Описание опыта педагогической деятельности
статья (4 класс)

Пильникова Галина Степановна

Описание педагогической деятельности "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в 4 классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЧЕТВЁРТОМ  КЛАССЕ»

                                    учителя начальных классов

                              Пильниковой  Галины Степановны

В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.

Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока русского языка, а проблема выработки форм и методов обучения, не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.

Актуальность данного опыта состоит в том, что самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе  которого происходит  формирование  знаний,  умений и  навыков. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы детей  является  важнейшей задачей обучения в школе.

Современному обществу требуются личности, которые умели бы самостоятельно, творчески  решать научные,  производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Цель: определение оптимальных методов и приёмов по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в 4 классе.

Задачи:

  1. Выявить оптимальную систему методов и приёмов по организации самостоятельной работы учащихся.
  2. Формировать у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимо- и самоконтроль.
  3. Обеспечить положительный результат обучения, сохраняя здоровье школьников.

Одной из проблем, волнующих меня, как учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном уроке, так как ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Я считаю, что именно самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование, думать и искать, выдвигать гипотезы, т.е., в конечном итоге, добывать знания. Умение самостоятельно работать   вырабатывает у ребят уверенность в себе, самостоятельность, повышает эрудицию.

Для достижения этих целей я стремлюсь выполнить следующие требования к организации самостоятельной работы учащихся:

1.Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути её достижения.

2.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

3.Сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

4.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная её задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

В процессе обучения применяю различные виды самостоятельной работы учащихся: для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала; для изучения нового материала; для систематизации знаний; для закрепления знаний и умений путём выполнения тренировочных упражнений; для закрепления знаний путём применения их в новой ситуации; для проверки  и контроля знаний; для организации коррекции знаний, умений и навыков.

В своей работе я использую следующие виды самостоятельной работы:

1. Работа с учебником: рисунок, поиск ответа на вопрос, пересказ, план ответа, обобщение по теме; со справочной литературой или другими печатными пособиями.

2. Упражнения: ответы на вопросы, тренировочные упражнения.

3. Индивидуальные задания на карточках.

4. Творческие работы.

В зависимости от уровня обученности учащихся, предлагаю работы копирующего характера, выполняемого по образцу, частично-поискового характера, исследовательского характера.

Планируя самостоятельную работу учащихся, я придерживаюсь следующих правил:

1. Планирую место самостоятельной работы в структуре урока.

2. Выбираю оптимальный объём в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3. Предусматриваю затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4. Устанавливаю оптимальную длительность работы.

5. Подбираю соответствующий дидактический материал.

6. Предусматриваю рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

На разных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся приобретают знания, умения и навыки. Это даёт положительный результат только тогда, когда этапы самостоятельной деятельности учащихся выстраиваются в определённую систему. Это совокупность взаимосвязанных, логически вытекающих один из другого видов работ. Таким образом, учащийся точно знает, что от него требуется.

Например, предлагаю детям следующий алгоритм выполнения самостоятельной работы:

  1. Прочти первое предложение. Посмотри, на какие правила даны слова.
  2. Затем проговори предложение и напиши его. При списывании пиши целые слова.
  3. Проверь, как написал.

Самостоятельную работу учащихся я использую, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую (по дифференцированным заданиям), парную (по вариантам, дифференцированную), индивидуально-дифференцированую.  Задания для самостоятельной работы предлагаю для всех учащихся группы либо одинаковые, либо вариативные,  в зависимости  от уровня подготовленности группы, задач и типа урока.

         Например, организуя самостоятельную работу по теме «Винительный падеж имён существительных», предлагаю всему классу общее задание:

– Исправьте ошибки, допущенные в написании слов, поставьте над существительными в винительном падеже  нак «+».

Стала ель влису заметней, бирежёт густую тень.

Падасиновик последний здвинул шабку набекрень.

Учащимся, которые быстро справились с заданием, предлагаю  дополнительные задания:

3 группа: составьте с именами существительными в винительном падеже предложения, употребив их в И.п. Предложения записать.

2 группа: подчеркните однородные члены предложения, подберите однокоренные слова к слову «лес».

Вызванный ученик исправляет на доске ошибки. Дети меняются тетрадями в парах, проверяют правильность выполнения самостоятельной работы.

        Учитывая индивидуальные особенности, предлагаю карточки с заданиями слабым учащимся или учащимся, имеющим пробелы в знаниях, а всему классу даю другое задание.

 В своей педагогической деятельности на уроках русского языка я использую самостоятельные задания для детей на разных этапах работы:

1.При проверке домашнего задания.

Примером  может служить задание по пройденной теме  «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»:

1) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Со..нце пок..залось из-за туч но скоро скрылось. Утром дож..ь накрапывал а днём прекращ..лся.  Обм..лели и выс..хли луж..цы.

2) Допишите пословицы. Расставьте знаки препинания.

Месяц светит  но ___________ Сначала думай а _________________ Не по словам судят а ______________

2. При изучении нового материала.

