Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2
рабочая программа (2 класс) по теме

Коровина Татьяна Юрьевна

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка реализуется за счет достаточного количества занятий на эти звуки, повторяемости материала на последующих занятиях, а также написания достаточного выделения звуков. Применение приёма произношения звуков и слов, соответствующих их орфографическому обозначению (написанию), позволяет использовать для проработки слова, произношение которых расходится с их написанием. 

Содержание курса рассчитано  на 34 часа в год.

Реализация целей занятий достигается следующей работой:

-дифференциация звуков 

-написание диктантов

-участие в развивающих играх;                                                                                                

-совместный  анализ занятия и обсуждение – «присвоение» полученного опыта;           

 -высказывание личных впечатлений;                                                                                          

-развитие умения слушать собеседника.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Кружка

«Учусь правильно говорить»

(коррекция письменной и устной речи)

Класс 2  «а»

                                                                                  Программу составила:

                                                                        Коровина Т.Ю.,

                                                                         учитель начальных классов

                                         

                                                    2013 -2014 уч. год

                     

         

   День занятий:  

___________________________

 

   Время занятий:

__________________________

   

                                               Пояснительная записка

У учащихся общеобразовательных школ чаще всего встречаются пропуски гласных и согласных букв, смешения гласных звуков и букв:а-о, у-о, и-е, ы-и,ю-ё, у-и. достаточно часто смешиваются такими детьми переднеязычные парные согласные, различающиеся между собой по твёрдости-мягкости: т-т, , д-д, ,  н-н, , с-с, , з-з, ,  л-л, , р-р,.

количества опорных диктантов. Во время таких диктантов ребёнок, прежде чем написать смешиваемую букву, должен назвать ее опору, отработанную на предыдущих занятиях. Кроме приёма использования опор, на протяжении всех занятий используется прием интонационного Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка реализуется за счет достаточного количества занятий на эти звуки, повторяемости материала на последующих занятиях, а также написания достаточного выделения звуков. Применение приёма произношения звуков и слов, соответствующих их орфографическому обозначению (написанию), позволяет использовать для проработки слова, произношение которых расходится с их написанием.

Цели программы -  

 -коррекция специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи

- коррекция фонематических нарушений у учащихся

-развитие языковой чуткости

В содержании программы  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание курса рассчитано  на 34 часа в год.

Реализация целей занятий достигается следующей работой:

-дифференциация звуков  

-написание диктантов

-участие в развивающих играх;                                                                                                

-совместный  анализ занятия и обсуждение – «присвоение» полученного опыта;            

 -высказывание личных впечатлений;                                                                                          

-развитие умения слушать собеседника.

        Календарно-тематическое планирование

                       Тема

       Цели

       Дата

план

факт

1

Звуки речи

Познакомить учащихся с термином «звук»

Познакомить с понятием «звуки речи»

Учить различать понятия «звук» и «буква»

2

Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда.

Познакомить учащихся с делением звуков на гласные и согласные, способами их образования

Познакомить с гласными первого ряда

Закрепить понятия «звук»и «буква»

Упражнять в отраженной речи

3

Звук [а] , строчная буква «а»

Познакомить учащихся с артикуляцией звука [а],его правильным звучанием

Упражнять в правильном произношении звука[а]

Учить приёму интонационного выделения гласного звука из слова; закреплять звукобуквенную связь

Воспитывать правильный речевой выдох; упражнять в отраженной речи

4

Звук [о],строчная буква»о»

Познакомить учащихся с артикуляцией звука [о],его правильным звучанием

Упражнять в правильном произношении звука[о]

Учить приёму интонационного выделения гласного звука из слова; закреплять звукобуквенную связь

Воспитывать правильный речевой выдох; упражнять в отраженной речи

5

Дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»

Учить учащихся различать гласные [а] и [о] по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам

Учить слышать их в составе слова

Упражнять  в их правильном произношении

Упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов

Закреплять звукобуквенные связи

Воспитывать правильный речевой выдох

Занятие 5.1., 5.2. (с.16-19)

6

Звук [у], строчная буква «у»

Познакомить учащихся со звуком [у],его правильным звучанием и артикуляцией

Закрепление звукобуквенной связи

Продолжать учить выделять гласные в односложных словах

Упражнять в приеме интонационного выделения гласного из слов

Воспитывать правильный речевой выдох

7

Дифференциация звуков [о]  и [у]

