Рабочая программа кружка: "Учусь создавать проект" 4 класс .
рабочая программа (4 класс) на тему

Губина Елена Михайловна

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МК

 «_____» ________ 2015г.                          

Протокол №

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

 «_____» ________ 2015г.                          

Протокол №

 

      УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 2100

_____________Зиновьева Н.В.

  «____» ______________2015г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

«Школа № 2100»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                             кружка

« Учусь создавать проект-2  »

4 класс

Автор-разработчик программы:

Губина Елена Михайловна – педагог дополнительного образования,

                              учитель начальных классов.

Возрастная категория:  от 9  до 11  лет

Срок реализации данной  программы: 1 год (лет)

Направленность: научно-познавательная

Уровень программы: базовый

                                                                                          г. Москва

2015-2016

учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность дополнительной программы.

  Рабочая программа  кружка«Учусь создавать проект » для 4 класса «Г «составлена мною  на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса по проектной деятельности для младших школьников  Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных  способностей / Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,   проектируем, создаём./.Она имеет научно- познавательную  направленность.

         2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной  образовательной программы начального общего образования.

Актуальность  дополнительной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

В связи с этим актуальна  в наши дни идея повышения эффективности обучения младших школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности, такой как проектная деятельность,

Таким образом организация проектной деятельности учащихся становится все популярнее и актуальнее в современной образовательной практике, не только в урочной деятельности но и в кружковой деятельности. Тем более что младшие школьники: ученики нашего 4 «Г» класса проявляют большой интерес к выбору темы проекта,к  работе над проектом , к  презентации его, начиная с первого года обучения в школе при непосредственной помощи родителей.

Дети имею опыт  выступления со своим проектами на Окружных, Городских, Всероссийских конкурсах  и не хотят останавливаться на достигнутом.

      Актуальность  дополнительной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. 

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы.

    Педагогическая целесообразность  и новизна данной программы вытекает из развития педагогической науки  и нашего общества на современном этапе , из целей и задач наших занятий и нашей программы обучения.

3.    Цель программы: развитие навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации ,умения добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Задачи:

  • Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
  • Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
  • Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
  • Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта  (личностные УУД)

4.Отличительные особенности данной дополнительной  образовательной программы.

Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и

целостности образования в целом;

• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• системность организации учебно-воспитательного процесса;

• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

5.Возраст детей.

Доминирующий возраст для данной программы –возраст младшего школьника-

9-11 лет, так   как это программа рассчитана на начальное образование.

Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.

Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.

Мотивы раскрываются  и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.

Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.

Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.

Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.

6.Сроки реализации- 1 год.   

7. Формы и режим занятий.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие

формы и приемы работы:

  • игры; опыты;
  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа с компьютерами;
  • дискуссии, беседы.

Формы работы: работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа,

самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимопомощь.

Форма занятий – групповая ,индивидуально-групповая .

Режим занятий :один раз в неделю по 45 минут.

8.Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  • Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
  • Формируется навык планирования деятельности.
  • Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
  • Формируется опыт защиты своей идеи.
  • Формируется опыт самоопределения.
  • Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
  • Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
  • Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
  • Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.

Данная рабочая дополнительная программа предполагает получение школьниками третьего уровня результатов: получение детьми самостоятельного социального опыта  Проявляется это в участии детей в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Данная программа формирует у детей компетенции осуществлять универсальные учебные действия: личностные, регулятивные ,познавательные ,коммуникативные.

 Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

формирование рефлексии. 

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра,

уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех

участников общения и сотрудничества; умение планировать

и реализовывать совместную деятельность как в позиции

лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты

на основе договорённости. 

Регулятивные УУД: умение классификацировать  объекты,

ситуации, явления по различным основаниям под

руководством учителя; устанавливать  причинно-

следственные связи, прогнозировать, выделять

противоположные признаки объекта, преодолевать  

психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности,

инициативы в учении и познавательной активности, умения

ставить вопросы и находить ответы;

 планирование своих действий под руководством учителя;

приобщение к исследовательской и проектной работе.

Умение делать выводы и обобщения.

Данная программа диагностична и результативна.

Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.

Способами определения результативности являются: педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов анкетирования, активности  обучающихся на занятиях и защиты проектов.

Формами подведения итогов.

Документальные формы проведения итогов: портфолио обучающихся.

Также к формам подведения итогов относятся: выставки продукта проектов ,выступления обучающихся со своими проектами: проектно-исследовательскими работами  и презентациями  на фестивалях, олимпиадах, мастер-классах, учебно- исследовательских конференциях, на конкурсах Городских, Окружных, Всероссийских и Всесоюзных.

                               II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Теоретическая часть

        25

2

Практическая часть

         9

  1. защита проекта

Всего:

         34

III.        СОДЕРЖАНИЕ           ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Перечень  тем

Количество часов

   

   

  1.

«Твои новые интересы и увлечения»

     

    1

   2.

 

« Виды проектов»

   

     1

   3.

 

« Исследовательско-творческий проект»

   

     1

   4.

«Творческий проект»

     

      1

  5-6

«Ролево- игровой проект».

     

      2  

  7-8

«Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой».

     

       2

9-10

«Информационно- иследовательский проект».

     

       2

  11

«Практико-ориентированный проект»

   

      1

  12-13

«Монопредметный проект»

   

      2

  14.

Межпредметный проект

   

      1

 15

 

Виды презентационных проектов

      1

16

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

     1

17

Вид презентации в рамках

Научной конференции

     1

18

Правильная подготовка презентации к проекту

     

      1

19-20

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления,  

      2

21-22

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом.

     

     2

23

Типичные ошибки проектантов.

     1

24

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

     1

25

Программа МРР Формирование умения в работе с диаграммой

    1

26

Программа МРР. Формирование умения

в  работе с таблицей.

    1

                 27

Практическая работа.

    1

28

Тестирование. Самоанализ.

Рефлексия.

    1

 29

Использование ресурсов Интернета при подготовке

Презентации.

    1

30

Программа   Microsoft OfficeWord.Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

    1

31

Твои впечатления от работы  над проектом.

    1

32

Пожелания будущим проектантам.

    1

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.(Руководителю проекта и так далее).

    1

34

Советы мудрого Дельфина на лето.

    1

   

Итого:

34

                 

            IY     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .

Формами и методами  и приемами работы являются: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа  с учащимися ,создание презентаций ,практическая  работа в рабочих тетрадях и на компьютерах, знакомство с терминологией видов проектов, создание мини-анкет,таблиц,диаграмм.

        Материально-техническое обеспечение занятий:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • ноутбуки для учащихся
  • прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов, материалы на электронных носителях.

                             V.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                         Список литературы:

     Учебно-методическая литература для учителя:

   Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,    проектируем, создаем. Методическое пособие  4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014 года.)

  1.А.В.Горячев, Н.И.Иглина «Все узнаю, все смогу.2-4 классы»пособие по проектной деятельности .М: Баласс,2010.

  2.А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010.

3.Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

4.М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе система заданий. – М.: Просвещение, 2010.

5 Н.А. Криволапова. Учимся учиться. Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов. - Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011

7. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:

«Народное образование». 2000, №5

Учебная литература для   обучающихся:

Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г. ( в двух частях) 

Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить        задачу        формирования        самостоятельности        ребёнка,        способности        к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини- проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Электронные ресурсы:

1.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]

http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

[Электронный ресурс]

http://standart.edu.ru/ (09.03.11) 

                                                   ПРИЛОЖЕНИЯ.

     

Краткий словарь «проектных» терминов

Актуальность – показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Выход проекта – продукт проектной деятельности.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Долгосрочный проект – проект продолжительностью от одной четверти и более.

Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Заказчик проекта – лихо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.

Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

Индивидуальный проект- проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя  проекта в ряде случаев недостаточна.

Координация проекта – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Методы исследования – основные способы проведения исследования.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.

Оппонент – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.

Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является

изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект:

  1. Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
  2. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от  проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

Проектирование:

  1. Процесс разработки проекта (в знач. 1.) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка  проекта и технологии; защита проекта.
  2.  Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Проектные ситуации – различные специальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.

Результаты проекта:

1) выход проекта;;

2) портфолио проекта;

3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер  ученика, формировании у него определённых ОУУН и др.

Рецензент – на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ  проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).Этапы проекта – основные периоды работы проектной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка "Учимся жить правильно и красиво"" для 1-4 классов.

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе....

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....

Программа кружка "Учусь создавать проект"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курса «Учусь создавать проект» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развив...

Программа кружка "Учимся решать комбинаторные задачи." 1 класс Истомина Н.Б.

Рабочая программа учебного курса «Решение комбинаторных задач» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учетом авторской программы по математике Н....

Рабочая программа кружка "Учусь правильно говорить"

Пояснительная записка. Содержание. Список литературы....

Рабочая программа кружка "Учись учиться" (1 класс)

Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» предназначена для учащихся 1 класса, разработана на основе авторской программы Е.В. Языкановой....