"Роль коррекционной школы в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства"
проект

Малахова Галина Алексеевна

В статье речь идет об инновационном проекте в Тамбовской области "Школа рядом со мной", который был реализован на базе Регионального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Цель проекта: создать условия для качественного и доступного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях инклюзии в общеобразовательной школе по месту жительства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль коррекционной школы в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства

Модернизация содержания образования, внедрение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), увеличение контингента обучающихся с ОВЗ требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для разноуровнего обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Это, безусловно, усложняет работу педагогов и администрации, но вместе с тем удовлетворяет желание родителей и детей-инвалидов и детей с ОВЗ в получении равного для всех обучающихся образования. Именно этим и характеризуется инклюзивный образовательный процесс, когда все школьники с ОВЗ на равных обучаются и воспитываются в общеобразовательном классе, дополнительно получая постоянную коррекционную помощь.

Внедрение инклюзивного образования, происходящее сегодня в современной школе, требует качественного изменения содержания образовательного процесса. Надо заметить, что среднестатистический учитель не имеет дефектологического образования, не владеет коррекционно-развивающими технологиями и специальными приемами обучения, затрудняется в адаптации и проектировании индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Здесь необходима коррекционная поддержка педагогов, детей с ОВЗ  и их родителей со стороны специалистов в области дефектологии, коррекционной педагогики, специальной психологии.

Такой поддержкой стал проект в Тамбовской области «Школа рядом со мной», реализуемый с апреля 2019 года по ноябрь 2020 года специалистами Регионального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования, организованного на базе Тамбовского областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Данный проект реализовывался при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В проекте принимают участие 9 школ области с их филиалами: 2 общеобразовательные школы г. Котовска, а также образовательные учреждения Тамбовского, Знаменского, Сосновского и Петровского районов Тамбовской области.

Цель проекта: создание условий для качественного и доступного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях инклюзии в общеобразовательной школе по месту жительства путем внедрения в работу общеобразовательных учреждений технологии разноуровневой поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их родителей и специалистов в условиях инклюзивного образования.

Задачи проекта:

1.Апробация и внедрение технологии разноуровневой поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и специалистов в условиях инклюзивного образования.

2.Повышение профессионального уровня специалистов, оказывающих помощь в сфере инклюзивного обраования.

Для педагогических работников школ, которые непосредственно принимают участие в обучении детей целевой группы, осуществлялось методическое сопровождение, консультационная поддержка, тренинги по профилактике эмоционального выгорания, проведены семинары-практикумы, направленные на организацию эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ и их семьями: «Противостояние или принятие?», «Что нужно знать об инклюзии?», «Основы эффективного взаимодействия с особым ребенком и его семьей», «Когда мама знает лучше Вас», «Как не потерять здоровых детей, работая с особым ребенком», «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» и др.

Занятия в Школе родителей были организованы на высоком уровне. Родители детей целевой группы повысили свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме педагогических работников и родителей в рамках проекта велась работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Для формирования толерантного отношения к людям с особенностями в развитии была разработана и реализована программа «Уроки доброты», занятия в которой очень понравились младшим школьникам.

Для детей целевой группы от школ г. Котовска было организовано индивидуальное дифференцированное сопровождение и поддержка со стороны специалистов Регионального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования, организованного в форме проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями школы-интерната по усвоению детьми адаптированных общеобразовательных программ, а также коррекционных занятий со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Родители детей целевой группы отметили улучшение в развитии высших психических функций, коррекцию пробелов в знаниях детей, более прочное усвоение учебного материала.

Считаю, что участие в проекте «Школа рядом со мной» способно дать положительные плоды в виде улучшения отношения  к детям с ОВЗ и повышение эффективности инклюзии. Мероприятия, проведенные в рамках проекта, способствуют повышению уровня знаний родителей и специалистов массовых школ, а в целом, формируют инклюзивную культуру в каждом образовательном учреждении!

                                                                   Куратор проекта Малахова Галина Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

"Семья и школа:пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства"

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей...

Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования

В статье дается понятие «Инклюзивное образование», идет ознакомление с нормативно-правовой базой введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с о...

Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования

Презентация к стаье "Создание инклюзивного образовательного пространства как  необходимое  условие достижения высокого качества образования"....