Памятки для родителей
материал

Наталия Андреевна Пудовкина

Предварительный просмотр:

http://900igr.net/up/datai/102553/0005-007-.png

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое.

Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении. Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность.

Формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функции языка.

Описательная речь - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. 

Сложность овладения описательной речью связана с тем, что для его создания и понимания недостаточно накопленного сенсорного опыта ребенка, а необходима активная интеллектуальная работа, направленная на выделение не только видимых свойств и признаков предмета, но и тех его качеств, которые не представлены в явном виде.http://dnz77.mk.ua/upload/medialibrary/a6e/3710a5d0bd20.jpg

Бизикова О.А. предлагает обобщенный алгоритм деятельности педагога по обучению детей описанию:

1. Подготовка детей к обучению описательной речи:

— помочь детям выделить объект описания и его признаки;

— обогащение словаря названиями признаков.

2. Стимулирование стремления, желания научиться описывать:

— создание игровой мотивации;

— активизация коммуникативных, нравственных или соревновательных мотивов.

3. Обучение составлению описания:

 — показ способа действия;

— формирование у детей описательных умений;

— корректировка описательной речи детей.

Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов. Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ЗПР.

Для формирования описательной речи можно использовать специальные опорные схемы. Такие схемы предлагает Т.А. Ткаченко, которые могут помочь ребёнку в описании игрушек, птиц, одежды, посуды, мебели, ...

Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.

В схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения.

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень. http://www.mbdou33.edummr.ru/wp-content/uploads/2017/04/miniat-1024x758.png



Предварительный просмотр:

        

Задачи музыкотерапии:

  • формировать основы музыкальной культуры у детей;
  • развивать способности к эмоционально – выразительному, осмысленному исполнению движений под музыку;
  • развивать познавательные музыкальные способности: сенсорные (мелодический слух, динамических слух, тембровый слух, чувство ритма) ;
  • общеинтеллектуальные способности (музыкальное мышление, музыкальную память, воображение) ;
  • знакомить детей с музыкальными жанрами и видами ритмики (упражнения, танец, игра) ;
  • совершенствовать физическое состояние организма детей с ОВЗ;
  • формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений в соответствии с формой и характером музыкального произведения;
  • развивать у детей с ОВЗ креативность: формировать творческие проявления в музыкально-ритмических движениях;
  • формировать у детей навыки самооценки и оценки творческих проявлений в музыкально-ритмических движениях других детей;
  • развивать коммуникативные качества.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

  • замедляют пульс,
  • увеличивают силу сердечных сокращений,https://pp.userapi.com/c841237/v841237652/7543e/_mSsglRrFQw.jpg
  •  способствуют расширению сосудов,
  • нормализуют артериальное давление,
  • стимулируют пищеварение,
  • улучшают аппетит,
  • облегчает установление контакта между людьми,
  • повышают тонус коры головного мозга,
  • улучшает обмен веществ,
  • стимулируют дыхание и кровообращение,
  • усиливают внимание.

Различают три основные формы музыкотерапии:

Работая с детьми, нужно иметь определенные навыки:

Особенности использования музыкотерапии:

Ниже приведённый музыкальный материал используется для коррекции того или иного психоэмоционального состояния ребёнка.

  • При астено-невротических состояниях для создания позитивного настроения рекомендуется слушать фрагменты следующих произведений: Моцарт. 25-я симфония, ч.2.2; Шопен. Вальс №2; Лист. Ноктюрн№3.
  • При депрессивных состояниях показаны следующие виды музыкальных композиций: Фибих. Поэма; Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»; Сибелиус «Грустный вальс»; Чайковский «Сладкие грёзы».
  • На расслабление, успокоение, снятие напряженности: музыка Жан Мишеля Жара, Э. Артемьева; Рубинштейн «Мелодия»; Шуберт «Аве Мария»; Брамс «Колыбельная».
  • На активизацию жизненных сил: музыка М. Равеля «Павана», «Болеро».
  • На формирование оптимистического мироощущения: Моцарт – финал «Маленькой ночной серенады»; танцевальная музыка из оперетт Штрауса, Кальмана, Легара.
  • На преодоление чувства стыда, застенчивости: Брамс «Четвертая симфония», ч.1.
  • На преодоление злобной раздражительности : Шостакович – романс из фильма «Овод», симфонии Гайдна, Бетховен «Лунная соната».

