Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
рабочая программа на тему

Внеурочная деятельность. Рабочая программа  курса  «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_tvorcheski_myslit_1-4_klass.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 1

Рассмотрено                                         Согласовано                             Утверждено

на заседании МО                                заместитель                             директор школы

протокол № 1 от 27 августа 2014 г.        директора                

руководитель МО                                ________/Якуничева Е.А./       ________/Саленкова И.Л/                                   _________    /Богданова М.В./              28 августа 2014 г.                        

Рабочая программа внеурочной деятельности

курса  «Учусь творчески мыслить»

                                   (по интеллектуальному направлению

                                         для учащихся 1-4 классов)

Программу разработала учитель  

начальных классов МБОУ СОШ № 1

г. Ярцево Смоленской обл.

высшей квалификационной категории

                                                                      Анискина Валентина Анатольевна

               

2014-15 учебный год

Пояснительная записка

  Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учусь творчески мыслить» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации
  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
  4. Фундаментального ядра содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., «Просвещение», 20011
  5. Примерной и авторской программы  курса Н.Д. Алексеева, А.С. Исаенко, Т.И. Кузея «Учусь творчески мыслить»: -  Минск
  6. Примерного учебного плана ОУ Смоленской области
  7. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1
  8. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 1
  9. Учебного плана МБОУ СОШ  № 1 на 2014-2015 учебный год.

 

  Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федеральному государственному образовательному  стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

  Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность детям проявить высокий уровень развития творческих способностей.

За основу при создании программы взята концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности, созданная Дж. Гилфордом, и идеи санкт-петербурского психолога Ю.Б. Гатанова.

В процессе реализации программы используются преимущественно интерактивные методы, ориентированные на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Учитель также формирует представление учащихся о таких методах и приёмах творческой деятельности как «мозговой штурм», свободные ассоциации, изменение точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий, динамизации/статичности и др.

Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся первой ступени общего среднего образования.

Основные задачи программы:

  1. Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
  2. Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
  3. Формирование и развитие у учащихся навыков общения и сотрудничества в процессе решения творческих задач.
  4. Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации противоречий, возникающих в ходе решения задачи.

В основу программы легли основные дидактические принципы: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.

Реализация принципа доступности означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование позитивного и осознанного отношения учащихся к обучению, убежденность в значимости получаемых представлений и навыков, а также интенсивную умственную и практическую деятельность в процессе обучения.

Принцип творческого обучения означает, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.

Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у учащихся уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов ее решения.

Воплощение принципа обратной связи означает развитие у учащихся рефлексивных умений в процессе творческой деятельности.

Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения на формирование интереса детей к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание учителя к каждому учащемуся на каждом уроке.

В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.

У учащихся формируются следующие качества:

1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.;

2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;

3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения; 

4) способность к детальной разработке - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 

5) коммуникативность - способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.

Программа для I класса рассчитана на 33 учебных часа; для II- IV классов - на 34 учебных часа (при одном занятии в неделю). На факультативных занятиях выполняются задания серий «А» и «Б». Задания серии «А» направлены на формирование приёмов творческого мышления; задания серии «Б» - на закрепление и развитие навыков творческой деятельности. Программой по каждому классу предусмотрены также 10 свободных заданий (задания серии «В») - для развития навыков самостоятельной творческой работы. Форма выполнения заданий серии «В» - самостоятельно или с родителями в выходные, праздничные, каникулярные дни.

Программа обеспечена пособиями для учащихся (по каждому классу) и соответствующими им учебно-методическими пособиями для учителей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС

Тема

Содержание работы

Виды заданий

Кол-во часов

Дата проведения

1

Разные слова

  • Ознакомление учащихся с особенностями занятий по развитию творческого мышления;
  • развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций;
  • осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.

Задания А, Б, В

2

2

От точки к точке

  • Развитие гибкости наглядно-образного мышления на основе метода свободных ассоциаций;
  • осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.

Задания А, Б

2

3

Смеемся и грустим

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие творческой продуктивности и гибкости мышления;
  • закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • осознание учащимися того, что самые разные ситуации могут создавать у людей одно и то же настроение.

Задание А, В

2

4

Готовимся к празднику

  • Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов;
  • развитие умения придавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

Задания А, Б, В

2

5

Вот так история

  • Развитие воображения и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода динамизации;
  • развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.

