Занятие по риторике в 4-м классе по теме:« Вербальные и невербальные средства общения. Поделись улыбкою своей»
план-конспект занятия (4 класс)

Бурдыгина Татьяна Владимировна

Цель: познакомить с этикетным средством невербального общения – улыбкой  и её значением.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с разновидностью улыбки; 

-  дать понятия “улыбка, ухмылка, усмешка”;

развивающие:

-  развивать умение чувствовать настроение окружающих.

воспитательные:

- побуждать проявлять свои положительные эмоции, доброжелательность, использовать улыбку в общении;

- укреплять чувство уважения к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ritoriki_v_4_klasse_po_teme_ulybka.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

 

Занятие по риторике в 4-м классе по теме:

« Вербальные и невербальные средства общения. Поделись улыбкою своей»

 

                                                              Автор: Бурдыгина Татьяна Владимировна,

                                                                       учитель-логопед первой квалификационной категории

                                                                                       Болотное, 2020

Цель: познакомить с этикетным средством невербального общения – улыбкой  и её значением.

Задачи:

образовательные: 

- познакомить с разновидностью улыбки;  

-  дать понятия “улыбка, ухмылка, усмешка”;

развивающие: 

-  развивать умение чувствовать настроение окружающих.

воспитательные:

- побуждать проявлять свои положительные эмоции, доброжелательность, использовать улыбку в общении;

- укреплять чувство уважения к другим людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, презентация, атрибуты костюмов для инсценирования,   бумага, фломастеры

Ход занятия

  1. Приветствие. Стихотворение «С добрым утром!»                                                                                     (слайд 1)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам!

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Постараемся создать хорошее настроение на весь день.

2.Вступительная беседа

Предмет риторика – наука особенная,  многим  малознакомая. Вспомним, где и когда она возникла, чему учит риторика? (слова М.В.Ломоносова)                                         ( слайд 2) 

Верно, ребята!  

Говорить будем красиво,
Смело и неторопливо
.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.

 - Учит ли риторика общению?

-  Какие средства общения знаете?                                                                               (слайд3)

Все эти средства общения: словесные и несловесные (вербальные и невербальные)  мы  используем в нашей «Театральной мастерской» при постановке спектаклей.        (слайд 4)

 Предлагаю посмотреть миниатюры по сказкам  «Кот и лиса» и «Репка на новый лад».

3.Инсценирование (работа в группах) 

Сказка «Кот и лиса» - выступление 1 группы.                                                           

Сказка «Репка на новый лад» - выступление 2 группы.                                           

Обсуждение игры актёров (Какими средствами пользовались, удалась ли игра актёров?)

4.Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.

 Об одном очень важном и интересном средстве общения мы узнаем сегодня подробнее. Попробуйте догадаться, что я имею ввиду:

    Её нельзя купить, её можно только подарить.                                                            (слайд 5)

    Верно,  речь пойдёт об улыбке.

    Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.                         (слайд 6) 

    Посмотрите, сколько улыбок, и какие они разные!

    Многие пользуются электронной улыбкой – смайликом,  посылая  его друг другу.

     Так хотят выразить чувства или поднять настроение. А изобрёл его  Харви  Бэлл.  (слайд 7)                   

Я  всем желаю, чтобы  улыбка стала вашим постоянным спутником.

Как говорил барон Мюнхаузен : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Самые большие глупости на земле делаются именно  с серьёзным выражением лица».

Давайте же будем улыбаться и делиться своей улыбкой, как поётся в песне.

5.Исполнение песни «Улыбка»                                                                    (слайд 8 фонограмма) 

6. Стихотворение  об улыбке (читает ученик)                                                                (слайд 9) 

 7. Разминка:

- артикуляционная                                                                                                                (слайд 10)

(«Улыбочка», «Лягушки», «Заборчик», «Чистим зубки», «Бегемотик»);       

- дыхательная («Насос»);                                                                                                    (слайд 11)

 - пальчиковая  «Воздушные шарики»                                                                                (слайд 12)

Надуваем быстро шарик, (вдох носом - выдох через «трубочку»)

 Он становится большой, (показ размера)

Вдруг шар лопнул (хлопок),

Воздух вышел  ( на улыбке произносим: с – с – с),

Стал он плоский и худой. (показ - ладони вместе прижаты)                                                            

Я надул воздушный шарик. (вдох носом - выдох через «трубочку»)

Укусил его комарик. (хлопок)

Шарик сдулся – ( на улыбке произносим: с – с – с) – не беда!

Новый шар надую я!                                                                 

8. Мозговой штурм 

-Что такое улыбка? Что она выражает?   Обратимся к словарю                                     (слайд 13)                                                          

Улыбка - движение мышц лица (губ, глаз), показывающая расположение к смеху или выражающая привет, удовольствие и др. чувства.

-Виды улыбки, в чём разница?

Ухмылка, усмешка (разг.) - это улыбка, обычно с оттенком иронии, насмешки, недоверия.

-Какое это средство общения? Как помогает? Каким делает лицо?                               (слайд 14)

Улыбка – несловесное средство общения. Улыбка помогает в общении;

Улыбка подчёркивает красоту лица;

Улыбка говорит о настроении человека, это лекарство от плохого настроения, скуки, она прогоняет усталость.

- В каких ситуациях общения  используется улыбка?                                         ( слайд 15)

     -     Доброе…  (приветствие)

-     Извини, что я …     (извинение)

     -     Спасибо тебе за …  (благодарность)

     -     Я не смогу …     (отказ)

     -     Прошу тебя ..   (просьба)

     -     Ты удачно …  (похвала)

     -     Поздравляю тебя … (поздравление)

- Когда человек улыбается, какие эмоции испытывает?                                           (слайд 16)                                                                              

-Какой может быть улыбка?  ( добрая, весёлая, грустная, ироничная, растерянная, самодовольная, глупая, злая, насмешливая, странная, застенчивая, добродушная, лукавая, очаровательная, странная, обаятельная, обезоруживающая).                                                              

 Улыбка мира (Ю.А.Гагарин)                                                                                       (слайд17)

Улыбка Джаконды - загадочная                                                                                   (слайд18)

«Голливудская улыбка»                                                                                                (слайд19)                                                                                                                  

9.  Работа с пословицами                                                                                            (слайд 20)

10. Отрывок из м/ф «Крошка Енот». А всегда ли легко  улыбнуться?                (слайд 21) 

 11. Игра «Весёлые диалоги» (работа в  парах)                                                        (слайд 22)

  Этюды с использованием вербальных и невербальных средств общения.  

1.- Давай дружить.

   - Давай: то я к тебе, то ты к себе.

 2. - Иван, скажи моей лошади: “Тпру!”

          - “А сам что ж?”

          - “Губы замерзли.”

3. -  Медведя поймал!  

    -  Веди сюда!

    -  Да, не идет!

    -  Так иди сам!  

    -  Да не пускает!

4. - Что везешь?

    - Сено.

    - Какое сено, ведь то дрова!

    - А коли видишь, чего спрашиваешь?

      5. - Чего ты делаешь?

          - Ничего.

          - А ты что?

          - А я  тебе  помогаю.

6. - Федул, чего губы надул?

       -  Да кафтан прожег!

        - Зашить можно?

        -  Да иглы нет.

        - А велика ли дыра?

         - Один ворот остался.

  Обсуждение: Что вы заметили, наблюдая друг за другом? ( губы непроизвольно растягивались в улыбке). Какие артисты показались самыми выразительными? Какие средства общения использовались? Улыбались ли наши герои?

12. Рефлексия  Синквейн  «Улыбка»                                                                           (слайд 23)

13. Итог занятия

 Вот мы и раскрыли секреты улыбки.                                                                          (слайд 24)

 Берём  их «на вооружение»?      

 Предлагаю девиз для жизни:                                                                                         (слайд 25)

Дышите полной грудью, пускай никто не плачет,

 Дарите радость людям, чтоб быть самим богаче.  

 Спасибо всем за работу! Молодцы, ребята!                                                               (слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделись улыбкою своей

Внеклассное занятие о доброте, отзывчивости...

Классный час Поделись улыбкою своей. 3 класс.

Цель урока: сформировать в сознании детей понятие " улыбка"....

Конспект занятия по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста на тему:«Поделись улыбкою своей!»

Толерантность -это то что как никогда в наше время необходимо детям.В современном жестоком мире,где всё больше сфера интересов детей крутится вокруг интернета и телевидения,далеко не всегда пропаганди...

Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"

Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...

материал на тему: "Невербальные средства общения учителя начальных классов"

quot;Невербальные средства общения учителя начальных классов"...

«Вербальные и невербальные средства общения»

laquo;Вербальные и невербальные средства общения»...

Вербальные и невербальные средства общения.

Из чего складывается общение...