Развитие личности младшего школьника
статья

Развитие личности младшего школьника 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_pechat.docx.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности младшего школьника

Личность представляет собой особое качество, которое индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью.

Личность нельзя понимать просто как совокупность различных психических свойств человека – его потребностей и интересов, характера, способностей и т. д. Личность – это целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных психологических явлений.

Становление личности, начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности, - длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением – ребенком, психологические особенности личности и деятельности которого, потребности, мотивы, отношения различны на разных возрастных этапах.

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент их жизни и так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. У ребенка все впервые и все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, влиять на выбор им конкретных поступков, линии поведения. Весь образ его жизни, весь строй его мыслей и чувств формируют его личность, причем в силу особой восприимчивости детского возраста формируют активнее, чем это будет происходить, когда он станет взрослым.

Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целеустремленных, последовательных, педагогически продуманных влияний. Только целостная система воспитания способна обеспечить гармоничное развитие личности каждого школьника.

О младшем школьнике мы можем говорить как о личности, так как он способен давать себе отчет о своем поведении, о степени соответствия своего поступка нормам. У него уже есть критерии, по которым он может оценивать себя самого.

Личность ребенка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл приобретают нравственные и другие ценности. В психологии принято социальные условия называть внешним фактором места. Внутреннюю позицию ребенка по отношению к внешнему миру, к воздействиям окружающих его людей принято называть внутренним фактором места. Для развития личности имеют значение оба фактора. При этом надо знать, что одни и те же условия воздействия на разных детей могут породить у них многообразные формы поведения и привести к различным личностным проявлениям. Чтобы добиться одинаково хорошего результата, к каждому ребенку следует искать особый индивидуальный подход. 

Важно учитывать перспективы развития, обеспечивая формирование тех качеств личности ребенка, которые на данном этапе находятся лишь в зачаточном состоянии, но которым принадлежит будущее. Именно в этом случае и организуется процесс проектирования личности, построение которого требует, разумеется, и учета многочисленных индивидуальных потребностей  личности, несомненно влияющих на формирование ее нравственной сферы.

В процессе обучения изменяется содержание чувств младшего школьника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости.

С приходом ребенка в школу его чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Однако в свободное от занятий время младший школьник с удовольствием играет. Учебная деятельность стимулирует проявление интереса к играм, которые требуют смекалки, элементов соревнования. Это приносит положительные чувства ребенку. Таким образом, и содержание игр, и чувства, проявляющиеся в них, изменяются.

Вместе с тем возможности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Семилетний ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха, ужаса. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешне подражание взрослым в выражении чувств. Так, в большинстве случаев доброжелательный или недоброжелательный стиль общения с людьми передается и ребенку.

Участие в учебной деятельности и соответственно с учителем, коллективом класса требует сдержанности в чувствах, что в первое время дается ученику с трудом.

Импульсивность поведения, особенно на первом году обучения, часто еще проявляется у первоклассников. Но ко II, III классу начинает проявляться все большая сдержанность в проявлении чувств. Ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя, классного коллектива. В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, бодрое, веселое. Это – возрастная норма эмоциональной жизни.

Живость и непосредственность детей дают возможность воспитателю довольно быстро выявить индивидуальные особенности их чувств и соответственно на них реагировать. У некоторых уже в этот период начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, что объясняется расхождением между притязаниями ребенка и возможностью удовлетворить их. Например, школьнику в новом коллективе не удается добиться прежде привычной для него высокой оценки личных качеств и умений, хорошего отношения со стороны товарищей. Такие состояния проявляются в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости, неадекватно сильных отрицательных эмоциональных реакциях.

При изучении личностных особенностей слабоуспевающих учащихся были выявлены и некоторые их эмоциональные особенности. Так, оказалось, что ученики, для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учебе.

У слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, не сдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям. Поведение таких учащихся часто приводит к конфликтам.

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и желаний и, совершая тот или иной поступок, не дает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то поступки, отношение к окружающему младшего школьника более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, каких у него не было  в более раннем возрасте.

Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение младшего школьника?

Эти мотивы связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожим на них. В числе значимых мотивов для детей этого возраста – интерес их к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.)

Другая важная группа мотивов, которыми руководствуются младшие школьники, – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и в школе. Это делает школьника особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими.

Кроме того, дети стремятся завоевать «благосклонность», симпатию детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.

Мотивом деятельности младших школьников нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются и в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль «отличника» в школе, в обидах ребенка («А мне не дали стихи учить на утренник»), в его радости при достижении успеха в нелегком деле, в признании его достоинств («Я раньше была никто, а теперь я стрекоза в опере»), а порой и в приписывании себе несуществующих пока положительных качеств, желанных предметов, в капризах.

На основе стремления к самоутверждению у детей возникает соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других). Это стремление нетрудно заметить у младших школьников, оно связано с  овладением правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования. Этот мотив эти дети вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи.

Поведение детей младшего школьного возраста определяется и познавательными мотивами. Познавательная потребность – одна из наиболее значимых, заметных в этом возрасте. Однако она развивается и проявляется у детей по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других «практическую». Учитель должен опираться на имеющиеся познавательные мотивы ребенка и развивать их далее в разных видах деятельности.

Педагогам следует стимулировать у детей созидательные мотивы деятельности. Особое внимание обратить при этом на игру и художественную деятельность. Ведь именно в игре впервые возникает воображение (а без него невозможно и созидание), в игре первоначально зарождаются и элементы художественной деятельности.

Большое значение в формировании личности младшего школьника имеют нравственные мотивы. Возникновение и развитие их связано с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе. Они выражают отношение ребенка к людям. В 6 – 7 лет в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу.

В исследованиях показано, что эти мотивы уже в старшем возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, превышающую мотивы личной пользы или интерес к внешней стороне деятельности. Однако мотивы этого типа возникают не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых.

Как видим, в младшем школьном возрасте у ребенка появляется немало новых мотивов поведения. Причем эти мотивы не рядоположны, а соподчинены друг другу. Таким образом соподчинение мотивов – очень важное новообразование в развитии мотивационной сферы ребенка.

Список литературы:

  1. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие младшего школьника. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
  2. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
  3. Возрастная и педагогическая психология; под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология; под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  5. практикум по возрастной и педагогической психологии; под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"

Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности младшего школьника.

Цели и ценности современной школы состоят в создании наиболее благоприятных условий для развития личности ученика. А это развитие должно обеспечиваться образовательным процессом, основной функци...