Задания А, Б, В

2

6

Кто больше увидит

■ Развитие способностей к детализации образных идей на рисунке, оригинальности наглядно-образного мышления на основе метода объединения.

Задания А, Б

2

7

Лица: весёлые, грустные

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на материале знаков и обозначений;
  • развитие способности к разработке деталей.

Задания А, Б

2

8

Модельер

  • Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
  • развитие наблюдательности и воображения.

Задание А, Б, В

2

9

Что я делаю, когда...

■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;

 ■ усвоение этических правил обсуждения творческих идей.

Задание А

1

10

Говорящие линии

  • Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей;
  • развитие умения делать выводы, выходящие за пределы имеющейся информации, связанные с этой информацией и вытекающие из нее.

Задание А, В

2

11

Летучие кошки

  • Развитие оригинальности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода подбора нетипичных свойств к объекту;
  • развитие умения представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, преодолевать психологическую инерцию.

Задания А, Б

2

12

Вторая жизнь

  • Применение метода «мозгового штурма»;
  • формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое;
  • усвоение правил (в том числе и этических) проведения «мозгового штурма».

Задания А, Б, В

2

13

Оранжевое небо, оранжевое море...

  • Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
  • развитие умения выделять предметы, имеющие общее свойство, — цвет.

Задание А, В

2

14

Новая старая сказка

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов;
  • развитие способности придумывать альтернативные окончания для истории и сказок;
  • усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения.

Задания А, Б, В

2

15

Детский мир

■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе методов классификации и дихотомии.

Задания А, Б

2

16

Фантастические создания

  • Развитие воображения и наглядно-образного мышления;
  • развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.

Задания А, Б, В

2

17

Волшебная дверь

  • Развитие воображения и наглядно- образного мышления на основе методов «дихотомия» и «внесение/вынесение»;
  • формирование умения планировать; развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

Задания А, Б

2

Итого:

33

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны иметь представление:

- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи.

Учащиеся должны уметь:

-  придумывать как можно больше вариантов решений задачи;

- устно описывать решения задач, заданных в образной, символической, словесной и поведенческой форме;

- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.

2 КЛАСС

Тема

Содержание работы

Виды заданий

Кол-во часов

Дата проведения

1

Полезные свойства

■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций.

Задания А, Б

2

2

Развлечения маленьких и дела больших

■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода увеличения-уменьшения объекта.

Задания А, Б

2

3

Шапки для дрессировщиков

■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями.

Задания А, Б, В

2

4

Рисуем письма

■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно- логического мышления на основе рисуночного письма - метода пиктограммы.

Задания А, Б, В

2

5

Волшебные петельки

  • Развитие способности к разработке деталей на основе метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями;
  • развитие воображения и оригинальности наглядно-образного мышления.

Задания А, Б

2

6

Что было, что будет...

■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода «мозговой штурм», а также метода придания объекту динамики-статики.

Задания А, Б, В

2

7

Что можно сделать из картошки?

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода дробления-объединения;
  • освоение метода «мозговой штурм».

Задания А, Б, В

2

8

Шифры и тайны

■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода «увидеть необычное в обычном».

Задания А, Б

2

9

Лозунги и значки

  • Развитие творческой продуктивности и оригинальности наглядно-образного мышления на основе метода «мозговой штурм»;
  • развитие способности к образной разработке деталей.

Задания А, Б

2

10

Необычные превращения обычных предметов

■ Развитие творческой продуктивности, гибкости и оригинальности словесно- логического мышления на основе методов «увидеть необычное в обычном» и внесения-вынесения.

Задания А, Б, В

2

11

Треугольный котенок

  • Развитие гибкости наглядно-образного мышления и умения разрабатывать детали на основе метода создания нового путем комбинирования известных компонентов;
  • развитие умения создавать целое из элементов.

Задания А, Б, В

2

12

Что у нас общего?

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического и наглядно-логического мышления на основе метода оценки известных явлений с новой точки зрения;
  • развитие способности классифицировать информацию разными способами.

Задания А, Б, В

2

13

Комиксы

■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода динамизации.

Задания А, Б, В

2

14

Представь себя деревом

  • Развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие способности к перевоплощению на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
  • развитие воображения и формирование навыков творческого сочинения.

Задания А, Б

2

15

Мягкий, пушистый, урчащий

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов объекта или явления;
  • развитие способности описывать объект.