Учить учащихся различать гласные [о] и [у] по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам

Учить слышать их в составе односложных  слов

Упражнять  в их правильном произношении

Упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов

Закреплять звукобуквенные связи

Воспитывать правильный речевой выдох

№7.1 - 7.2

8

Звук [ы]

Познакомить учащихся с гласным звуком [ы], его правильным звучанием и артикуляцией

Закреплять умение выделять гласные из односложных слов на основе приема интонационного выделения

Воспитывать правильный речевой выдох

9

Гласные строчные буквы второго ряда

Познакомить учащихся с гласными строчными буквами второго ряда

Показать учащимся, что гласные буквы второго ряда обозначают слияние звуков [й] и [а], [й] и [о], [й] и [э], [й] и [у]

Упражнять в отраженной речи

10

Звук [и], строчная буква «и»

Познакомить учащихся с артикуляцией  и правильным звучанием звука [и],графическими признаками строчной буквы «и»

Упражнять в правильном произношении звука [и],

Закреплять звукобуквенную связь

Закреплять умение выделять гласные из слов на основе приема интонационного выделения

Воспитывать правильный речевой выдох

11

Дифференциация гласных звуков [ы] и [и]

Учить учащихся различать гласные [ы] и [и] по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам

Учить слышать их в составе односложных  слов

Упражнять  в их правильном произношении

Упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов

Закреплять звукобуквенные связи

Воспитывать правильный речевой выдох

12

Дифференциация гласных звуков [у] и [и], строчных букв «у» и «и»

Учить учащихся различать гласные [у] и [и] , стоящие в сильной позиции, в составе односложных  слов по их артикуляционным, акустическим , а строчные буквы «у» и «и»- по графическим признакам

Упражнять  в их правильном произношении

Упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов

Закреплять звукобуквенные связи

Упражняться в правильном использовании опор при написании букв

13

Гласная строчная буква «е»

Познакомить учащихся с гласной строчной буквой «е» второго ряда

Закрепить знания учащихся о том, что гласная буква «е» обозначает сочетание звуков [й] и [э]

14

Дифференциация звука [и] и звукосочетания [йэ], строчных букв «и» и «е»

Учить учащихся различать гласный звук  [и] и сочетание звуков[йэ] по их артикуляционным признакам  изолированно и в составе слогов

Учить различать строчные гласные буквы «и» и «е»- по графическим признакам

Упражнять  в их правильном произношении

Упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов

Закреплять звукобуквенные связи

Воспитывать правильный речевой выдох

15

Дифференциация звукосочетаний[йо] и [йу], обозначение на письме гласными буквами «Ёё» и «Юю»

Учить учащихся различать звукосочетания [йо] и [йу] по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов, а также в словах после гласных или после разделительных ь и ъ

Упражнять в правильном произношении этих звукосочетаний

Закреплять звукобуквенные связи

Воспитывать правильный речевой выдох

16

Деление слов на слоги

Познакомить учащихся с понятием «слог»

Познакомить со свойством линейности слогов

Познакомить с делением слов на слоги

Учить различать понятия «слово» и «слог»

Упражнять в отраженной речи

17

Звукослоговой анализ и синтез слов

Познакомить учащихся со слогообразующей ролью гласных

Учить делить односложные слова на слоги с опорой на гласные

Упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения

Закреплять знание артикуляционных и графических свойств  гласных

Упражнять  в отраженной речи (17.1 - -17.2)

18

Звуковой анализ слов

Учить учащихся делить трехсложные слова на слоги с опорой на гласные

Продолжать учить выполнять последовательный звуковой анализ слогов в составе слов

Упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения

Упражнять в выделении последней согласной в слове

Упражнять в отраженной речи

(17.3 – 17.4)

19

Звукобуквенный анализ и синтез слов

Учить учащихся последовательно выделять звуки в слове, делая при этом паузу между слогами

Упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения

Упражнять в отраженной речи

(17.5 – 17.6)

20

Ударение

Познакомить учащихся с терминами «ударение», «ударная гласная»

Учить слышать ударный слог  в слове

Показать смыслоразличительную роль ударения

Упражнять в выделении гласных из состава слов

(18.1 – 18.3)

