Рабочая программа кружка "Учись учиться" (1 класс)
рабочая программа (1 класс) на тему

Михайлова Светлана Станиславовна

Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» предназначена для учащихся 1 класса, разработана на основе авторской программы Е.В. Языкановой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchis_uchitsya_1_klass_2017.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  Общая характеристика программы

Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы, составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и образовательной программы  «Учись учиться» (развитие познавательных процессов младших школьников) Е.В. Языкановой по авторскому учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (Москва: Экзамен, 2016 год).

         Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 7–10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей). Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие занятия в учебный процесс начальных классов: возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними.

Программа внеурочной деятельности является надпредметной и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на  формирование логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов - у  учащихся недостаточно  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка.  

Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.   Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.      

     

           Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов - 33. Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 35-40 мин.

Возраст воспитанников 7-8 лет (1 класс). Состав группы детей постоянный, набор производится по желанию детей.

  1. Цель и задачи программы

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
  • сохранение жизни и здоровья учащихся.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Курс включает в себя следующие направления:

  • формирование  общеинтеллектуальных  умений   (операции   анализа,   сравнения,   обобщения,   выделение  существенных   признаков   и   закономерностей,   гибкость мыслительных  процессов);
  • развитие    внимания     (устойчивость,     концентрация, расширение   объема, переключение,   самоконтроль и т.д.);
  • развитие   памяти   (расширение  объема,   формирования   навыков   запоминания,   устойчивости,   развитие смысловой  памяти);
  • развитие  пространственного  восприятия   и  сенсомоторной  координации;
  • формирование учебной  мотивации;
  • развитие личностной  сферы.
  • развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Основные принципы, на которых построена программа

Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

        Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Курс представляет собой игры и упражнения тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа (некоторые — олимпиадного уровня), то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Занятия проводятся одновременно со всем классом, так и с детьми, испытывающими трудности в обучении.

По усмотрению учителя   некоторые  задания  могут  не ограничиваться  по  времени.  Каждый ребёнок на выполнение задания тратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз,  когда он  встретит задание  подобного типа,  он справится  с ним  быстрее.

Сильные дети  могут  работать  с  материалом   индивидуально.  Перед каждым заданием даётся  краткая  инструкция,   а  учитель   контролирует,   правильно  ли   ребёнок его выполнил.  Можно устраивать соревнования на скорость выполнения заданий.  

Более слабые дети работают коллективно,  под руководством учителя.

Ребёнка   вначале   можно   заинтересовать   заданиями,   с   которыми   легко   справиться.   Если   задание оказалось   слишком   трудным,   его   можно   отложить на  некоторое   время,  а  потом   вернуться.  

Очень  важно  не  отказываться  совсем.  

Оценивать  следует только  успехи.   Обучение  должно  быть   победным!   

Успех в самом  начале  —  обязательное условие.

Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии.  

Детям   следует   закрасить   прямоугольники.   Если   ученик   считает, что  выполнил  задание  правильно, то  он  закрашивает прямоугольник   зелёным   цветом.   Если   сомневается   в правильности   решения   —   красным.   

При   оценивании занятия  учителем:  задание   выполнено   верно   —   прямоугольник   также   закрашивается   зелёным,   если   допущена  ошибка   —   красным.   Ребёнок   самостоятельно  ищет свои  ошибки,  или учитель объясняет,  в чём они   заключаются.  

Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

Оценка выполненных  заданий.

ученик

учитель

Обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся является важной задачей при  составлении данного курса. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:

  • игры;
  • кроссворды;
  • брейн-ринг;
  • тесты;
  • алгоритмы;
  • ситуативные задачи;
  • анализ конкретных ситуаций.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

     Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

    Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

  «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность  (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

    Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 25-30 минут.

    Задача  заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия  предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик  учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса  в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-     Определять цель деятельности   с помощью учителя. 

