Групповая работа как формирование средств УУД
методическая разработка (2 класс)

Пилявец Виктория Викторовна

Задание 2

Выступление ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2._vystuplenie_shmo.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как формирование средств УУД

Цель: рассмотреть активные методы обучения в групповой работе

Задачи:

  • познакомиться  с методами обучения в группе;
  • рассмотреть методики организации игровой деятельности в группе

Методы обучения в группе.

   Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.

   Как руководить группами кооперативного обучения?

   В 1-2 классе делим детей на пары или тройки. (В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека). Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

·  чтец читает вслух;

·  секретарь - записывает что-то от лица группы;

·  докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

·  хронометрист следит за временем.

 

   Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

 

    Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд

  Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися    как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

•  определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

• планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

• подбор вопросов для разминки;

• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Вопросы для разминки независимо от урока могут быть следующими:

1. Тройка лошадей бежала 4 часа. Сколько времени бежала каждая лошадь?

    (4ч)

2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

3. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)

4. Сколько «шагов» сделает щука за одну минуту?  (Она не ходит)

5. Что будет делать ворона, которая прожила 3 года? (Будет жить дальше)

Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы, и феномены из любой области знаний.

Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное  время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

 

Использование методик организации игровой деятельности в группе

Метод «Корзина идей»

Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

 

Условно он выглядит следующим образом:

 

Алгоритм работы:

1.     Задаю вопрос о том, что известно по теме.

2.     Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (инд. работа).

3.     Обмен информацией в парах или группах.

4.     Каждая группа называет одно сведение или факт,  не повторяя ранее сказанного.

5.     Все сведения кратко  записываю  в «корзинке идей», даже если они ошибочны.

6.     Все ошибки исправляются по мере  освоения новой информации.

Метод «Инфо-карусель»

 

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Метод «На линии огня»

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за»,   другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

 

Например:

Все мы живём на одной планете и ответственны за её будущее. Одна группа будет играть роль людей, бережно относящихся к природе. Вторая команда будет играть роль людей, забывающих о природе, выступающих с позиции потребителей. Вам необходимо найти аргументы в пользу своего мнения по различным вопросам.

 

 

Вопросы:

Вопрос 1(Люди, бережно относящиеся к природе.)  Надо ли запретить потреблять в квартирах воду, свет в неограниченных количествах? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого?

(Возможные варианты ответов.)

Надо   регулировать потребление воды. Для этого сейчас в квартирах устанавливают счетчики воды. Человек потребляет ее столько, сколько требуется для жизни и учится экономить ее расход. Вовремя проводит ремонт, если происходят протекания в трубах.

Надо научиться экономно расходовать энергию, и тогда мы сохраним запасы горючих полезных ископаемых: угля, нефти. Для этого людям необходимо рассказывать об экономии энергии, информировать о новых источниках ее получения, проводить разработки этих новых источников энергии.

Вопрос 1(Люди, забывающие о природе, выступающие с позиции потребителей.)  Надо ли запретить потреблять в квартирах воду, свет в неограниченных количествах? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого?

(Возможные варианты ответов.)

Не надо, на планете и так воды много, больше, чем суши и ее хватит всем.

Не нужно, сейчас без электроэнергии не обойтись, все приборы работают на ней.

Вопрос 2. (Люди, бережно относящиеся к природе.)  Надо ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей и нужно ли запретить использовать полиэтилен? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого человека?

(Возможные варианты ответов.)

Можно   продлевать жизнь вещам, вовремя их ремонтировать. Можно заменить их искусственными материалами, но они плохо перерабатываются разрушителями, тут надо подумать.

 Да, так как полиэтилен не перерабатывается разрушителями, он будет только загрязнять природу.

Метод «Итоговый круг»

На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

 

Выводы

 Разумное и целесообразное использование этих методов  активного обучения в группе значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос: для чего их используем, и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).

На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества.

Список использованной литературы

1.   Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

2.    Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии   обучения. – М.,2001

4.    Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.

5.   Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.

6.   Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003.

7.   Коджаспирова  Г.М. Технические средства обучения.- М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе....

Влияние групповой работы на формирование и развитие учебной мотивации

В работе рассматривается подход к развитию группового мышления при работе с младшими школьниками. Приводятся пошаговые рекомендации учителю для развития учебной мотивации. Подобная организация группов...

статья "Групповая работа –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников."

Статья по теме самообразования «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах» ...

Групповая работа - способ формирования коллективизма.

В данной презентации представлены цели и задачи групповой работы, достоинства, виды и значение групповой работы, а также алгоритм работы в группе....