21

Твердые и мягкие согласные

Познакомить учащихся с понятиями «твердые» и «мягкие» согласные

Учить слышать мягкое и твердое звучание согласных

Познакомить со способом обозначения мягкости согласного мягким знаком

(19.1 – 19.2)

22

Дифференциация звуков [н] и [н,] 

Познакомить учащихся со звуками [н] и [н,] 

Учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

Закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда

(20.1 – 20.2)

23

Дифференциация звуков [т] и [т,] 

Познакомить учащихся со звуками [т] и [т,] 

Учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

Закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда

Формировать ритмическую сторону речи

(21.1 – 21.2)

24

Дифференциация звуков [д] и [д,] 

Познакомить учащихся со звуками [д] и [д,] 

Учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

Закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда

Формировать ритмическую сторону речи

(22.1 – 22.2)

25

Дифференциация звуков [с] и [с,] 

Познакомить учащихся со звуками [с] и [с,] 

Учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

Закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда

Формировать ритмическую сторону речи

(23.1 – 23.2)

26

Дифференциация звуков [з] и [з,] 

Познакомить учащихся со звуками [з] и [з,] 

Учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

 (24.1 – 24.2)

27

Дифференциация звуков [л] и [л,] 

Познакомить учащихся со звуками [л] и [л,] 

Учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

Формировать ритмическую сторону речи

 (25.1 – 25.2)

28

Дифференциация звуков [р] и [р,] 

Познакомить учащихся со звуками [р] и [р,] 

Учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

 (26.1 – 26.2)

29

Дифференциация звуков [л] и [р] 

Учить учащихся различать звуки [р] и [л] 

 по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов

Закреплять звукобуквенную связь

 (27.1 – 27.2)

30

Дифференциация звуков [п] и [т]  , строчных букв «п» и «т»

Познакомить учащихся с артикуляционными и акустическими признаками звуков[п] и [т] 

Упражнять в различении этих звуков изолированно и в составе слогов

Упражнять в приеме интонационного выделения звуков  (28.1 – 28.5)

31

Дифференциация звуков [б] и [д]  , строчных букв «б» и «д»

Учить различать звуки [б] и [д]  по артикуляционным и акустическим признакам

(29.1 – 29.4)

32

Дифференциация звуков [ч,] и [ц] 

Познакомить учащихся с артикуляционными и акустическими признаками звуков [ч,] и [ц] 

Учить различать их изолированно, в составе слогов, слов

Познакомить с опорами букв «ц» и «ч»

Закреплять звукобуквенные связи

Упражнять в интонационном выделении звуков из слов

(30.1 – 30.5)

33

Дифференциация звуков [ш] и [щ]  , строчных букв «ш» и «щ»

Учить  учащихся различать звуки [ш] и [щ]  по их артикуляционными и акустическими признакам

Учить различать буквы «ш» и «щ» по их графическим признакам

Закреплять звукобуквенные связи

(31.1 – 31.4)

34

Дифференциация звуков [ч,] и [щ] 

Познакомить учащихся с артикуляционными и акустическими признаками звуков [ч,] и [щ] 

Учить различать их изолированно, в составе слогов, слов

Закреплять звукобуквенные связи

Упражнять в интонационном выделении звуков из слов

(32.1 -32.5)

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса:

- уметь различать понятия «звук» и «буква»

-уметь правильно произносить звуки

- уметь выделять гласные в односложных словах

- уметь делить трёхсложные слова на слоги с опорой на гласные

- уметь последовательно выделять звуки в слове, делая при этом паузу между слогами

Список литературы:

  1. Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников- Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном  логопункте., Просвещение, 1991.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка "Учимся жить правильно и красиво"" для 1-4 классов.

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе....

Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....

кружок по русскому языку «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи)

В содержании программы  кружка по русскому языку  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Содер...

Рабочая программа кружка: "Учусь создавать проект" 4 класс .

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего к...

Рабочая программа кружка "Учусь правильно говорить"

Пояснительная записка. Содержание. Список литературы....

Рабочая программа кружка "Учись учиться" (1 класс)

Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» предназначена для учащихся 1 класса, разработана на основе авторской программы Е.В. Языкановой....