Направленность личности педагога
статья (2 класс)

Саушкина Яна Андреевна


В профессии учителя ведущее место занимает направленность его личности. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravlennost_lichnosti_pedagoga.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Направленность личности педагога
В профессии учителя ведущее место занимает направленность его личности. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

Выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Социально-нравственная направленность личности педагога - это система его ценностных ориентаций, среди которых ведущее место занимают гуманистические: ориентация на личность ребенка и ее развитие, на диалогическое общение с ним, на воспитание гражданской активности учащихся и др.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Одно из важнейших требований к педагогу - требование высокой гражданственности. Так, Н.И. Мазурчук в своей статье о ментальном подходе в образовании пишет, что акценты в структуре профессионально - педагогических качеств учителя смещаются, в зависимости от кардинальных преобразований, происходящих в обществе. Он отмечает, что в ситуации глубоких политических и социально-экономических преобразований России принципиально важно доминирование положений, отражающих гуманистическую, демократическую, альтруистическую сущность образования, что обеспечивает поступательное и прогрессивное развитие общества.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя характеризуется, прежде всего, наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Эти качества проявляются в психологической зоркости учителя. Она направлена на решение сложных проблемных ситуаций, в которых среди большого количества вариантов следует избрать самый верный, ориентируясь не только на доводы разума, но и на чувства. Такой учитель может помочь ребенку, оказавшемуся в ситуации выбора, принять верное решение, уйти от конфликта. Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух - все это включает понимание педагогом сущности ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ребенка по малоприметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека как книгу.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Педагогический такт - это способность соблюдать меру во всем. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Так, Мазурчук пишет о необходимости такого понятия, как педагогический предел допустимого. Теоретически этот предел определить крайне сложно - его можно искать, переживать, соотнося свой жизненный опыт с опытом ребенка.

Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка".

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Воспитание и развитие учителя неразрывно связано с реализацией "Я - концепции". Я-концепция - это дидактическая система представлений интеллектуальных и других качеств, личная самооценка, а также субъективное восприятие внешних факторов. Для педагога это имеет очень большое значение, потому что в профессиональной деятельности ему придется не раз услышать мнение учеников, их родителей, членов коллектива о себе, и надо, чтобы учитель был во всеоружии, сумел бы отстоять свое достоинство и привести убедительные аргументы.

По мнению Дж. Лэмба, "эффективный учитель" обладает чувством уверенности в себе, считает себя способным справляться с жизненными трудностями, не способен воспринимать себя как неудачника, чувствует, что нужен другим людям, они его воспринимают, а его способности, ценности и суждения значимы в глазах окружающих. Другими словами, он обладает высокой самооценкой.

Основу познавательной направленности личности учителя составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях и признание их самоценности, познавательный интерес к преподаваемому предмету. Современный учитель должен постоянно развивать в себе новые способности, готовность оперативно вырабатывать алгоритмы мышления, умения управлять своим психическим состоянием. Другими словами, речь идёт о готовности к постоянному саморазвитию, которое понимается как интегративное личностное образование, существующее в единстве мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и содержательно-операционного компонентов.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Таким образом, наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Личность педагога в современной школе" и презентация

Этот материал вы можете использовать, участвуя с докладом на педагогическом совете по данной теме....

Доклад "Личность педагога в современной школе" + презентация

Этот материал можно использовать при выступлении на педагогическом совете....

Характерологический анализ личности педагога

Характерологический анализ личности педагогаСовременные требования к личности педагога...

Личность педагога в современной школе

Презентация на тему "Личность педагога в современной школе". Может служить дополнением к выступлению на МО...

Формирование инновационной направленности личности современного педагога.

Статья о формировании инновационной направленности работы классного руководителя в современных условиях....

Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.

В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы)....

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В данной статье представлены материал выступления  XII Арзамасских  Сретенских  Образовательных чтений....