"Детям полезно слушать классику и колыбельные, музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их".

(В.А. Бехтерев, русский психолог)



Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика - это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением зрения.

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Зрительную гимнастику необходимо проводить дозировано в течение дня с использованием игровых и речедвигательных элементов.

Зрительные гимнастики условно делятся на несколько видов в зависимости от зрительной патологии детей:

  • Гимнастика, для снятия зрительного утомления;
  • Гимнастика, направленная на укрепление аккомодационных мышц глаз (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали);
  • Гимнастика, направленная на укрепление глазодвигательных мышц.

Любые гимнастики являются здоровьесберегающей работой.

Основатель «Здоровьеразвивающего» направления в педагогике стал учёный, педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации Профессор В. Ф. Базарный. http://telegra.ph/file/b24ae1b8ce3b8a70854ce.png

Применение здоровьесберегающих технологий Базарного В. Ф. позволяет учитывать

  • Особенности детей с нарушениями зрения.
  • Ограничение зрительных возможностей
  • Быстрая утомляемость
  • Плохое переключение психических процессов.
  • Разный уровень развития детей.

Методы:

  • Смена динамических поз (за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.);
  • Смена зрительных горизонтов и схемы зрительно-двигательных траекторий (В различных участках класса фиксируются

привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.);https://pp.userapi.com/c841426/v841426035/49569/O-F1V59J1YI.jpg

  • Сенсорные кресты (Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия);
  • Специальные офтальмотренажеры:

Зрительные тренажеры. Используем с целью, смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств.

Тренажер может быть стационарным или переносным. Движения проводятся в определенном порядке:

• лево – правоhttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/008d/0000eaec-75a2dcdd/hello_html_2e2d6362.jpg

• верх – низ 

• почасовой стрелке        

• против часовой стрелки

• восьмерка

Вовремя работы на тренажёре можно использовать массажные коврики. Данный тренажер чаще используется после работы, которая требовала от детей зрительных усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Что дают технологии В. Ф. Базарного?

1. Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья воспитанников.

2. Повышение уровня усвоение программного материала и эффективности образовательного процесса.

3. Психологический комфорт.

4. Является эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой патологии.



Предварительный просмотр:

Игра «Найди нужное слово».

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ» или хлопнуть в ладоши, если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?». Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры можно предложить ребёнку, при правильном ответе меняться ролями.

Игра «Образуй родственные слова».

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.

Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.

Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.

Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Игра «Всезнайка». Дети должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].

Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?

Каких ты знаешь животных на звук [л]?

Каких ты знаешь рыб на звук [л]?

Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Игра « Кто больше».

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. Игру можно усложнить, ограничивая правилами – например - изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один - много -  много чего».

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.

 «Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.

Игра «Знаешь ли ты?».

Ребенку предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:

Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.

Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.

Овощи - свекла, баклажан и др.

Игра «Назови ласково словечко».

Ребёнку предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Упражнение «Назови последний звук в слове».

Покажите ребёнку картинку с изображением, попросите назвать, что на ней изображено и какой звук слоит на конце слова.

Упражнения для развития навыков письма:

Замени в слове букву, которая изменит его смысл (стол-стул, лук-лом-лак-люк; том-ток-тол)

Какое слово получится, если его прочитать справа налево?  (ток-кот; сорт-трос)

Добавь букву в начале, середине, конце слова (тол-стол, сова-слова, рот-рота)

Убери букву из слова, что бы получилось новое (роса-оса)

Замени одну букву в слове, что бы получилось новое (лист-лиса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....