Задания А, Б, В

2

16

Перевертыши

■ Развитие оригинальности наглядно- образного и словесно-логического мышления на основе методов «увеличение-уменьшение объекта» и «обзор всех мыслимых вариантов объекта или явления».

Задания А, Б

2

17

Перепутанные сказки

■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе методов рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями.

Задания А, Б, В

2

Итого:

34

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны иметь представление:

  • об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
  • о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач;
  • о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события.

Учащиеся должны уметь:

  • устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
  • придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
  • работать в группе методом «мозгового штурма»;
  • терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.

3 КЛАСС

Тема

Содержание работы

Виды заданий

Кол-во часов

Дата проведения

1

Необычные события

  • Развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода внесения/вынесения.
  • развитие умения преодолевать психологическую инерцию.

Задания А, Б, В

2

2

Заколдованные фигурки

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
  • развитие способности к дальнейшей разработке идеи.

Задания А, Б, В

2

3

Уменьшение и увеличение

■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода увеличения/уменьшения параметров объекта.

Задания А, Б, В

2

4

Дерево слов

  • Развитие гибкости словесно-логического мышления на основе метода универсализации:
  • развитие способности устанавливать смысловые ассоциации между отдельными словами и группами слов.

Задания А, Б, В

2

5

Спрятавшийся рисунок

■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода универсализации.

Задания А, Б

2

6

Эмоции и настроения

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода дихотомии;
  • развитие умения по разным основаниям классифицировать информацию, отражающую поведение человека;
  • обсуждение этических аспектов межличностного общения.

Задания А, Б

2

7

Крестословица

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления;
  • развитие способности связывать информацию, выраженную в образах и при помощи слов;
  • развитие способности к разработке деталей придуманных образов.

Задания А, Б, В

2

8

Придумай предложение

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций;
  • осознание детьми, что все люди разные и надо уважать мнение, отличное от собственного.

Задания А, Б, В

2

9

Космические туристы

■ Развитие творческой гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычных сторон в привычном объекте и нахождения чего-то необычного за пределами, вокруг привычного объекта.

Задания А, Б

2

10

Имя

  • Развитие творческой оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и дихотомии;
  • рассмотрение этических аспектов межличностного общения.

Задания А, Б, В

2

11

Иначе говоря

  • Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
  • рассмотрение этических аспектов межличностного общения.

Задания А, Б, В

2

12

Спрячь слово

■ Развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе изменения под привычным углом привычных объектов, материалов, ситуаций.

Задания А, Б

2

13

Придумай окончание истории

  • Развитие оригинальности словесно- логического мышления на основе методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
  • развитие умения создавать различные настроения, придумывать оригинальные окончания историй.

Задания А, Б, В

2

14

Придумай слово

■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов.

Задания А, Б,В

2

15

Как поднять настроение

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
  • рассмотрение этических аспектов межличностных взаимоотношений.

Задания А, Б

1

16

Планирование

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода придания объекту динамики/статики;
  • рассмотрение этических аспектов межличностного взаимодействия людей.

Задания А, Б

2

17

Газетный репортаж

  • Развитие оригинальности словесно- логического мышления на основе методов придания объекту динамики/статики и нахождения чего-то необычного за пределами привычного объекта;
  • создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации.

Задания А, Б, В

2

18

Сравнения

  • Развитие продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления,
  • развитие воображения, развитие способности придумывать красочные эпитеты.

Задание А

1

Итого:

34

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны иметь представление:

- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту;

- рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения;                  систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события;

-динамизация, дихотомия и др.

Учащиеся должны знать:

- этические правила поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;

- формы проявлении человеческой индивидуальности (ролевые позиции) в процессе решения творческих задач;

- критерии различения оригинальных идей и идей повторяющихся, «банальных».

Учащиеся должны уметь :

- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;

- работать в группе методом «мозгового штурма»;

- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);

11

- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;

- представлять от имени группы совместно найденное решение.

4 КЛАСС

Тема

Содержание работы

Виды заданий

Кол-во часов

Дата проведения

1

Сильные и смелые

  • Развитие гибкости словесно-логического мышления;
  • развитие способности классифицировать информацию о поведении человека по различным признакам.

Задания А, Б, В

2

2

Своя рифма

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления;
  • развитие навыков работы методом «мозгового штурма».

