«Ранняя профилизация учащихся младшего школьного возраста МАОУ гимназии №2»
статья

Грюкачева Анна Михайловна

Начальная школа должна стать первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. В рамках профильного обучения такая подготовка учащихся - ранняя профилизация - особенно актуальна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ранняя профилизация учащихся младшего школьного возраста МАОУ гимназии №2»

  Школа – самая удивительная

лаборатория, потому что

в ней создаётся будущее…

Президент страны В. В. Путин  в своих выступлениях неоднократно подчёркивал, что главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом,  им были сформулированы требования к современной школе и нынешним выпускникам.

В современном мире, когда взят курс на модернизацию экономики, промышленности, производства, эффективное использование трудового потенциала страны приобретает особое значение. Быстро меняющийся мир меняет и представления о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он должен выйти из школы в большую жизнь. Эти представления формируются исходя из интересов общества, государства, семьи и отдельной личности. Меняющийся социум предъявляет новые требования к выпускникам школы, к качеству образования, которое дает современная школа.

Выпускники нового поколения  должны быстрее, чем их сверстники прошлых лет, понять себя, свои потребности и возможности, научиться соотносить свои интересы с объективными требованиями, адекватно реагировать на вызовы времени, у выпускников должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е выпускник должен быть конкурентоспособным.  Поэтому школа должна помочь молодым людям получить знания, умения, навыки, и сформировать компетенции в области профессионального и личностного самоопределения, которые помогли бы им стать успешными и конкурентоспособными на рынке труда.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. 

Общий подход к профилизации обобщённо можно выразить следующими позициями:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

Тем не менее, существует и другой подход, предусматривающий гораздо более раннюю профилизацию. Своим видением этой проблемы и накопленным нашим педколлективом опытом я и хочу поделиться с Вами. Прежде всего, профилизация- это не разовое мероприятие, а стройная система работы, охватывающая практически всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах. Сотрудничество старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предполагаемое совершенствование средней школы по части профильного обучения касается не только старших классов средней школы, но и должно охватывать все ступени образования: от начального  до высшего включительно.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. На форумах президент страны В.В. Путин не раз во главе угла ставил работу по ранней  профориентации в школах:

«Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства – один из ключевых элементов роста. России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах»

Начальная школа должна стать первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. В рамках профильного обучения такая подготовка учащихся - ранняя профилизация - особенно актуальна. 

Цель  работы:  помочь учащимся разобраться в том, как профессии и специальности соответствуют целям, потребностям и успешной жизнедеятельности в социуме. 

Задачи:

1.Прививать любовь к труду и уважение к людям труда;

-формировать у учащихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовые навыки и умения.

- формировать понимание о роли труда в жизни человека и общества.

2.Расширить знания о мире профессий;

-познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, на примере профессий их родителей и общении с представителями людей разных профессий;

-сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;

-формировать представление о классификации профессий;

-изучить особенности ведущих профессий нашего региона;

3.Ознакомить учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

-организовать ознакомительные экскурсии, в том числе виртуальные онлайн вебинары на производства, заводы, фабрики и т.д.

4.Заложить основы проектирования и проектной деятельности.

- учить планировать свою деятельность и осуществлять контроль  за ее ходом.

-учить оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

-формировать высокий уровень самостоятельности у учащихся начальной школы.

I.Работа педагогического коллектива начальной школы осуществляется по следующим основным направлениям:

Ранняя профилизация в начальной школе является подготовительным этапом в профильном обучении. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе, также сотрудничество с внешкольными организациями и взаимодействие с родителями позволяет эффективно и системно вести работу по ранней профилизации.

Работа с младшими школьниками спланирована так, что бы к концу четвёртого класса учащимися осуществлялся первичный профессиональный выбор. Пропедевтика предпрофильной подготовки через индивидуализацию образовательного процесса начальной школы в рамках новых возможностей, заложена в федеральных государственных образовательных стандартах. Особенность которых заключатся в том, что учащиеся начальных классов впервые получают возможность выбора курсов внеурочной деятельности, расширяющих образовательное пространство предметных областей. Это позволяет нашим учителям учитывать индивидуальность каждого ребёнка, развивать креативность, навыки практической деятельности. Выполнение творческих и исследовательских заданий на внеклассных занятиях и кружках организованных в школе «Юный информатик», «Финансовая грамотность»,

II.Система работы по ранней профилизации  в начальной школе.

В связи с возрастными особенностями человека профессиональное самоопределение проходит несколько этапов, и поэтому работу по руководству его профессиональным самоопределением в учреждениях образования необходимо осуществлять на следующих этапах:

1. Пропевдетический (1- 4кл.)

2. Поисково - зондирующего (5-7 кл.)

3. Период развития профессионального самосознания и уточнения социально - профессионального статуса (8-11 кл.)

Следуя теме, подробнее остановимся на первом этапе.

Основным направлением по ранней профилизации в целостной системе начальных классах является профессиональное просвещение. Которое  предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).

Работа в нашей школе представляет собой целостную, структурированную систему,  состоящую из отдельных направлений, которые тесно связаны между собой: применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся.  

Цели по профориентационной работе для учащихся начальных классов МАОУ «Гимназии №2»


        Рассмотрим более подробно систему работы по направлениям. Выбор форм и методов, применяемых нашими учителями для достижения поставленной цели в ранней профилизации учащихся.
 

Обычно родители пугают маленьких детей, которые не проявляют усердия в учебе, участью дворника в будущем. Однако для страны важен каждый профессионал, будь он хоть доктор, хоть обувщик. Некоторые профессиональные праздники в России отмечаются с размахом на всю страну, другие - празднуют скромно, в узком кругу единомышленников, соратников и членов семей. А есть дни, отмеченные государством, но известные единицам, даже сами виновники порой не знают, когда их труд можно официально прославлять.

На заседании МО мы с коллегами изучили календарь профессиональных праздников, составили план работы на учебный год с учётом данных праздников. Таким образом, у нас получилось так, что на каждой учебной неделе один день посвящён той или иной профессии, то есть на всех уроках в этот день «красной» нитью проходит данная тема своего рода проведение тематических “погружений” интегрированного характера.

План работы на 2020-2019учебный год

Профессиональный праздник

дата

1

День российской гвардии

4.09

2

Они держат руку на пульсе нашей экономики - работники нефтяной, газовой и топливной промышленности.

11.09

3

День программиста

18.09

4

День воспитателя и всех дошкольных работников России

25.09

5

День Сухопутных войск РФ

2.10

6

День учителя России

5.10

7

День образования Специальной пожарной охраны МЧС России

16.10

8

День работников пищевой промышленности России

23.10

9

День таможенника Российской Федерации

30.10

10

День российской полиции

13.11

11

Всероссийский день проектировщика

20.11

12

День бухгалтера в России

27.11

13

День юриста в России

4.12

14

День инженерно-авиационной службы ВКС России

11.12

15

День ракетных войск стратегического назначения ВС России

18.12

16

День энергетика в России

25.12

17

День спасателя Российской Федерации

15.01

18

День российской печати

22.01

19

День штурмана ВМФ России

29.01

20

День работника гражданской авиации в России

5.02

21

День компьютерщика

12.02

22

День орнитолога в России

19.02

23

День защитника Отечества

26.02

24

День театрального кассира.

5.03

25

День работников гидрометеорологической службы России

12.03

26

День моряка-подводника в России

19.03

27

День геолога

2.04

28

День российской анимации

9.04

29

День работников скорой медицинской помощи

16.04

30

День нотариуса

23.04

31

День пожарной охраны России

30.04

32

День водолаза в России

7.05

33

День Черноморского флота ВМФ России

14.05

34

Общероссийский день библиотек

21.05

Подготовка детей к ранней профилизации является работа всего педагогического коллектива начальной школы, которая осуществляется по следующим основным направлениям:

-организация профинформационной работы на всех уроках.

-организация и проведение внеклассных и внешкольных занятий

-оформление портфолио, буклетов  «В мире профессий»

-организация экскурсионной работы.

-организация профориентационной проектно-исследовательской деятельности, конкурсов, конференций.

Значительное место в данной работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий.

        Остановимся более подробно на направлениях по которым ведётся работа по ранней профилизации в начальных классах МАОУ Гимназии №2

1.Урочная деятельность

Постоянной и целенаправленной работой по социализации личности и  профориентации  является учебный процесс. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, кубановедения, технологии, изобразительного искусства, физической культуры, музыки учащиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей важность и значимость каждой профессии.  На уроках технологии  особое внимание уделяется сравнению и выделению особенностей содержания различных профессий.

2.Внеурочная деятельность

Внеклассная работа по  профориентации учащихся начинается с 1 класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По данной тематике планируется проведение одного классного часа в  месяц, с использованием  разнообразных  форм  занятий (бесед, экскурсий, встреч с  людьми интересных профессий,  участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.).

3.Внешкольная работа

Эффективны и очень любимы учащимися экскурсии на производство, центры, дворцы, дома, клубы, детские студии, станции (юных натуралистов, технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.), детские парки, школы (по разным областям науки и техники, видам искусства или спорта), музеи, которые знакомят ребят с миром профессий. Но, к сожалению, в последнее время по известным причинам организовать их становится все сложнее. Возможно использование вебинаров и виртуальных экскурсий и встреч с представителями тех или иных профессий.

