Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-патриот"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
_______ Антоненкова Т.В. Протокол №1 от 31.08.2020г. _____ М. М. Егоренкова
«01» сентября 2020 г. «01» сентября 2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я-патриот»
для 3 класса А на 2020-2021 учебный год
направление: духовно-нравственное
Учитель: Бугаева Е.В.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – патриот»
3 класс
1.Пояснительная записка
Программа “Я – патриот ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, установленной ФГОС НОО и Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и приурочена к празднованию 70-летнего юбилея Победы над фашистской Германией.
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки, отсутствие патриотического воспитания, направленная на детей пропаганда разврата, жестокости и насилия. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Формирование нравственно-патриотических ценностей у младших школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране. Программа “Я – патриот России” предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Цель курса: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения на основе значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о настоящем и будущем времени; для воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
2.Задачи курса:
- способствовать пониманию особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- формировать у каждого ученика чувство верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, её истории, традициям через поисковую работу, совместную деятельность обучающихся с родителями, ветеранами ВОВ и труда;
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и нравственных основ личности;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания.
Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.
Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания.
Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Ценность традиционных российских религий — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;
Ценность искусства и литературы — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Ценность природы — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
3.Общая характеристика курса.
Содержание программы “Я- патриот ” имеет практико-ориентированную направленность и предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Главный акцент – реализация системного подхода по формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Большое место в программе уделено событиям ВОВ. Работа ведётся с привлечением ветеранов ВОВ, ветеранов труда, членов педагогического коллектива, родителей. Организуются встречи с ветеранами ВОВ, проводятся экскурсии в музеи, по местам боевой славы. Педагоги с обучающимися за необходимыми знаниями обращаются к: - истории России, российских народов, своей семьи, к жизненному опыту своих родителей, предков;
- к лучшим произведениям отечественной и мировой культуры;
- к фольклору народов России;
- к общественно- полезной и личностью значимой деятельности;
- к учебным дисциплинам и другим источникам информации и научного знания. Направления в содержании программы связаны между собой логически:
1. « Я - гражданин своей страны» - формирование гражданской и правовой направленности личности. Содержание этого направления включает:
- представления об историческом происхождении символов государства и об их социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
- осознание обучающимися себя гражданами своей Родины, своего конституционного долга и знание своих гражданских прав и обязанностей;
- знания норм и правил общественного поведения, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.
2. «Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”.Данное направление обеспечивает: - знакомство с историей родного края, своей страны;
- представления об общей исторической судьбе народов России, об их единстве;
- осознание себя частицей многонационального духовного мира жителей страны.
3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Содержание данного направления включает в себя:
- интерес к истории нашего Отечества;
- желание знать и продолжать героические традиции многонационального российского народа;
- стремление к поиску материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений
4. «Героическое прошлое моей страны» - формировать знания о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В содержание данного направления входят:
- общие представления о военной истории России, Днях воинской славы, боевых и трудовых подвигах жителей области в годы Великой Отечественной войны.
5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения. Это направление даёт знания:
- о талантливых полководцах;
- о подвигах пионеров-героев;
- о героях ВОВ;
- о городах- героях
Предполагается редактирование содержания программы с учетом плана воспитательной работы школы и плана развития классного коллектива.
Формы организации внеурочной деятельности
Во внеурочной деятельности используется коллективно-групповая, индивидуальная формы работы.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный, проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский
Теоретическая часть:
- Беседы, сообщения, обсуждение
- Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране, используя различные виды информации
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Заочные путешествия
Практические занятия:
- Встречи с интересными людьми
- Проведение семейных тематических вечеров
- Защита проектов
- Творческие проекты, презентации, короткометражные фильмы
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Акции благотворительности, милосердия, памяти, волонтёрское движение
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
- Посещение музеев, выставок, театров;
Педагогические приемы:
- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Контрольная диагностика: Виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
-промежуточный – проекты, выставки, выступления перед аудиторией;
-диагностика ценностных отношений (анкетирование);
-самооценка и самоконтроль учеником своего уровня знания;
-итоговый – открытые мероприятия , создание короткометражного фильма, альбомов.
