Рабочая программа по литературному чтению 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Селина Елена Владимировна

Программа реализует цели авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»

Утверждаю:

Директор школы               Н. Л. Брезгина

«_____»________________2020 год

Рабочая программа

по литературному чтению для 1 класса

на 2020 – 2021 учебный год

Селиной Елены Владимировны

учителя начальных классов

высшей категории

разработана на основе авторской программы

 Л. А. Ефросининой, М.И. Омороковой  «Литературное чтение 1-4 классы»

Согласовано:

зам. директора по УВР

______________________________

«____»_____________2020 г.

с. Верхний Кужебар

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06. 10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег. № 17785) с последующими изменениями;
  • Концепции УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой;
  • Авторской программы Журовой Л. Е. "Литературное чтение. Обучение грамоте" и Литературное чтение: программа: 1-4 классы /Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова.  – М. : Вентана-Граф, 2012. – 224 с., созданной на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой;
  • Программы УУД;
  • Программы ООП НОО и учебного плана  МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева»

Используется:

  1. Букварь. 1 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.: в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  2. Литературное чтение .: 1 класс.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.: /авт.-сост. Л. А. Ефросинина/ - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 144с.: ил.

Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов.

Программа реализует цели авторской программы Л. А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение»:

Цели и задачи курса

Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.

Задачи:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;
  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.

В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.

В программе заложены методические принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

 В первом полугодии 1 класса процесс обучения литературному чтению осуществляется на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого класса проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Специфические особенности курса литературного чтения начальной школе:

  • сочетание работы над собственным чтением: техническими навыками и читательскими умениям;
  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как с искусством слова, учитывая специфику его структуры и жанровые особенности;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • различение художественных и научно-познавательных произведений;
  • формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» в 1-м классе  исключается система балльного оценивания, домашние задания не задаются, в I полугодии контрольные работы не проводятся.

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие типы уроков: урок ознакомления с новым материалом,  урок обучения умениям и навыкам,  применение знаний на практике,  урок повторения,  урок контроля и проверки знаний и умений,  комбинированный урок,  урок-экскурсия.

Методы и приемы обучения:

-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;

-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;

-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;

-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;

-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;

игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;

-письмо: дописывание, списывание, сочинение;

-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах

     В зависимости от типа урока применяются следующие технологии обучения: технология деятельностного метода, информационно-компьютерные, проектные, игровые технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо,  технология дифференцированного обучения и др.

В зависимости от специфики организации контроля над учебной деятельностью учащихся используются:

 Виды  контроля:  предварительный, текущий, тематический и итоговый

Методы контроля:

- ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях,

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный, устные зачеты, экзамены и т.д.),  

- письменный контроль знаний и умений осуществляется с помощью письменных работ (письменные ответы на вопросы, рефераты, решения различных задач и упражнений, самостоятельные практические работы).

Формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль, взаимоконтроль

Особенности организации контроля по литературному чтению.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений  являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизованных работ по литературному чтению.

Тест как вид проверочной работы содержит пять заданий. Задания считаются выполненным, если ученик отметил правильный ответ.

Диагностические задания позволяют выявить уровень усвоения учебного материала и сформированность учебной и читательской деятельности (умение самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритм учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т. д.).

Диагностические задания оцениваются в баллах, что позволяет определить уровни учебной подготовки каждого ученика.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

В 1 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения контролируется и читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста после чтения задаются вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения используется соответствующая  схема.

Ф. И.

ученика

Способ чтения

Правильность

Беглость

Сознательность

Выразительность

слоговое чтение

(начало года)

чтение целыми словами

(конец

года)

3–5 ошибок
(пропуски,
замена, исключения)

(началогода)

1–2
ошибки
(замещения)

(конец

года)

20 слов

в минуту

(начало

года)

40 слов

в минуту

(конец

года)

понимание отдельных событий

(начало

года)

понимание

сюжета

(конец

года)

(начало

года)

интонация конца
предложения

(конец
года)

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

– неправильная постановка ударений (более 2);

– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

– непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

– неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

– неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

– нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

– нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:  не более двух неправильных ударений,  отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух,  осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное,  неточности при формулировке основной мысли произведения,  нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

В 1 классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «Читаешь хорошо» — ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок, темп чтения – 25-30 слов в минуту.

Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки»— ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения – 20-25 слов в минуту.

Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать» — ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения – 15-20 слов в минуту или ниже.

План проведения проверочных работ

Компетенции. Виды проверки

3 и 4 четверть

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка.

Начитанность. Текущая проверка.

Тест (вид текущей проверки)

Работа с детскими книгами. Текущая проверка.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка.

Выразительность чтения. Текущая проверка

Начитанность. Текущая проверка.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка.

Выразительность чтения. Текущая проверка

Начитанность. Итоговая проверка

Тест (вид текущей проверки)

Работа с детскими книгами. Текущая проверка.

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Литературное чтение входит в образовательную область «Филология». Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Согласно программы ООП НОО и  учебному плану МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» на изучение предметного курса выделено 4 часа в неделю, 132 часа (на обучение грамоте (русский язык) отводится 100 часов на литературное чтение 32 часа, из них 1 час в неделю на литературное слушание - 33 часа).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры реализуются в соответствии с авторской программой «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой, М.И. Омороковой, которые заключаются в том, что предметом изучения является художественная литература, благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетность знания, установление истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, к их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты, содержание, тематическое планирование

курса «Литературное чтение» 1 класса

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(личностные, метапредметные результаты)

Добукварный период

Предложение и слово. Предложение в речевом потоке.