Для первоначального закрепления учебного материала использую тетради на печатной основе (ТПО).  Учащийся, заполняя пропуски, тем самым участвует в обсуждении. Такая письменная речь является достаточной заменой устной речи учащегося на уроке. Кроме того, тетради на печатной основе являются опорой ребёнку в выполнении первых заданий по новому материалу. Каждый ребенок работает в ТПО с индивидуальной скоростью.

Например, при изучении темы «Три склонения имён существительных» предлагаю учащимся записать слова в три столбика по склонениям. Выделить окончания.

 Аквариум, море, окно, бумажка, тигр, день, мебель, льдинка, мать, объявление, собака, помощь, звезда, дочь.

1склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.р.          М.р.

-а,  -я

М.р.            Ср.р.

---                -о, -е

Ж.р.

----

Также на уроках использую различный  раздаточный материал (карточки-задания, памятки-алгоритмы), которые помогают учащимся в ходе самостоятельной работы анализировать, делать выводы, например:

Найдите ошибки, зачеркните неправильную букву и сверху напишите правильную. Можно пользоваться алгоритмом правописания падежного окончания имени существительного.

1.Определить склонение имени существительного.

2.Подставить вместо данного имени существительного существительное того же склонения с ударным гласным в окончании.

3.Написать в проверяемом имени существительном ту букву, которая пишется в проверочном слове.

Пчёлы летят к сирене и к яблоне. По зеркальной гладе озира скальзит лотка. К ноче мы возвращались с прогулки.

3. На этапе первичной проверки усвоения знаний, закрепления новых знаний.

После изучения темы «Склонение имён существительных» предлагаю детям разноуровневое  задание, причем ребята самостоятельно выбирают уровень сложности:

1 уровень – стартовый (минимально допустимый). Запишите имена существительные в три столбика по склонениям: рыбка,  мыло,  месяц,  синица,  помидор,  любовь,  вещь,  дядя,  дочь,  полотенце,  молодёжь,  поляна,  совесть,  лапка,  компьютер.

2 уровень– базовый. Запишите имена существительные в три столбика по склонениям. В каждый столбик допишите по два своих слова: багаж, сосна,  радость,  весть,  сердце,  печь,  скрипка,  ночь,  письмо,  тётя,  телефон,  книга,  стол,  совесть,  рубашка.

3 уровень – продвинутый (творческий). Запишите имена существительные в три столбика по склонениям. В каждый столбик допишите по одному своему слову, составьте с ними предложения: темнота, лисёнок, радость, море, смелость, звезда, свист, честь, солнце, находка, рожь, неделя, ночь, диск, берёза.

4. На этапе контроля и оценки знаний.

Данный этап представляет собой практически полностью самостоятельную работу учащихся. Они выполняют различные тестовые задания, контрольные работы, диктанты с грамматическим заданием, словарные диктанты, пишут обучающие изложения и сочинения. Важно, чтобы дети сами становились инициаторами творческой деятельности. Мои ученики во внеклассной деятельности разрабатывают кроссворды, где написав грамотно слова, получишь ключевое слово. Подбирают вопросы для проведения викторин по русскому языку, составляют словарные диктанты.

Формировать навыки самостоятельной деятельности я стараюсь с помощью различных форм и методов. В зависимости от цели и типа урока,  объём выполняемой работы может быть разным. Заканчивается этот этап самопроверкой, взаимопроверкой, проверкой учителем и оцениванием.

6. На этапе коррекции знаний, умений и навыков.

Учащиеся делают анализ допущенных ошибок по теме, при необходимости просят индивидуальную помощь или консультацию учителя, памятку-алгоритм, карточки - помощники, помощь ассистента на уроке и вне урока. Здесь создаются условия для обучения через совместный анализ ошибок. Потом повторно учащиеся выполняют обязательные задания и контрольную работу.

Это помогает детям не только хорошо усвоить материал, отработать умения и навыки по теме, но и даёт возможность подняться на более высокий уровень. Это повышает качество обучения, дисциплинирует  учащихся, готовит их к самостоятельному продолжению образования.

Любому ребёнку нужен успех. Будет он или нет, от этого зависит самочувствие, желание работать.  

        Анализируя результаты обученности учащихся, можно сделать вывод, что систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких  и прочных знаний.

        Учащиеся испытывают удовлетворение от работы, на уроке не возникает стрессовых ситуаций, дети уверены в том, что они способны выполнить материал любой степени сложности. Я уверена, что применение разнообразных видов самостоятельных работ  на уроках русского языка  будет и в дальнейшем повышать грамотность моих учащихся, способствовать развитию личных качеств.

        Таким образом, я считаю, что данный опыт можно рекомендовать для ознакомления и  использования учителям начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...

Описание опыта педагогической деятельности учителя начальных классов

Данный материл будет полезен учителям начальных классов, содержит описание применения современных педагогических технологий...

Описание профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения учителя начальных классов

Описание   профессиональной педагогической  деятельностив соответствии с образовательной программой образовательного учрежденияучителя начальных классовмуниципального бюджетного о...

Описание опыта профессиональной деятельности по теме"Исследовательская деятельность учащихся".

Данный опыт был представлен на методическом мероприятии в рамках курсов повышения квалификации в "Институте развития образования" в 2017 г....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Учителю ...

Описание опыта педагогической деятельности

Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка...