Эссе на тему "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей".
статья

Майбородина Ольга Евгеньевна

В данной статье представлен материал о том, как учитель начальных классов может формировать коммуникативные навыки младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно

                                             много ума, чтобы пользоваться им"....

Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах.

1. Использование физкультминуток на уроках

2. Работа в группах и мини – группах.

3. Игровые технологии

4. Применение элементов технологии уровневой дифференциации

5. Использование элементы личностно – ориентированного развивающего обучения

6. Проектная деятельность.

7. Использование пословиц, поговорок на уроках

8. Творческий подход в обучении.

Анализ проделанной системной работы показал, что формирование у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям: развитие речи

и этикет общения.

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, нужно знакомить своих учеников с правилами ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей».

Эссе на тему: "Роль учителя начальных классов в формироваии коммуникативных способностей"....

Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»...

Задание №5 ЭССЕ на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей».

Задание №5 ЭССЕ на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»....

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»

В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя  начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»

В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...