Задания А, Б

2

3

Взгляд с другой стороны

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
  • развитие способности к преобразованию имеющейся информации;
  • рассмотрение этических аспектов межличностных отношений.

Задания А, Б

2

4

Треугольный конструктор

  • Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
  • развитие умения устанавливать связи между образной информацией и информацией, выраженной словами.

Задания А, Б, В

2

5

Как комар в жирафа превратился

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода универсализации и свободных ассоциаций;
  • освоение этических правил общения в творческом процессе.

Задания А, Б

2

6

Опиши настроение

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
  • развитие способности передавать чувства и настроения.

Задания А, Б, В

2

7

Удивительная полоска

  • Развитие гибкости и творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода нахождения новых явлений путем комбинирования известных;
  • развитие умения устанавливать связи между образной и словесной информацией.

Задания А, Б

2

8

Множества фигурок

  • Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода дихотомии;
  • развитие гибкости мышления в работе с образной информацией.

Задания А, Б, В

2

9

Схемы предложений

■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления.

Задания А, Б

2

10

Новые отгадки

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
  • развитие умения находить нестандартные ответы.

Задания А, Б

1

11

Прятки

  • Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
  • развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

Задания А, Б, В

2

12

Ребусы

■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода дробления/объединения объекта.

Задания А, Б, В

2

13

Заполни кроссворд

■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение слова), а по символическому (число букв в слове, начальные буквы слова и т. п.) признаку.

Задания А, Б

2

14

Символы

  • Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода пиктограммы;-
  • развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями.

Задания А, Б

2

15

Заголовки

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи;
  • развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу.

Задания А, Б, В

2

J6

А если с юмором?

  • Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи;
  • развитие навыков командного взаимодействия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.

Задания А, Б, В

2

17

Своя поговорка

  • Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления; развитие навыков групповой работы методом «мозгового штурма»;
  • обсуждение этических аспектов межличностного взаимодействия.

Задания А, Б, В

2

18

Старая сказка на новый лад

■ Развитие оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода изменения точки зрения на привычный объект с помощью заданных педагогом условий.

Задание А, В

1

Итого:

34

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны иметь представление:

- о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту;

-  рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек  рения; -

 - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события;

- динамизация, дихотомия и др.

Учащиеся должны знать:

- этические правила поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;

- критерии различения оригинальных идей и идей «банальных»;

- разделение ролей в творческой группе («генератор идей», «критик», «организатор работы», «разработчик» и т.п.).

Учащиеся должны уметь:

-  придумывать как можно больше вариантов решений задачи; уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;

-  устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);

- отбирать среди своих идей и идей товарищей оригинальные ответы;

-  терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые другими учащимися, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;

- представлять от имени группы совместно найденное решение.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев, Н. Д. Одаренность: способности, мотивация и творчество : пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н.Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. — 88 с.

2.Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Монография / Д. Б. Богоявленская. — Самара : Издательский дом «Федоров», 2009. — 416 с.

3.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта /7 Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. - М., 1965.

4.Гипиенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо, 1996. — 336 с.

5.Джордан, А. Эврика! Десять способов освободить ваш творческий гений / А. Джордан, — СПб. : Питер паблишинг, 1997. — 352 с.

6.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — М., 1995.

7.Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Я. Л. Коломинский. — Минск : ООО «ФУ Аинформ», 2003. — 312 с.

8.Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. — М.: Лайда, 1994. - 192 с.

9.Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — СПб., 1997.

11.Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева и др.; под ред. Н. С. Лейтеса. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2000. — 336 с.

12.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М. : Пед. о-во России. 1999. — 442 с.

13.Рензулли, Дж. Модель обогащающего школьного обучения : практическая программа стимулирования одаренности детей / Дж. Рензулли, С.М.Рис // Основные концепции творчества и одаренности: под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997.

14.Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. — СПб. : Речь, 2001. —240 с.

15.Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. — М. : Владос, 2000. — 320 с.

16.Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — 2-е изд., перераб. и доп.; пер. с англ. — СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.

17.Guilford, J. P. Creative talents. - N. Y„ 1986.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению  для учащихся 1-4 классов)...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа в соответствии с ФГОС. Социальное направление. "Азбука безопасности"

1 раздел. "Будь ярким на дороге. Безопасность- пешеходам"2 раздел. "Основные правила поведения на улице. Транспорт"3 раздел. "Все мы - участники дорожного движения"4 разд...