4.Описание места предмета в учебном плане
Программа «Я- патриот » в 3 классе составляет 34часа учебного времени (34 недели по 1 часу в неделю).
5.Планируемые результаты освоения программы
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование знаний о значимых страницах истории страны;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные - это освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать, прогнозировать свои действия;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарище;
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
- уметь грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге;
- уметь понимать чувства других людей и сопереживать им;
Предметные:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных задач; - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории России;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;
- умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице;
- называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края.
Содержание программы
Включает в себя 5 направлений :
1. « Я - гражданин своей страны» - формирование гражданской и правовой направленности личности. 2.«Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”
3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
4.«Героическое прошлое моей страны» - формирование знаний о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы ВОВ.
5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, свято хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения.
6.Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 3 классе « Я – патриот России»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения | |||||||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | по плану | фактически | Аргументация изменений | |||||||
1. | Государственная символика России | 1ч. | Беседа об историческом происхождении символов государства, о ключевых ценностях современного общества России | Просмотр презентации Слушание гимна | 7.09 | ||||||
2. | Основной закон государства Я гражданин своей Родины | 1 | Беседа. « Мои гражданские права и обязанности» Раскрытие понятия «закон». | Составление свода правил общественного поведения. Права и обязанности школьника. | 14.09 | ||||||
3 | «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». | Диспут «Кто пишет законы? Для чего пишут законы? Где хранится закон? ». | Викторина «Что мы знаем о своих правах?» | 21.09 | |||||||
4 | Государственные символы Смоленской области | 1 | Обсуждение значения символов | Зарисовка герба, флага | 28.09 | ||||||
5 | Моя «малая Родина» | 1 | Наблюдение учащихся за событиями в посёлке. Диспут «Что мы называем « малой Родиной»? | Просмотр и обсуждение видеоматериала | 5.10 | ||||||
6 | История родного края | 1ч. | Беседа «Что такое история? Какая история может быть у посёлка?» | Рассмотреть карту 1934 года и сравнить с картой настоящего времени. Сделать вывод. | 12.10 | ||||||
7 | Историческая судьба народов России | 1ч. | Проследить связь с общей исторической судьбой народов России, их единстве. Осознание себя частицей многонационального духовного мира страны. | Просмотр и обсуждение видеоматериала. | 19.10 | ||||||
8 | Вклад моего городп в копилку Родины. | 1. | Встреча с интересными людьми | Классный час «Все работы хороши» Презентации. Мастер-класс. | 26.10 | ||||||
9 | Мой городв годы ВОВ. | 1ч | Сообщения обучающихся. | Представление проектов | 9.11 | ||||||
10 | Памятные места города | 1ч. | Сообщение обучающихся. «Помним. Гордимся» | Экскурсия к обелиску. | 16.11 | ||||||
11 | Я, семья и Отечество | 1ч. | Беседа «Как понимаешь причастность своей семьи и себя к судьбе Отечества?» |
| 23.11 | ||||||
12 | Традиции многонационального российского народа | 1ч. | Просмотр и обсуждение видеоматериала | 30.11 | |||||||
13 | Моя семья в годы ВОВ | 1ч. | Составление плана работы по теме . Определение объёма работы и способы поиска материалов | 7.12 | |||||||
14-15 | Моя семья в годы ВОВ | 2ч. | Поиск материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений Систематизация найденного материала. Составление презентаций | 14, 21.12 | |||||||
16-17 | Моя семья в годы ВОВ | 2ч | Презентации по теме занятия | 28.12 | |||||||
18 | Военная история России | 1ч. | Просмотр и обсуждение видеоматериала | 11.01 | |||||||
