программа Учимся учиться
методическая разработка (1 класс)

Татьяна Анатольевна Дмитриева

Пояснительная записка

 Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Особенности класса  Обучающиеся класса – дети в возрасте 10-14 лет, с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности. Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем  создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.

Программа «Учимся учиться»  включает следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • содержание обучения (основные элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов);
  • описание минимальной материально-технической базы;
  • список рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебный действий обучающихся.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных и психофизических особенностей (умеренная и тяжелая, глубокая  умственная отсталость).

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся.

Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем  создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.

Основной целью программы «Учимся учиться»  является формирование у обучающегося базовых учебных умений и навыков, необходимых для повышения успешности при обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_uchitsya_1_god.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Учимся учиться

Программа обучения - Основная общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Учитель: Дмитриева Татьяна Анатольевна

Санкт-Петербург

2019 год

Пояснительная записка

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Особенности класса  Обучающиеся класса – дети в возрасте 10-14 лет, с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности. Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем  создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.

Программа «Учимся учиться»  включает следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • содержание обучения (основные элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов);
  • описание минимальной материально-технической базы;
  • список рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебный действий обучающихся.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных и психофизических особенностей (умеренная и тяжелая, глубокая  умственная отсталость).

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся.

Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем  создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.

Основной целью программы «Учимся учиться»  является формирование у обучающегося базовых учебных умений и навыков, необходимых для повышения успешности при обучении.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  1. Регулятивные учебные умения:
  • развивать умение действовать в сотрудничестве с учителем;
  • развивать навык планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществление  итогового и пошагового контроля по результату, соответственно психофизическому развитию.
  1. Познавательные учебные умения:
  • развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
  • развивать умение добывания необходимых знаний и с их помощью проделывания конкретной работы;
  1. Коммуникативные учебные умения:
  • иметь представления о способах коммуникации и использовании их в общении;
  • развивать понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков
  • развивать умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  1. Личностные результаты:
  • формирование представления о социально-ориентированном взгляде на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • развивать уважительное отношение к окружающим;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

На реализацию программы  отводится в год 34 часа.

Программа коррекционного курса «Учимся учиться» составлена на основе сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/Т.А.Алексеева, Л.Б.Баряева, Л.И.Кайкина, Л.В.Капустянская; под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПБ.:ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2015.

Учебно-методический комплект, реализующий программу коррекционного курса «Учимся учиться» включает в себя:

- дидактические материалы - пособия:

  • С.В.Батяева, Е.В. Севостьянова. «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  • Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  • Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  • Л.М. Шипицына «Развивающие игры» - речь 2004
  • игрушки с крепящимися и съемными деталями;

- дидактические материалы;

- электронные методические пособия.

При реализации программы используются следующие технологии обучения:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проблемных ситуаций;
  • игровые технологии;
  • технологии развивающего обучения;

Формы занятий:

  • игра;
  • беседа (по возможности каждого обучающегося);
  • имитация;
  • моделирование;
  • проблемные ситуации.

Среди видов деятельности выделяются имитация, моделирование и проблемные ситуации.

Материал в ходе реализации программы изучается разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, на изучение отводится определенное количество часов. Занятия строятся в зависимости от возможного уровня усвоения программы.

Примерные показатели усвоения программы:

  • I уровень: активное участие- действие выполняется самостоятельно с незначительными ошибками. Представления на уровне самостоятельного использования;
  • II уровень: активное участие действие выполняется ребёнком с помощью взрослого или по последовательной инструкции. Представления с подсказкой;
  • III уровень: пассивное участие/соучастие – действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним). Не выявить наличие представлений.

Варианты выполнения действий с различной степенью участия взрослого (степень помощи):

•        Действует методом «рука в руке» («рука под рукой»;

•        Выполняет при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но даёт ему возможность завершить задание, легко похлопывая или направляя его);

•        Выполняет после подсказки (подсказка может быть физической, вербальной или визуальной);

•        Выполняет по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания);

•        Действует по словесной инструкции (взрослый даёт словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости);

•        Выполняет самостоятельно (помощь взрослых не требуется)

Реализация программы осуществляется с учётом особенностей развития обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной  отсталостью (VIII вид) на основе принципов гибкости; индивидуализации;   согласовании программы обучающегося с родителями ребёнка или лицами, их заменяющими; целесообразности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 40 минут (которые включают сопровождение ребенка до кабинета, где проходит занятие и обратно). Коррекционный курс включает 34 занятия.

Программа включает в себя два раздела: развитие внимания и ориентирование в пространстве и предметной среде. У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью отмечаются трудности привлечения произвольного внимания, его быстрая истощаемость и утомляемость, повышенная или наоборот пониженная переключаемость. Обучающиеся так же испытывают трудности при ориентации на своем рабочем месте (парте, столе), в пространстве класса и помещении школы. Особые трудности отмечаются при ориентации на рабочем столе и при работе с бумагой.

Общая характеристика предмета, курса

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Основные элементы содержания

1

Развитие внимания

16ч.

Дидактические игры на привлечение,  удержание и переключение внимания

Привлечение внимания к подвижным и неподвижным предметам

Наблюдение за окружающей обстановкой

Повторение за действиями взрослого

Нахождение произошедших изменений в процессе занятия

Работа по простой инструкции

Наблюдать за действиями другого человека

Выполнять работу в малой группе

2

Ориентирование в пространстве и в предметной среде

18ч.

Упражнения на умения подготовить и организовывать свое рабочее место (парту или стол)

Игры и моделирование ситуаций для изучения и ориентации в пространстве своего класса

Дидактические игры на развитие формирования умение прятать и находить нужный предмет

Создание проблемных ситуаций для развития умения ориентироваться в ближайшем пространстве

Упражнения для формирования навыка взаимодействия с предметами из окружающего пространства по инструкции (от простой и односоставной до усложненной)

Материально-техническая база

        Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:

- учебное помещения: классная комната.

- мебель: 2 регулируемых парт и 4 стульчика, классная доска;

-учебно-методическая литература, пособия, игры, детская литература, хрестоматии для детей, различные пособия, дидактические игры.

Приложение к рабочей программе (РП №     -20     )

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Развитие внимания

I уровень: активное участие- действие выполняется самостоятельно с незначительными ошибками.

II уровень: активное участие действие выполняется ребёнком с помощью взрослого или по последовательной инструкции.

III уровень: пассивное участие/соучастие – действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним).

Зеркало.

Разноцветные шары

Прятки с игрушками

Веселый дождь

Сильный ветер

Идет снег

Выбиваем пыль

Бумажный листопад

Найди половину

Я и мои друзья

Мои игрушки

Давай играть!

Позовем друзей!

Передай по кругу

Передай другу

Веселые друзья

Кто это?

Где спрятался медведь?

Найди мячик

Найди кота

Спрячь игрушку

Найди игрушку

Веселая полянка

Большой дом

Рукавичка и мышка

Сделай так же

Сделай как у меня

Найди такой же предмет

Найди такую же игрушку

Что изменилось?

Кто где живет?

Чей это дом?

Найди одинаковые предметы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс (программа "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон)

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....

Рабочая программа кружка "Учись учиться" (1 класс)

Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» предназначена для учащихся 1 класса, разработана на основе авторской программы Е.В. Языкановой....

Программа "Я учусь учиться".

Программа "Я учусь учиться". 1-4 классы....

«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...

Техники повышения учебной мотивации, применяемые на занятиях по программе "Я учусь учиться!"

Учебная мотивация -это процесс ,который запускает ,направляет и поддерживает усилия ,необходимые для выполнения учебной деятельности .Для повышения учебной мотивации целесообразно использовать следующ...