Интересны для ребят беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям.

4.Работа с родителями

Одна из форм  работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения  их родителей. Но работу  с родителями   необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают,  как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии.  Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс  формирования социальной и технологической компетенций.  Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам.  На родительских собраниях планируется проведение  бесед или использование других форм работы.

5.Проектная деятельность

В начальной школе закладываются основы  проектирования и проектной деятельности.  Учителя используют активные методы обучения – игровые методы, методы проектов, исследовательские и проблемные методы  при преподавании практически всех предметов. Все они  благоприятно влияют на развитие личности и  на подготовку к профилизации  учащихся. Также они способствуют более тесному сотрудничеству  с родителями.

Примерные формы работы организованные в начальной школе.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Урочная деятельность

1.Ролевые игры

2. Проведение тематических “погружений” интегрированного характера.

3.Беседы

1.Ролевые игры

2. Проведение тематических “погружений” интегрированного характера.

3.Беседы

4.Подготовка Сообщения «Профессия моих родителей»

1.Ролевые игры

2. Проведение тематических “погружений” интегрированного характера.

3.Беседы

4.Подготовка докладов

1.Ролевые игры

2. Проведение тематических “погружений” интегрированного характера.

3.Беседы

4.Подготовка презентаций

Внеурочная деятельность

1.Праздник «Все работы хороши»

2.Конкурс рисунков «Мир профессий моих родителей»

3.Выставка творческих работ «О профессиях разных, нужных и важных»

4.Оформление классного уголка по тематики недели.

2.Встречи с представителями профессий (среди родителей класса)

1.Встречи с представителями профессий.

2.Классный час «О профессиях разных, нужных и важных»

3.Викторина «Кем быть?»

4.Оформление классного уголка по тематики недели.

5.Конкурс рисунков и загадок.

1.Оформление портфолио «В мире профессий»

2.Видео-конкурс «Готовим дома», «Ни минуты без скуки»

3.Классный час «Твои земляки труженники»

4.Оформление классного уголка по тематики недели.

5.Конкурс рисунков и загадок

1.Конференция «Профессии современного мира»

2.Оформление классного уголка по тематики недели.

3.Видео-конкурс «Готовим дома», «Ни минуты без скуки»

Внешкольная работа

1.Экскурсии в библиотеку, парк, планетарий

1.Экскурсии

-выставочный зал городского музея-заповедника

-краеведческий музей

-к городской доске почёта

-в музей цементной промышленности

1.Организация экскурсии к кому либо из родителей на работу.

2.Экскурсия на предприятия лёгкой промышленности нашего города.

1.Организация экскурсий

-в воинскую часть

-в город Краснодар «Минополис»

Работа с родителями

1.Беседа «Задачи профориентационной работы в 1 классе».

2.Рассказ о режиме дня детей.

3.Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье.

4.Классный час с участием мам (представителей профессий).

5.Круглый стол «Интересы и увлечения моего ребёнка.

1.Беседа «Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей».

2.Информация о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году.

3.Беседа « Что делают ребята в семье»

4.Классный час с участием родителей.

1.Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям

2.Как знакомить учащихся с профессиями.

3.Схема описания профессии

4.Способы выявления интересов, склонностей  и способностей учащихся

5.Организация экскурсии к кому либо из родителей на работу.

1.Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках

2.Классификация профессий

3.Рассказ о том, что узнали учащиеся

4.Подготовка к сбору «Человек имеет права и обязанности»

5.Индивидуальные консультации с родителями

6.Классный час с участием родителей

Проектная деятельность

Проектная работа «Профессии наших родителей»

Проектная работа «Династии профессий в моей семье»

Проектная работа «Актуальность профессий моего края»

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»

Таким образом,  на протяжении четырех лет обучения у младших школьников накапливается довольно богатый запас  сведений о профессиях.

          Резюмируя, хочется еще раз отметить, что при наличии желания и правильного использования предлагаемого инструмента, у каждого из нас появляется возможность развить и успешно применить набор способностей,  полученный каждым ребёнком при рождении, для развития  его творческого  потенциала, что будет являться гарантией высокого качества его дальнейшей жизни.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

В результате работы  учащиеся начальных классов должны знать и понимать:

  • Роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • Влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
  • Назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и  инструментов.
  • Осуществить первичный профессиональный выбор.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • На основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
  • Оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
  • Планировать свою деятельность и осуществлять контроль  за ее ходом.
  • Соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)

Программа«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой?»(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)...

Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

Разработка спортивно-развекательной программы для учащихся младшего школьного возраста "В поисках золотого ключика"

Разработка спортивно-развекательной программы для учащихся младшего школьного возраста "В поисках золотого ключика"...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."

Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...

Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста

•Школьная переменакак одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста•...