Психолого-педагогическое сопровождение учебно-коррекционного процесса в начальном звене школы VIII вида.
методическая разработка (1 класс)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно -развивающее  пространство в школе-интернате:  психолога, логопеда, врача, воспитателя. Цель-оказание  эффективной и своевременной помощи вновь поступившим в  1 класс детям.  Проблема состояла в том, что работа эта существовала отдельно от общего учебного процесса, автономно, бессистемно. Особенно важным и принципиальным моментом стала организация тесного сотрудничества с психологом,  построение вектора деятельности каждого  для решения следующих задач:

·систематического отслеживания уровня развития  учащихся коррекционного заведения с 1 класса

·создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей каждого, а также коррекция недостатков   интеллектуального роста;

 

·организация помощи детям в психологическом плане,  психокоррекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-коррекционного процесса в начальном звене школы VIII вида.

Своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, вытекающее из особенностей их развития, является закономерной конкретизацией общепедагогических принципов. Основные педагогические понятия (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование и др.) употребляются здесь в том же значении. Однако общепедагогические принципы олигофренопедагогика рассматривает как исходные для решения се особой задачи — коррекции развития умственно отсталого ребенка.Методы обучения и воспитания здесь специфичны, они зависят от особенностей познавательной деятельности, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Один из важных этапов в работе с детьми с отклонениями является их психолого-педагогическое изучение. В основе этого вида деятельности лежит изучение особенностей учащихся усваивать новую информацию и удерживать ее в памяти, овладевать существующими общественными ценностями и обогащать их созданием новых. Проблемы изучения школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии требуют совокупности знаний самых разнообразных наук: медицинских знаний, нейрофизиологии, специальной психологии. В работе с детьми названной группы необходимы знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, закономерностей развития психики с целью коррекции и прогноза социальной адаптации. Данные общей и специальной психологии позволяют учитывать общие и специфические закономерности формирования познавательной деятельности. Вследствие   основного дефекта — поражения центральной нервной системы, умственно отсталые дети отстают от сверстников в речевом развитии. Нарушение речи препятствует успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на формирование их психики. Положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития, подчеркиваемое Л.С. Выготским, дает основание полагать, что концепция развития нормального ребенка может быть использована при трактовке умственно отсталых детей. Здесь следует говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка. Развитие определяется биологическими и социальными факторами.

К числу биологических факторов относятся: тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации педагогического воздействия. К числу социальных факторов относятся: семья, взрослые и дети, с которыми он проводит время, школа.

Особенно большое значение имеют правильно организованные обучение и воспитание, адекватные возможностям ребенка, опирающиеся на зону его ближайшего развития. Именно оно стимулирует продвижение детей в общем развитии и предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно — мышления. Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Несомненная активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение которых как бы подготавливаются,концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заметить в первые два школьных года обучения, на четвертом - пятом году и в конце обучения.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Особенности использования метода проектов в начальных классам школы VIII вида

Ведущим  принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. Деятельностный подход в обучении позволя...

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

Особенности восприятия педагога и оценка школьной ситуации учащимися начального звена школы VI вида

Приведены полученные результаты изучения восприятия педагога и оценки школьной ситуации учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы. Тезисы....

Сценарий экологической тропы «Весенний марафон» для начальной коррекционной школы VIII вида

Сценарий спортивно-оздоровительной  игры «Весенний марафон» для начальной  коррекционной школы VIII вида...

Мониторинг достижений учащихся начальных классов школ VIII вида

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...