Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Селина Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса  Селиной Елены Владимировны, учителя начальных классов, высшей категории,  разработана на основе авторской программы С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой  «Русский язык 1-4 классы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»

Утверждаю:

Директор школы               Н. Л. Брезгина

«_____»________________2017 год

Рабочая программа

по русскому языку для 1 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Селиной Елены Владимировны

учителя начальных классов

высшей категории

разработана на основе авторской программы

С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой

 «Русский язык 1-4 классы»

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________________________

«____»_____________2017 г.

с. Верхний Кужебар

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06. 10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег. № 17785) с последующими изменениями;
  • Концепции УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой;
  • Авторской программы Журовой Л. Е. "Русский язык. Обучение грамоте" и С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой  Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова,  А. О. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 384 с, созданной на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова);
  • Программы УУД;
  • Программы ООП НОО и учебного плана  МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева».

Используется учебник «Букварь» 1 класс: 1-я ч.  / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М: Вентана-Граф, 2012 г. и учебник «Русский язык» 1 класс: / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. – 2-е изд., испр. М.: Вентана-Граф, 2011 – 176 с.: ил. – (Начальная школа 21 века). 

Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов.

Программа реализует цели авторской программы Журовой Л. Е. "Русский язык. Обучение грамоте" и С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой  Русский язык: 1-4 классы:

Программа реализует познавательную и социокультурную цели: 

  • познавательная цель – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:

  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладеть обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

- он является основным средством общения между людьми;

- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;

- язык является основным средством познания окружающего мира;

- владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;

- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

 В основе построения курса по авторской программе С. В. Иванова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова изучение русского языка начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», его продолжительность (16 учебных недель, 5 ч в неделю). Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом  принципа  координации  устной  и  письменной  речи. Овладение начертанием букв русского алфавита, соединения их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Знакомство с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Методический принцип «один урок – один объект – одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе,  три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные навыки учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет не только успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко должен осознает, что и с какой целью он выполняет.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 В 1 классе учащиеся в процессе изучения русского языка учатся различать звуки и буквы, характеризовать звуки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие; согласные звонкие/глухие); усваивают последовательность букв в русском алфавите, учатся пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации; получают возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; работают с информацией, представленной в виде слогоударных схем; анализируют и кратко характеризуют состав слова, части речи, предложения; определяют типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске и оформляют их на письме; правильно употребляют знаки препинания в конце предложения и прописные буквы в начале предложения; различают произношение и написание слов; группируют слова по заданному признаку; определяют значение слова по тексту или уточняют с помощью толкового словаря; правильно списывают слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;  используют  небуквенные графические  средства  (пробел между словами, знак переноса, абзац); учатся писать под диктовку тексты (15–17 слов) с известными орфограммами, знаками препинания; устно составляют тексты из 3–5 предложений, разных по цели высказывания; понимают на слух основную и второстепенную информацию предъявляемого текста, определяют его основную мысль и воспроизводят содержание текста по вопросам; участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его; овладевают нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения и соблюдают при этом орфоэпические нормы и правильную интонацию; выполняют задания творческого характера; собирают информацию в справочной литературе, интернет-ресурсах; готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня вовлекаются в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам, олимпиадам. Учащиеся осваивают материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Оценка достижений учащихся.

В соответствии с письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» в 1-м классе  исключается система балльного оценивания, домашние задания не задаются, в I полугодии контрольные работы не проводятся.

В 1 классе проводится педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработаная в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

 Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.

Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно, положительно оценивая любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала.

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие типы уроков:

-  урок ознакомления с новым материалом,  урок обучения умениям и навыкам,  применение знаний на практике,  урок повторения,  урок контроля и проверки знаний и умений,  комбинированный урок,  урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

проблемный метод; игровые методы; прием создания актуальности изучаемой темы.

Методы организации учебно-познавательной  деятельности:

  • Методы и технологии, направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи;
  • Методы получения новых знаний для ее решения: репродуктивные,  поисковые методы.

