Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»
статья

Толстенко Виктория Эдуардовна

Задание 5. Формирование методических компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире.

Одна из ярких особенностей человека – это умение говорить. В том случае, если человек лишается возможности общения, то он перестаёт развиваться, а само общество распадается. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, поэтому очень важно с ранних лет формировать у детей коммуникативную культуру и навыки общения. Под коммуникативным умением понимается способность и реальная готовность к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Это умение осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в конкретной речевой ситуации и создавать собственные связные высказывания. Кроме того, коммуникативные умения предполагают овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.
Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

     Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к общению с одноклассниками, активности, самостоятельности в процессе учебного общения, старается соблюдать правила поведения в школе и вне школы. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию коммуникативных УУД.

    Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Дети должны верить в успех своей работы.

   Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование  и развитие  коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В процессе обучения у младших школьников формируются и развиваются коммуникативные умения:

- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения  другого;
- умение работать сообща для  достижения общей цели.

В этом возрасте так же  характерны такие коммуникативные умения как умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.

Эффективным средством формирования и развития  коммуникативных универсальных учебных действий является использование :

1.парная  и групповая работа;

2.беседы, дискуссии, диалога;

3.проектная деятельность;

4.игра.

А так же различные упражнения,   взаимопроверка заданий, коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

На мой взгляд, существует положительная связь между коммуникативными навыками и успеваемостью учеников и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативной сферы учащихся в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость детей.  Чем выше показатель коммуникативных навыков, тем выше показатель успешности в учебе.

Работа педагога по развитию навыков общения у младших школьников включает в себя:
-Изучение индивидуальных особенностей общения младших школьников.
-Целенаправленное включение младшего школьника в коллективные, партнерские отношения в образовательном процессе.
-Тесное сотрудничество с родителями учеников.
-Умение педагога брать на себя роль организатора, помощника, наблюдателя, психолога

Таким образом, роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей".

В данной статье представлен материал о том, как учитель начальных классов может формировать коммуникативные навыки младших школьников....

Эссе на тему: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных навыков".

Эссе на тему: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных навыков"....

Задание №5 ЭССЕ на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей».

Задание №5 ЭССЕ на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»....

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»

В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя  начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»

В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов».

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»....