13

Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.

Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.

Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.

Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению

Личностные результаты освоения:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Различение слова и предложения.

Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению

Букварный период

Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова

51

Различать звучание и значение слова.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку.

Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.

Подбирать слова с заданным звуком.

Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.

Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками

Гласные звуки: ударные и безударные.

Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков.

Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.

Подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове

Делить слова на слоги.

Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.

Приводить примеры слов с заданным количеством слогов

Ударение. Ударный гласный звук в слове

Анализировать слово: определять место ударения в слове.

Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами.

Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Объяснять причину допущенной ошибки

Звук и буква. Буква как знак звука.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.

Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.

Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок

Функции букв е, ё, ю, я

Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и последующие гласные звуки.

Обозначать согласные звуки буквами

Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й’]

Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с — з,

ш — ж, с — ш, з — ж, р — л, ц — ч и т. д.).

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.).

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]

Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука

Объяснять функцию буквы ь

Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов

Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.

Воспроизводить алфавит.

Восстанавливать алфавитный порядок слов.

Послебукварный период. Литературные произведения

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником.

Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения

Знакомство с литературными жанрами — стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские)

Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы

40

Воспринимать на слух литературные произведения

Осознавать смысл текста при его прослушивании

Различать стихотворения, рассказы, сказки

Чтение. Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».

Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы

Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Осознавать смысл прочитанного.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде.

Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.

Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой

6

Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.

Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).

Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.

Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.

Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).

Сравнивать модели обложек

Чтение вслух и молча (про себя)

Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.

Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).

Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).

Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое

8

Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).

Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).

Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.

Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя

Работа с текстом

Текст и набор предложений.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Структура текста: абзац, начало и концовка текста.

Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.

Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.

Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации

Отличать текст от набора предложений.

Определять абзацы и части текста.

Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.

Сравнивать произведения разных тем и жанров.

Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану 

Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения


Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.

Выявление отношения автора к героям и их поступкам

Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.

Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.

Высказывать своё суждение о героях и их поступках.

«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою

Говорение (культура речевого общения)

Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).

Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))

Находить в тексте произведения диалоги героев.

Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.

Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.

Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений

Работа с текстом научно-популярного произведения

Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении

Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях

Библиографическая культура

Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).

Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме

Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.

Сравнивать модели обложек книг.

Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности

Определять жанр и тему.

Письмо (культура письменной речи)

Произведение как пример письменной речи.

Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением

2

Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его.

Находить в произведении описания героев, предметов или явлений

Получит возможность научиться:

– понимает нравственное содержание прочитанного произведения;

– высказывает суждения о произведении и поступках героев;

– узнаёт изученные произведения по отрывкам из них;

– оформляет информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Круг чтения

Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.

Виды детских книг: художественные и научно-популярные.

Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.

Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения

5

Сравнивать произведения разных жанров.

Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности

Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями.

Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).

Классифицировать книги по темам и жанрам

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог

3

Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.

Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).

Использовать в речи литературоведческие понятия

Получит возможность научиться:

сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

– находить в тексте произведения сравнения, обращения;

– находить в тексте и читать диалоги героев;

– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям и инсценирование

Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).

«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).

Пересказ от лица одного из героев произведения.

Рассуждение о героях изученного произведения.

Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений

2

Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).

Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.

Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.

Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.

Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений

Получит возможность научиться:

– иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

– создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);

- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Чтение: работа с информацией

Представление об информации

и сбор информации

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге

2

Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.

Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.

Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод)

Получит возможность научиться:

находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

– находить в тексте информацию о героях произведений.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Литературное чтение» и учебно-методического комплекта по предмету.

Таблица. Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Литературное чтение».

Наименование

Количество

2

Компьютер учителя

1

3

Интерактивная доска 77" с возможностью одновременной работы не менее 2 человек

1

4

Проектор

1

5

Акустическая система (колонки)

1

6

Офисный пакет

1

7

Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся

1

8

Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов (сетевая версия)

1

9

Антивирус

1

10

Компьютерный стол для учителя

1

Учебно-методический комплект для учащегося:

  1. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  2. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  3. Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь» / Л. Е. Журова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  4. Учимся писать печатные буквы : рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  5. Литературное чтение .: 1 класс.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.: /авт.-сост. Л. А. Ефросинина/ - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 144с.: ил.
  6. Литературное чтение : уроки слушания : учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., с уточн. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  7. Литературное чтение : уроки слушания : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  8. Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О. Н. Крылова. – 7-е изд.., перераб. И доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 93, (3) с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Литература для учителя.

  1. Литературное чтение: программа: 1-4 классы /Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова.  – М. : Вентана-Граф, 2012. – 224 с.
  2. Программа  Журовой Л. Е. "Русский язык. Обучение грамоте"– М. : Вентана-Граф, 2013. .
  3. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебникам Л. А. Ефросининой / авт.-сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 367 с.
  4.  Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – http://nachalka.info/about/193

3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – www.km.ru/education

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – www. festival.1september.ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – www.uroki.ru

Информационно-коммуникативные средства.

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс» (CD).

Наглядные пособия.

1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).

2. Комплект  наглядных  пособий  «Набор  букв  русского  алфавита»

3. Комплект наглядных пособий. «Русский язык. Звуки и буквы русского алфавита» .

4. Алфавит. Печатные и рукописные буквы.

5. Лента букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...