В зависимости от типа урока применяются следующие технологии обучения: технология деятельностного метода, информационно-компьютерные, проектные, игровые технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо и др.

Формы организации учебного процесса:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др.                                                                                                                                                                                                                – используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.  

В зависимости от специфики организации контроля над учебной деятельностью учащихся используются:

-  Виды  контроля:  предварительный, текущий, тематический и итоговый

- Методы контроля:

- ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях,

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный, устные зачеты, экзамены и т.д.),  

- письменный контроль знаний и умений осуществляется с помощью письменных работ (диктанты,  классные сочинения, письменные ответы на вопросы,  решения различных задач и упражнений).

- Формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль, взаимоконтроль

В условиях безотметочного обучения уровень овладения предметными результатами, определяется и заполняется в сводную таблицу по мере прохождения программы. («+»»уровень достигнут», «-» «требует дополнительной работы»)

В конце 1 года обучения проводится 2 итоговые письменные контрольные работы. Их целью является проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы.

Контрольная работа к блоку «Правописание» проверяет уровень достижения предметных планируемых результатов, связанных с применением правил орфографии и пунктуации при списывании, записи текста под диктовку и написании словарных слов, ограниченных программой к данному курсу.

Тестовая контрольная работа направлена на оценку достижения предметных планируемых результатов блоков «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи» на основе сформированных у учащихся метапредметных универсальных учебных действий: правильного восприятия и сохранения учебной задачи,  умения планировать свои действия и работать самостоятельно, осуществлять анализ объектов, выделять существенную информацию, группировать объекты по заданному основанию, контролировать свои действия, находить несколько правильных ответов и т. п..  

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Русский язык входит в образовательную область «Филология». Согласно программы ООП НОО и  учебному плану МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» всего на изучение русского языка выделено 5 часов в неделю  всего 33  учебные недели 165 ч. (на обучение грамоте (русский язык) отводится 80 часов на русский язык 85 часов).

Изучение русского языка в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». На обучение грамоте (русский язык) отводится 5 часов в неделю. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В
СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В  процессе  изучения  русского  языка  у  учащихся  начальной  школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты, содержание, тематическое планирование

курса «Русский язык. Обучение грамоте» 1 класса

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(личностные, метапредметные результаты)

Введение

Слово и предложение. Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

5

Уметь:

Моделировать состав предложения.

Корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки.

Выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению.

Контролировать этапы совей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте» в начальной школе являются:

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

- способность к организации собственной деятельности;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте» в начальной школе являются:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Подготовительный период

Фонетика. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак- рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.
Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков ( гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки).
Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

15

Знать : Понятия: слово, слог, предложение, ударение.

Уметь:

различать:
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударный и безударный слоги;
называть, приводить примеры:
— слов, называющих предметы;
решать учебные и практические задачи:
— выделять предложение и слово из речевого потока;

Основной период

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

60

Знать : Понятия: звук и буква. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки
Алфавит.

Уметь: различать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
называть, приводить примеры:
звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых );
кратко характеризовать:
— качественные признаки звуков;
— условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
решать учебные и практические задачи:
— проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх — пяти звуковых слов;

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Знать : Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Уметь:

решать учебные и практические задачи:
— выделять предложение и слово из речевого потока;
— проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх — пяти
звуковых слов;
— правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши» под ударением;
— писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
— ставить точку в конце предложения;
— грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают ).

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Знать : Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Уметь:

решать учебные и практические задачи:
— выделять предложение и слово из речевого потока;
— проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх — пяти
звуковых слов;
— правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши» под ударением;
— писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
— ставить точку в конце предложения;
— грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают ).

Орфография  Знакомство с правилами правописания и их применение:

  •  раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  •  прописная  (заглавная)  буква  в  начале  предложения,  в  именах собственных;
  •  перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Знать : правило переноса слов, знаки препинания в конце предложения, обозначение гласных после шипящих. Уметь:

Группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы.

Применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку.

Осознавать алгоритм списывания.

Использовать орфографическое чтение как средство контроля правильности написанного.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений

Знать : Понятия: текст, план, рифма.

Уметь:

Составлять простейшие описательные и сюжетные рассказы.
Восстанавливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану. 

Итого:

80

Личностные, метапредметные  и предметные результаты, содержание, тематическое планирование

курса «Русский язык» 1 класса

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(личностные, метапредметные результаты)

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

20

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;
  • ударные и безударные гласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
  • выделять в словах слоги;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что пpaвильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Графика и орфография

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Функции ь:

 показатель мягкости предшествующего согласного звука;

 разделительный.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение  приемов  и  последовательности  правильного  списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • прописная  (заглавная)  буква  в  начале  предложения,  в  именах собственных;
  • обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • сочетания чк, чн;
  • перенос слов;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

20

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;
  • ударные и безударные гласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
  • выделять в словах слоги;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
  • переносить слова;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определенные программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать тексты объемом 15–30 слов;

Слово и предложение. Пунктуация

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированного предложения. Знаки препинания в конце предложения.

22

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • слово и предложение;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определенные программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15–30 слов;

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Развитие речи

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера

23

Ученик научится:

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);

составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстанавливать деформированный текст).

Итого:

85

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык» и учебно-методического комплекта по предмету.

Таблица. Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык».

Наименование

Количество

2

Компьютер учителя

1

3

Интерактивная доска 77" с возможностью одновременной работы не менее 2 человек

1

4

Проектор

1

5

Акустическая система (колонки)

1

6

Офисный пакет

1

7

Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся

1

8

Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов (сетевая версия)

1

9

Антивирус

1

10

Компьютерный стол для учителя

1

Учебно-методический комплект для учащегося:

1. Безруких, М. М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь» : для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

2. Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012.

3. Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012.

4. Журова, Л. Е. Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь» / Л. Е. Журова. – М. : Вентана-Граф, 2010.

5. Кузнецова, М. И. Учимся писать печатные буквы : рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2012.

6. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

7. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

8. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

1 Литература для учителя.

1. Программа  Журовой Л. Е. "Русский язык. Обучение грамоте" и  Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова,  А. О. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 384 с.

2. Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. – М. : Вентана-Граф, 2012.

3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

4. Развитие орфографической грамотности младших школьников : технология работы, конспекты уроков / авт.-сост. Н. Н. Карягина, М. К. Перепилицина. – Волгоград : Учитель, 2009.

5. Русский язык. 1–2 классы : задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты / авт.-сост. Г. Т. Дьяченко. – Волгоград : Учитель, 2009.

6. Русский язык. 1–4 классы : развитие творческих способностей учащихся / авт.-сост. Л. П. Арефьева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.

7. Русский язык. 1–4 классы : тесты для обобщающего контроля / авт.-сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград : Учитель, 2010.

8. Русский язык. 1–4 классы : активные формы и методы обучения / сост. Т. В. Лисицина. – Волгоград : Учитель, 2009.

9. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах / авт.-сост. О. В. Росланова. – Волгоград : Учитель, 2006.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс». – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. С-127. Начальная школа. Наука без скуки [Электронный ресурс] / И. В. Блинова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. С-137. Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы [Электронный ресурс] / сост. Н. А. Завьялова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. С-160. Русский язык. 1–4 классы [Электронный ресурс] / Л. В. Зубарева, Е. П. Плешакова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. С-168.  Современные  технологии  обучения   в   начальной   школе  [Электронный ресурс] / Н. В. Лободина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Наглядные пособия.

1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).

2. Комплект  наглядных  пособий «Набор  букв   русского  алфавита»

3. Комплект  наглядных  пособий  «Русский алфавит»

4. Комплект наглядных пособий. «Русский язык. Звуки и буквы русского алфавита»

5. Комплект наглядных пособий «Русский язык. 1 класс. Обучение грамоте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...