  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,   классификации, систематизации;

-     Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Введение в программу (2 ч)

Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия (28 ч)

Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам». (Т. с.8-9)

Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». (Т. с.10-11)

Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам». (Т. с.12-13)

Занятие 2.4  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова». (Т.с.14-15)

Занятие 2.5 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам». (Т.с.16-17)

Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам». (Т.с.18-19)

Занятие 2.7 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам». (Т.с.20-21)

Занятие 2.8  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам». (Т.с.22-23)

Занятие 2.9  Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».(Т.с.24-25)

Занятие 2.10 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам». (Т.с.26-27)

Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.28-29)

Занятие 2.12 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

 «Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.30-31)

Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.32-33)

Занятие 2.14 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.34-35)

Занятие 2.15 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.36-37)

Занятие 2.16 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Допиши «наоборот», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».(Т.с.38-39)

Занятие 2.17 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.40-41)

Занятие 2.18 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.42-43)

Занятие 2.19 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку».(Т.с.44-45)

Занятие 2.20  Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку». (Т.с.46-47)

Занятие 2.21  Упражнения на развитие внимания.

«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».(Т.с.48-49)

Занятие 2.22 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку». (Т.с.50-51)

Занятие 2.23 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку». Т.с.52-53)

Занятие 2.24 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку». (Т.с.54-55)

Занятие 2.25 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку». (Т.с.56-57)

Занятие 2.26 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку». (Т.с.58-59)

Занятие 2.27 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку».(Т.с.60-61)

Занятие 2.28 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку». (Т.с.62-63)

Раздел 3. Подведение итогов (3 ч)

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

игровая деятельность

ролевые игры, деловые игры, моделирующие игры

познавательная деятельность

познавательные беседы, дискуссии, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, участие в предметной неделе

проблемно-ценностное общение

групповая проблемная работа

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

       Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Тема

Количество часов

Дата проведения план

Дата проведения факт

1.1

Введение в программу.

Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

07.09

1.2

Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

1

14.09

2.1

Развивающие занятия.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

21.09

2.2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

28.09

2.3

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

05.10

2.4

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

12.10

2.5

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

19.10

2.6

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

26.10

2.7

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

09.11

2.8

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

16.11

2.9

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

23.11

2.10

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

30.11

2.11

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

07.12

2.12

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

14.12

2.13

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

21.12

2.14

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

25.12

2.15

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

11.01

2.16

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

18.01

2.17

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

25.01

2.18

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

01.02

2.19

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

08.02

2.20

Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

1

15.02

2.21

Упражнения на развитие внимания.

1

03.03

2.22

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

15.03

2.23

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

22.03

2.24

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

05.04

2.25

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

12.04

2.26

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

19.04

2.27

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

26.04

2.28

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

03.05

3.1

Подведение итогов

Итоговая диагностика и тестирование.

2

10.05

17.05

3.2

Выставка-конкурс «Лучшая книга».

1

24.05

Итого:

33

 Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце.  Такую диагностику может провести учитель и школьный психолог.  Данные заносятся в таблицу, чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся класса в течение учебного года, и в течение реализации программы.  Диагностику можно проводить, используя,  разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

Сроки

Вид  диагности

ки

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости  внимания);

- методика «Шифровка» (изучение уровня переключения  внимания);

Диагностика памяти:

- методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

- методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запомина- ния).

Диагностика мышления:

- Тест  Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

- методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

- методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

- исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер

Тестирование

Май

Итоговая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

Тестирование

Данные диагностики заносятся в таблицу.

Диагностическая таблица

Ф.И.О.

ребёнка

Развитие

внимания

Развитие

памяти

Развитие

мышления

Развитие

зрительно-

моторной

координации

1

2

3

4

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

-  сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении четырех лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей;

-– степенью помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения  заданий на разных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальных марафонах и т.п.,   при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно и насколько эффективно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

- отзывы учителей и родителей.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. УМК "Развивающие задания: тесты, игры, упражнения" 1 класс. Автор: Е.В. Языканова Жанр: курс развивающих занятий Издательство: "Экзамен", 2016

2. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2014

3. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2012

4. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ – ПРЕСС, 2014

5. Зак  А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. 2-е изд., испр. И доп. М.: АРКТИ, 2013

6. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка "Учимся жить правильно и красиво"" для 1-4 классов.

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе....

Рабочая программа для 2 класса "Учусь создавать проект"

Данную программу использую для занятий во внеурочной деятельности....

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа  курса  «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)...

Рабочая программа кружка: "Учусь создавать проект" 4 класс .

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего к...

Рабочая программа курса "Учимся исследовать" для обучающихся 1-4 классов

Программа курса «Учимся исследовать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Исследовательская деятел...