, слов.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
  • Уметь вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним.

Письмо:

  • Готовить руку к письму, а не учить письменным буквам.

Окружающий мир:

  • Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  • Домашних животных и их детёнышей.
  • Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
  • Транспорт – наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • Виды деревьев, цветов.

Общая осведомлённость:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст (желательно дату рождения).
  • Свой домашний адрес, название своей страны, её столицу, название своей области, её достопримечательности, название своего посёлка.
  • Фамилию, имя, отчество родителей, где работают и чем занимаются на работе, кто такие дедушка и бабушка.

Трудовое обучение:

  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Общее развитие:

  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
  • Иметь развитую мелкую моторику рук. Исследования нейропсихологов показали, что работая над развитием мелкой моторики пальцев рук, можно стимулировать созревание речевой зоны коры головного мозга. Способы тренировки мелкой моторики руки: лепка из глины или пластилина; рисование или раскрашивание картинок; изготовление поделок из бумаги и конструирование; застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание шнурков и лент; плетение косичек; переборка круп; игры в мяч и мозаика.
  • Концентрировать внимание на 10-15 минут на задании, даже если оно ему совсем не по душе.

Школьные программы сильно изменились. Учиться становится труднее. Умение читать, писать и считать ещё не является показателем того, что ребёнок готов к школьному обучению. Ребёнку будет очень трудно привыкнуть к новому образу жизни. Не ждите, что со временем ребёнок привыкнет. Напряжение будет только нарастать, накапливаться. Ребёнок будет чаще уставать. Не давите на него своими требованиями. Ваша главная задача – помочь вашему ребёнку.

Ребята очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Предлагаю вашему вниманию фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

  • «Вот пойдёшь в школу, там тебе...» «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

  • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

  • «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

  • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному». Почаще беседуйте с ребёнком, задавая вопросы: как?, почему?, как ты думаешь? Учите его рассуждать, доказывать, объяснять. Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребёнка связно говорить, чётко излагать мысли. Просите пересказывать прочитанное. Это тренирует память и обогащает речь ребёнка.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми  семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!

                                                                                                             

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

Математика:

  • Знать прямой и обратный счёт до 10, выполнять счётные операции в пределах 10.
  • Предыдущие и последующие числа в пределах 10.
  • Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник – называть, изображать, отличать друг от друга.
  • Названия 14 цветов и оттенков.
  • Уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие.
  • Уметь сравнивать числа (понимать, какое больше, какое меньше)
  • Уметь хорошо ориентироваться в пространстве: вверху-внизу, лево-право, под-над, внутри-снаружи, вперёд-назад, нижний левый угол-верхний левый угол-нижний правый угол-верхний правый угол и т.п.
  • Уметь отвечать на вопрос «сколько?»
  • Уметь считать что-то, пересчитывать, а не просто называть по порядку цифры.
  • Уметь различать предметы по величине, форме, цвету.
  • Сравнивать, находить сходство и различие.

Обучение грамоте:

  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
  • Запомнить и назвать 6 – 10 картинок, слов.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
  • Уметь вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним.

Письмо:

  • Готовить руку к письму, а не учить письменным буквам.

Окружающий мир:

  • Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  • Домашних животных и их детёнышей.
  • Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
  • Транспорт – наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • Виды деревьев, цветов.

Общая осведомлённость:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст (желательно дату рождения).
  • Свой домашний адрес, название своей страны, её столицу, название своей области, её достопримечательности, название своего посёлка.
  • Фамилию, имя, отчество родителей, где работают и чем занимаются на работе, кто такие дедушка и бабушка.

Трудовое обучение:

  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Общее развитие:

  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
  • Иметь развитую мелкую моторику рук. Исследования нейропсихологов показали, что работая над развитием мелкой моторики пальцев рук, можно стимулировать созревание речевой зоны коры головного мозга. Способы тренировки мелкой моторики руки: лепка из глины или пластилина; рисование или раскрашивание картинок; изготовление поделок из бумаги и конструирование; застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание шнурков и лент; плетение косичек; переборка круп; игры в мяч и мозаика.

Советы родителям будущих первоклассников

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Готовим ребенка к школе

Правила, которые помогут родителям подготовить своих чад к школьной жизни...

Готовим ребёнка к школе

Причин возникновения дефектов произношения так же много: нечеткая речь родителей, ослабленность детей из-за частых заболеваний ушей и носоглотки, переучивание детей с признаками левшества с левой руки...

родительский лекторий "Готовим ребёнка к школе"

В структуре психологической готовности ребёнка к школьному обучению принято выделять следующие компоненты:1.Личностная готовность 2.Интеллектуальная готовность 3.Социально-психологическая готовност...

Статья «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»

Это статья-рассуждение. В ней сопоставляются мнения психолога Петрановской Л.В. и родителей, педагогов на тему «Мы готовим детей в позавчерашнему миру», затрагиваются вопросы образования, ...