19 | Дни воинской славы России | 1ч. | Составление списка «Дни воинской славы России» | Распределение работы по подготовке материала к Дням воинской славы. | 18.01 | ||||||
20 | День воинской славы. 5 декабря— День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); | 1ч. | Минута молчания в память о погибших в ВОВ. | Презентация «Битва за Москву» | 25.01 | ||||||
21 | Рославль в годы ВОВ. Трудовые подвиги жителей области в годы Великой Отечественной войны. | 1ч. | Беседа. Вклад рославльчан в Победу. | Просмотр и обсуждение видеоматериала | 1.02 | ||||||
22 | День воинской славы-27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год); | 1 | Дневник Тани Савичевой | Презентация. Минута молчания в память о погибших в ВОВ. | 8.02 | ||||||
23 | День воинской славы. 2 февраля— День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве(1943год); | 1ч. | Минута молчания в память о погибших в ВОВ. | Просмотр и обсуждение видеоматериала | 15.02 | ||||||
24 | 23 февраля —День, защитников Отечества; | 1 | Военно-спортивная игра « Мы отважными мальчишками растём» ( совместно с родителями) | 22.02 | |||||||
25 | Встреча с ветераном ВОВ. | 1ч. | Беседа с ветераном ВОВ «Какая она - война?» | Съёмка встречи, монтирование короткометражного фильма « Они живут рядом с нами» | 1.03 | ||||||
26 27 | Читаем книги о войне. Мы Вас помним! | 1 1ч. | Беседа о вечной память погибших на полях сражений. Они живут в книгах, фильмах и в нашей памяти. Минута молчания в память о погибших в ВОВ. | Обсуждение прочитанных рассказов Изготовление журавликов. Экскурсия к обелиску. Выпуск шаров с журавликами в память о погибших. | 15.03 5.04 | ||||||
29 | Дети в годы войны. О подвигах пионеров-героев | 2ч. | Викторина «Запомни их имена» | Экскурсия в городскую библиотеку. Презентация о пионерах-героях | 12.04 | ||||||
30 | Герои ВОВ Рядовые и офицеры в одном строю. | 1ч. | Обсуждение «Кого мы называем героями?» | Презентация о героях рядовых и офицерах- участниках великой отечественной войны | 19.04 | ||||||
31 | Талантливые полководцы. Они планировали победу | 1ч. | Беседа. Как ты понимаешь тему занятия? | Рассматривание репродукций картин с батальными сценами. Делимся впечатлениями. | 26.04 | ||||||
32 | Города стояли насмерть. Города-герои. | 1ч. | Что это значит: «Города стояли насмерть» | Презентация, Орден и памятник городу-герою. | 17.05 | ||||||
33 | Классный час, посвящённый 70-летию Победы. | 1ч. | Минута молчания в память о погибших в великой отечественной войне. | Литературно-музыкальная композиция «Помним и гордимся» Фильм о Ежовой В.К.- участнике ВОВ. | 24.05 | ||||||
34 | Экскурсия в город-герой Смоленск | 1ч. | Экскурсия по местам боевой славы города. Дом Павлова. | Посещение Мамаева кургана, панорамы «Сталинградская битва. | 31.05 |
Итого 34 часа
7. Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
5. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
6. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 20093. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
. - №8 – 10 -16с.
7. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
Интернет-ресурсы (ЭОР)
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-
http://school-collection.edu.ru
2.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru
3.Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su
4.Профессиональное сообщество педагогов . Методисты.
- http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola
8.Планируемые результаты освоения программы курса.
- формирование духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного
- развития учащихся;
- создание условий для преемственности поколений;
- оказание первой медицинской помощи
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Патриоты России 1-3 классы
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Программа внеурочной деятельности "Патриот"
Программа внеурочной деятельности "Патриот" рассчитана на 18-21 час в условиях летней оздоровительной кампаннии пришкольного лагеря и накправлен на военно-патриотическое воспитание школьников...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс....
Курс внеурочной деятельности "Патриот" 5 класс
Курс внеурочной деятельности "Патриот" 5 класс...
внеурочная деятельность патриоты россии 2 класс
Пояснительная работа. КТП...